Глухие и ВИЧ

Глухие люди: потребности в профилактике ВИЧ

Слабослышащие и глухие люди, носящие слуховые аппараты, как и большинство людей с ограниченными возможностями, часто оказываются«отрезанными» от важной информации о ВИЧ, сексуальном и репродуктивном здоровье. Строго говоря, их потребностям практически не уделяется внимания, традиционные программы не адаптируются для потребностей этой группы. В результате глухие люди становятся непропорционально уязвимыми перед передачей ВИЧ.

Существует ли риск для глухих людей?

Да. Так в США по разным оценкам от 7 000 до 26 000 глухих людей живут с ВИЧ. Тем не менее, эпидемиологические службы не собирают информацию о глухоте и ВИЧ/СПИДе, так что точные цифры остаются неизвестными. В штате Мэриленд, США, впервые было информацию о проблемах со слухам включили в стандартные формы по консультированию и тестированию на ВИЧ. В результате оказалось, что 3,4% глухих людей в штате Мэриленд ВИЧ-положительные.

В мире живут миллионы глухих людей, у каждого десятого есть та или иная степень потери слуха. Несмотря на это, глухие и слабослышащие люди сталкиваются с предрассудками общества, дискриминацией, отсутствием равенства в сферах труда и образования. Сейчас глухим людям приходится бороться с дискриминацией в сфере здравоохранения, доступ к медицинским и социальным службам для них часто ограничен. До сих пор нет не только достоверной информации о связи глухоты и ВИЧ, но и специализированных служб профилактики и лечения ВИЧ-инфекции.

Каковы факторы риска для глухих людей?

В сообществе глухих людей часто встречается злоупотребление наркотиками. Исследования в США говорят о том, что один из семи глухих людей употреблял наркотики, следи общей популяции эта цифра составляет один из десяти. Употребление наркотиков обычно приводит к неспособности мыслить здраво, что часто связано с опасным сексуальным поведением. Также значительным фактором риска является употребление наркотиков с помощью нестерильного инъекционного оборудования.

В школах для слабослышащих детей обычно не проходят занятия по сексуальному образованию и ВИЧ. Существующие программы образования по ВИЧ для подростков, обычно не адаптированы для глухих молодых людей. Из-за этого глухие люди, особенно подростки, часто хуже осведомлены о риске передачи ВИЧ, профилактике и лечении ВИЧ-инфекции. Отсутствие информации о ВИЧ и инфекциях, передаваемых половым путем (ИППП), усугубляется отсутствием словаря, с помощью которого глухие дети и подростки могут говорить на эти темы. Одно из исследований показало, что глухие подростки старших классов обладают катастрофически низким уровнем знаний о СПИДе. Школьники смогли ответить только на 8 из 35 вопросов о СПИДе.

Глухие мужчины, практикующие секс с мужчинами (МСМ), оказываются в особенно сложной ситуации. Они сталкиваются с дискриминацией и неприятием и в сообществе глухих людей, и в сообществе геев. Из-за высокого риска отвержения и дискриминации глухие МСМ могут не признавать себя гомосексуалами, и практиковать случайный, анонимный и рискованный секс. Многие глухим МСМ также сложно общаться со слышащими партнерами, в том числе и по поводу безопасного секса.

Дети с ограниченными физическими возможностями, в том числе глухие дети, особенно уязвимы перед физическим и сексуальным насилием, которое может иметь место и дома, и в школах-интернатах. Одно исследование показало, что 54% глухих мальчиков сообщили о сексуальных домогательствах, среди слышащих мальчиков о них сообщили только 10%. Также 50% глухих девочек рассказали о сексуальном насилии, по сравнению с 25% слышащих девочек. Сексуальное насилие не только травмирует психику ребенка, такие преступления, пережитые в детстве, могут быть связаны с употреблением наркотиков и другим рискованным поведением во взрослом возрасте.

Что мешает профилактике?

Для большинства глухих людей основным языком является язык жестов. Этот язык обладает собственной грамматикой и синтаксисом. Язык жестов предназначен для очной беседы. Материалы о ВИЧ/СПИДе, написанные с помощью графического языка жестов до сих пор большая редкость. И хотя глухие люди могут читать материалы о профилактике ВИЧ, для людей, которые плохо знают обычную письменную речь, такие материалы неэффективны.

Язык жестов в основном призван передавать целостные понятия, многие фразы и идиомы могут быть не понятны человеку, с ограниченными навыками общения без языка жестов. В языке жестов нет слова СПИД, слово ВИЧ-положительный прозвучит бессмысленно, так как «положительный» значит что-то хорошее. Переводчики языка жестов не смогут переводить темы по ВИЧ/СПИДу без специальной подготовки, не говоря уже о том, что они могут быть не готовы открыто и искренне переводить вопросы сексуальности и употребления наркотиков.

Сообщество глухих является очень сильным, взаимное общение и поддержка в нем само собой разумеются. С другой стороны, в таком сообществе сложно сохранить что-то в секрете, а ведь вопросы, связанные с ВИЧ, требуют строгой конфиденциальности. Многие глухие люди лучше будут рисковать столкнуться с непониманием и проблемами в обычной службе, чем пригласят переводчика или обратятся в специализированную службу для глухих, где их могут узнать. Даже в анонимном кабинете тестирования сложно сохранить конфиденциальность, так как глухому человеку потребуется переводчик, чтобы, например, позвонить туда по телефону и узнать результат.

Что может помочь в профилактике?

Лучшее понимание особенностей и сильных сторон сообщества глухих может помочь создать эффективные программы профилактики. Как в сильном сообществе, в нем чаще можно встретить физическую и эмоциональную близость. Визуальная природа языка жестов потребует открыто обсуждать сексуальность и употребление наркотиков. Обычно глухие люди чувствуют себя комфортно, обсуждая подобные темы с целью защитить свое здоровье.

Организациям для глухих людей пора начать обращаться к вопросам, которые традиционно замалчивались и были «табуированными» темами. СПИД-сервисным организациям необходимо учиться развивать с ними сотрудничество, в частности большинство школ для глухих детей, отказываются от образовательных программ по СПИДу, когда им их предлагают.

Есть ли подобный опыт?

В центре психического здоровья Университета Галоде, проходит регулярное обучение по ВИЧ/СПИДу для специалистов в области психического здоровья, работающих с глухими людьми. В рамках обучения разрабатываются специальные наглядные материалы для сообщества глухих, такие как видео, рисунки, модели развития ВИЧ и групповые упражнения.

В Париже, Франция, союз профилактики СПИДа проводит различные программы для глухих подростков и в школах для глухих людей и вне их. Молодые глухие тренеры посещают школы и предоставляют информацию по профилактике на языке жестов. В рамках программы используются различные наглядные материалы, опровергающие мифы о ВИЧ. В программе также работает кабинет тестирования на ВИЧ, медперсонал которого говорит на языке жестов. Когда подобный кабинет открылся в обычной больнице, успешность его работы была еще выше.

В Программе по химической зависимости Миннесоты для глухих и слабослышащих людей предоставляется лечение зависимости от алкоголя и наркотиков для глухих людей из США из Канады. Все сотрудники программы проходили обучение, как по вопросам глухоты, так и по вопросам наркозависимости, они разработали лечебные подходы, которые снимают проблему коммуникации. Программа также представляет обучение для специалистов, работающих с глухими людьми. Их ресурсный центр предоставляет материалы по наркозависимости и помогает найти переводчика для посещения встреч Анонимных алкоголиков или Анонимных наркоманов.

Что еще можно сделать?

В сообществе глухих необходимо современное образование и аут-рич не только по вопросам ВИЧ и СПИДа, но и по вопросам сексуального здоровья и употребления наркотиков. Школы для глухих должны предоставлять образование по сексуальности и наркозависимости, а также оказывать поддержку детям и подросткам, подвергающимся насилию и злоупотреблениям. Программы для глухих людей, должны учитывать специфику сообщества, например, освещать вопросы секса со слышащим партнером. Такие программы должны бороться за реформы в здравоохранении, за профилактику сексуального насилия и злоупотребления наркотиками среди глухих людей.

Программы профилактики ВИЧ для глухих людей должны быть ясными и максимально визуальными. Они не должны включать только «сухие лекции», но и физическую активность, дискуссии, групповые игры, наглядные пособия и видеоматериалы. Необходимо максимально пользовать новые технологии, такие как интерактивное видео и Интернет.

Хотя попытки заниматься образованием по вопросам ВИЧ/СПИДа в сообществе глухих, этих попыток катастрофически не хватает. Эпидемиологические службы не рассматривают глухих людей как целевую аудиторию, особенности эпидемии среди которой необходимо учитывать. Необходимо учитывать потерю слуха и другие ограничения возможностей, собирая информацию о распространении ВИЧ.