Слышащие и глухие: два мира или один?

Здравствуйте. Если вы зашли на этот сайт, щёлкнули эту ссылку, значит в той или иной мере Вас интересует ответ на этот вопрос. Искали в своё время на него ответ и мы — несколько десятков семей из Екатеринбурга (в частности) и других уголков России — вообще. Семей, в которых было услышано от врачей страшное: «Ваш ребёнок не слышит, покупайте слуховые аппараты». Далее идут вариации и подробности — такая-то степень потери, рекомендации врачей, педагогов..

Впрочем, рекомендации не отличались разнообразием — путёвка в спецсад, активное изучение жестовой речи и дактиля детьми с самого раннего возраста(как только будет возможно), ну и, естественно, родителями, дабы могли хоть как — то общаться со своими чадами. И всё. Разделение на два мира — слышащих и не слышащих.

Наверно, мы бы последовали всем этим советам, поскольку выбора — то у нас не было, о других вариантах мы не знали, да и откуда? (Тогда ещё мы и не подозревали о существовании этого сайта). Смирились бы и приняли как неизбежное..

Но, по счастливой случайности, в спецсаду, в который нас направили, работали тогда два сурдопедагога, принявших на вооружение методику Э.И. Леонгард. В то время (3 года назад) это были единственные в Екатеринбурге два (!) педагога, которые работали по этой системе, хотя она была разработана более 30 лет назад. И ни где — нибудь за рубежом, а у нас, в России..

Далее привожу суть методики, некоторые интересные материалы, и отзывы родителей, занимавшихся со своими детьми по методике Леонгард. Может быть, это поможет стать нам, слышащим и не слышащим, одним миром?

С уважением, Сунцов Дмитрий. Тишанцева Ирина.
Сунцов Саша, 5 лет. Нейросенсорная тугоухость 4 — й степени.


(Отрывок из статьи Э.И. Леонгард «Не вооружены, но очень опасны»)

Наш подход к воспитанию, обучению, реабилитации детей с нарушениями слуха и их интеграции в общество слышащих, к воспитанию, обучению и реабилитации их родителей представляет собой целостную Систему. Система это не сумма упражнений и методических приемов, на использование которых влияют персональный опыт, позиции и пристрастия педагога. Все составляющие Систему принципы взаимосвязаны и взаимозависимы — выпадение одной составляющей влечет за собой разрушение всей Системы и, как следствие, искажение результата. В основу Системы становления личности детей с нарушениями слуха и реабилитации их родителей положена определенная теоретическая концепция. Люди, пользующиеся Системой, разделяют данную концепцию. Это касается и сурдопедагогов, и родителей. Но разделять недостаточно — необходимо владеть способами реализации принципов концепции в педагогической практике, т.е. владеть методикой«Формирование и развитие речевого слуха и речевого общения». Путь освоения долог.

На всех дефектологических факультетах педагогических Институтов студентам преподают иную методику обучения и воспитания глухих и слабослышащих дошкольников и школьников. В нашу Систему сурдопедагоги и воспитатели переходят только по собственному желанию, но, начиная работать по Методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения, эти специалисты испытывают огромные трудности. Все они вынуждены переучиваться. Это болезненный процесс, не все выдерживают такое испытание — некоторые уходят назад, в условия привычной деятельности и привычных отношений с детьми. Чем больше стаж работы по методике, используемой в настоящее время в большинстве специальных учреждений, тем болезненнее и дольше проходит процесс перестройки мировоззрения педагогов. Легче выпускникам, начинающим работать по нашей Методике сразу после окончания института, но и им приходится нелегко пять лет обучения не проходят даром.

Среди педагогов (обучающих как слышащих, так и не слышащих детей) распространено мнение, что каждый из них может работать по любой программе, по любой системе, лишь бы имелись методические рекомендации, разработки, конспекты и т.п. Это глубокое заблуждение. Дело в том, что одни и те же игры и упражнения могут быть использованы для разных, иногда прямо противоположных целей. Одни и те же слова и термины, принятые в сурдопедагогике, могут нести разную смысловую нагрузку. Факт использования педагогом того или иного методического и дидактического материала вовсе не означает, что данный педагог руководствуется принципами той системы, в недрах которой этот материал был разработан.


Каждый педагог (сурдопедагог и воспитатель детского сада, учитель), желающий работать по Методике формирования и развития речевого слуха и речевого общения, независимо от стажа работы в другой системе, обязательно проходит стажировку с отрывом от производства. Стажировка длится 3-4 недели при интенсивной ежедневной семи-восьмичасовой работе стажеров. Помимо теоретических сведений, стажеры активно участвуют в деловых играх, проводят фронтальные и индивидуальные занятия с незнакомыми (часто необученными) детьми и ведут ежедневную работу с родителями. Такие стажировки должны проводиться несколько лет подряд: после первой педагоги получают право работать по программе первого года обучения, после второй по программе второго года, после третьей — по программам третьего-пятого годов обучения. В дальнейшем стажировки в Центре «Дошкольное детство» ИМ. А.В.Запорожца и на его экспериментальной площадке в Реабилитационном центре для детей с нарушениями слуха в Москве, а также в нескольких учреждениях на территории России, которым делегировано такое право. После каждой стажировки педагоги получают свидетельства о праве работать по авторской Методике Э. И.Леонгард. (см. далее).

Как видно из вышесказанного, овладение Методикой формирования и развития речевого слуха и речевого общения требует значительного времени и серьезных усилий со стороны педагогов.

С чем же сталкиваются в жизни многие родители, стремящиеся обучать своих детей по данной Методике?

Зная о положительных результатах использования Методики и о ее популярности среди родителей, новоявленные «коллеги» объявляют себя ее знатоками и предлагают родителям свои услуги. Теперь чуть ли не все сурдопедагоги России «работают по-Леонгард». Часть недобросовестных педагогов не знают о Методике вообще ничего, другие видели наших говорящих воспитанников и, очевидно, решили, что достичь таких результатов очень просто; третьи побывали на одном-двух занятиях наших специалистов и решили, что Методикой овладели, и т.д. Эти педагоги правдами и неправдами (в основном, неправдами) добывают наши задания для родителей, причем часто — задания старые, ныне переработанные; размножают нашу книгу для родителей, хотя права на эту книгу принадлежат Международной Федерации свободного образования, и нарушение этих прав карается по закону.

Родители получают совершенно не квалифицированные рекомендации относительно слухопротезирования (есть даже такой совет: чтобы приучить ребенка к постоянному ношению аппарата, нужно затыкать ему уши вкладышами без аппарата!), развития слухового восприятия и речевого слуха, обучения произношению, работы над текстами и т.д., и т.п. Родителям предлагается заставлять детей заучивать наизусть тексты, что является одним из самых опасных для развития детей «методических приемов». Родителям внушается, что заниматься не ж и т ь, а заниматься, — с детьми нужно 24 часа в сутки; что из детей необходимо «выбивать» (к сожалению, это требование часто реализуется буквально) то, что запланировано на данный день и данный час, и отступать от своего плана недопустимо; что игра это роскошь, и к глухим детям отношения не имеет, и пр. в том же духе.

Перечислять подобные опаснейшие советы можно дальше, но не будем этого делать. Главное состоит в том, что обманутые в своих надеждах родители послушно загоняют в угол и детей, и себя. Когда же, чувствуя неладное и дойдя до отчаяния, часть из них добирается до нас и просит помощи, мы в подавляющем большинстве случаев сделать этого не можем, т.к. ребенка нужно вернуть на два-три года назад и начать все с самого начала, с первого года обучения, а времени нет, потому что ребенку уже исполнилось 6-7 лет.


Дорогие мамы и папы, бабушки и дедушки, занимающиеся со своими глухими и слабослышащими детьми! Kaк ни грустно обращаться к вам с таким призывом, не приходится это сделать: будьте очень осторожны ( «Будьте бдительны!»), когда педагоги привлекают вас словами: «Я занимаюсь по Методике Леонгард». Сразу выясняйте, есть ли у них свидетельство или удостоверение о праве работать по этой Методике.

В продолжение темы — у нас, на Урале есть школа, имеющая право работать по методике Э.И. Леонгард. Привожу некоторые материалы:

ИСТОРИЯ ШКОЛЫ.

Летом 2002 года в Екатеринбурге прошла Конференция, которая объединила людей, неравнодушных к проблеме реабилитации детей с нарушенным слухом. Э.И. Леонгард рассказала о своей авторской методике и программе воспитания и обучения глухого ребёнка в семье. Эффективность и успешность «семейного» подхода доказали сотни семей в разных регионах России и за рубежом. Некоторые из них: из Перми, Челябинска — присутствовали на конференции.

После конференции, при поддержке московского Центра Э. И. Леонгард, несколько инициативных семей в Екатеринбурге, два сурдопедагога вместе с общественной организацией «ЭХО» начали деятельность по созданию Школы для родителей не слышащих детей. Принципиальное отличие нашей Школы — научить родителей быть первыми педагогами для своего ребёнка. Родители учатся на индивидуальных занятиях — консультациях со своим ребёнком. Также проводятся круглые столы со специалистами, родительские конференции, психологические тренинги. В результате происходит реабилитация всей семьи!


Родители, овладевшие приёмами методики и знающие все разделы программы, получающие периодические консультации в Школе, могут полностью адаптировать не слышащего ребёнка к жизни в слышащем мире, сформировав его устную речь как основу коммуникации. А сами дети, наши глухие и слабослышащие ребята, живут в семье, посещают массовые детские сады, кружки, школы развития наравне со слышащими детьми. Многие обучаются в массовых школах, колледжах и ВУЗах без сурдопереводчиков!

СВЕРДЛОВСКАЯ РЕГИОНАЛЬНАЯ ОБЩЕСТВЕННАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ ИНВАЛИДОВ «ЭХО»

Общественная организация инвалидов «ЭХО» работает с семьями, воспитывающими детей с потерей слуха, которые взяли на себя значительную долю ответственности за судьбы своих не слышащих и слабослышащих детей и активно участвуют в процессе их адаптации в обществе. В 2003 — 2005 г.г. общественная организация работает в рамках грантов «Школа для родителей детей с нарушенным слухом».

Сурдопедагоги консультируют родителей и обучают их навыкам работы по методике Леонгард Э. И., имеют высшую квалификацию, и систематически проходят обучение в Центре Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей (г. Москва).

Кроме овладения методикой развития слухового и речевого восприятия, обязательным условием успешности адаптации и интеграции ребёнка с потерей слуха, является его общение в слышащей среде. Для положительных результатов интеграции в общество детей — инвалидов, необходимо участие общества в процессе интеграции.

В настоящее время дети с нарушенным слухом, обучаясь в массовых образовательных учреждениях города, области и других регионов России получают сопровождение сурдопедагогов по всем разделам коррекционной работы. Родители выполняют рекомендации педагогов дома. Поддержку специалистов получают также педагоги массовых детских садов и школ, воспитанниками которых стали наши дети. Такой подход способствует социокультурной реабилитации слабослышащих и глухих детей и их полноценной интеграции в общество.

Отзывы родителей, занимающихся по методике Эмилии Ивановны Леонгард:

Наш сын — Дима начал заниматься по методике Леонгард только в шесть лет. До этого три года посещал спецдетсад для глухих детей. До семи лет: за год с небольшим, занимаясь с мамой дома при активной поддержке сурдопедагогов Школы реабилитации «НОРДИС» в городе Нижний Новгород и сурдопедагога в Екатеринбурге наш мальчик не просто зазвучал, Дима заговорил активно. Для нас, его родных, и, кажется, для самого ребенка было сделано радостное открытие — МЫ МОЖЕМ ОБЩАТЬСЯ НА ОДНОМ ЯЗЫКЕ!

Сейчас Диме 10 лет. Он общается только речью (жестовой речи не знает). Нам с сыном предстоит еще много трудиться… Мы благодарны всем, кто нас поддерживает и помогает: педагогам общественной организации«ЭХО», педагогам школы для слабослышащих детей, нашим родным и знакомым, нашим друзьям, соседям и всем — всем, кто поддерживает нашего ребенка в его стремлении общаться речью, понимать и быть понятым (это продавцы ближайших к дому магазинов, кондуктора, врачи, ребята и педагоги ближайшей к дому общеобразовательной школы). Нейросенсорная тугоухость тяжелой степени, глухота… неизлечимо…

Да, да, да — смиряемся мы! НО НЕ ОПУСКАЙТЕ РУК! ПОПЫТАЙТЕСЬ НАЙТИ СИЛЫ, ПОДДЕРЖКУ ПЕДАГОГА, РОДНЫХ И ДРУЗЕЙ И ВМЕСТЕ ПОМОГИТЕ ВАШЕМУ МАЛЫШУ! ЛЮБВИ, ТЕРПЕНИЯ И ОТКРЫТИЯ РОДИТЕЛЬСКИХ ТАЛАНТОВ ЖЕЛАЕМ ВСЕМ РОДИТЕЛЯМ НЕСЛЫШАЩИХ РЕБЯТ!

Мезеновы — Андрей Александрович, Ирина Владимировна.
г. Екатеринбург.


* * * *


Нашей Анюте уже 10 лет.
В 2 года был поставлен ДS: тугоухость 4 степени.
Шок, ужас, боль… на эмоции не было времени — надо было что-то делать.

С двух лет постоянно в слуховом аппарате — ухо должно тренироваться, без аппаратов оно ничего не слышит!
С трех лет начали посещать специализированный детский сад для глухих детей.

Продолжая поиски решения вопросов воспитания, объехали все, что могли:
Москва, Питер, соседние регионы. В поисках прошел год, стали видны результаты посещения спецсадика-ребенок, который начинал говорить мама», папа», перешел на жестовую речь, язык ей стал не нужен. Мы перестали понимать собственного ребенка!

Когда Ане было 4,5 года, мы познакомились со школой для родителей глухих и слабослышащих детей Нордис» в Нижнем Новгороде, основой для обучения ребенка, в которой была взята методика развития слуха и речевого общения Э.И. Леонгард. Способ обучения — посещение школы родителями вместе с ребенком 3-4 раза в год (недельный курс). Цель этого курса — объяснить и показать родителям, какими должны быть ежедневные занятия с ребенком в течение года, как справляться с возникающими трудностями. Все специалисты школы отмечают, что одно из желательных условий — ребенок должен все время находиться в слышащей среде, которое и было нами выполнено.
С пятилетнего возраста начались систематические занятия, направленные на развитие навыков использования остаточного слуха и формирования речи. Несколько лет прошли, как один день.

С восьми лет наш ребенок учится в общеобразовательной школе. Сказать, что это легко, нельзя. Ритм жизни не изменился — все подчинено одному — решению задачи, которая с каждым днем становиться все сложнее.
Вся тяжесть воспитания наших детей ложиться на семью, на близких ребенку людей, которые, не жалея сил, полностью отдаются решению проблемы. Мы поняли, что только помощь семьи позволит ребенку полностью реализовать свои возможности. Огромную роль в воспитании ребенка играет помощь педагогов.

Теперь и в нашем городе есть специалисты, которые, благодаря содействию общественной организации «Эхо», прошли обучение в центре Леонгард в Москве. Сейчас они проводят занятия по развитию слуха и речи со слабослышащими детьми в Екатеринбурге. Надеемся, что это сократит путь к конечному результату семьям, столкнувшимся с такой же проблемой.

Оглядываясь назад, понимаем — другого пути у нас не было и нет. Конечный результат зависит только от нашего усердия. Сегодня наша Аня с удовольствием играет со сверстниками в школе, летом — в саду и во дворе, занимается рисованием в доме творчества, ходит в спортивную секцию айкидо.

Мы верим, что сможем вырастить нашу Анюту добрым, отзывчивым, любознательным человеком, который не потеряется в жизни.

Семья Леоновых, г. Екатеринбург.


* * * *

Моей внучке – Антроповой Ксении 2 годика. У неё врождённая тугоухость 4 степени на одно ухо и глухота с остатками слуха на другое ухо. Окончательно в этом убедились, когда Ксюше было 6 месяцев, быстро обследовались и подобрали слуховые аппараты на оба ушка. Заниматься стали с 8 месяцев по методике Леонгард Э. И.

Сейчас Ксюша активно играет с игрушками. Очень любит рассматривать книги и обыгрывать сказки, такие как «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»,«Колобок», используя свою речь в соответствии со сказками, она говорит: «Мии – с — а (мышка) ма — а (маленькая)»; «аа – оо (яйцо) упа – о (упало) ай я ай»; «Мии – с – а (мишка) ай я ай ом (дом) упа (упал)»; «Ии – аа (лиса) ам (лиса съела колобка)».

Частыми фразами Ксюши являются: «Мама ай (дай)»; «Аапаат» (аппарат)»;«Папа на»; «Папа а – а (пока)»; «Папуйя (бабуля) Аня»; «Мама ай пи (мама дай пить)» и лепетные слова (прр, муу, аф – аф, ам – ам и т.д.)

Занятие – это игра, в которой познаются звуки и слова, проводится слуховая работа. Руководство в этих занятиях получаем у сурдопедагогов в «Школе для родителей».

Мама Ксюши – Татьяна (глухота с остатками слуха) – не слышит с детства. С ней начала заниматься в 2,5 года, как только узнала о методике Леонгард Э. И. Первое слово «мама» было в 3 года. Татьяна посещала массовый детский сад с 3-х лет, закончила массовую школу, получила среднее профессиональное образование в лицее «Родник» и высшее педагогическое в Уральском государственном педагогическом университете. Работала оператором на компьютере в супермаркете «Кировский». В данное время Татьяна занимается с дочкой дома и в «Школе для родителей».* Большую помощь в занятиях дома оказывают папа и я, бабушка Ксюши и мама Татьяны, которая прошла весь этот путь по методике Леонгард Э. И. от детского сада до университета.

Должна сказать, что это «труд на всю жизнь» и, если цель поставлена – она должна быть достигнута, не смотря ни на какие трудности.

Сейчас взрослая Татьяна может общаться жестами с неслышащими и речью в слышащей среде без переводчика 6 на работе, в быту, в магазине, дома, в больнице. Ночью, находясь в слуховом аппарате – может услышать плач ребёнка и встать к нему. И ради всего этого стоило заниматься.

И, поэтому, как только обнаружили нарушение слуха, надо быстро – быстро обследоваться, подобрать, приобрести и одеть слуховые аппараты. Чем раньше начнутся занятия, тем лучше будет развитие речи, развитие остатков слуха у ребёнка, тем быстрее пойдёт адаптация ребёнка в слышащей среде.

Напоследок хочу рассказать о новой, современной компьютерной программе«Игры для Тигры», которой мы пользуемся в занятиях. Логопедическая программа состоит из множества упражнений и заданий, которые в игровой форме позволяют:

  • развивать внимание;
  • развивать фонетическую и фонематическую стороны речи ребёнка;
  • представлять и закреплять учебно – развивающий материал;
  • развивать лексико – грамматическую сторону речи;
  • развивать психические функции ребёнка, такие как мышление, внимание, память.


Дылдина Анна Ивановна.

г. Екатеринбург (посёлок Кольцово)


_________________
*Имеется в виду «Эхо».

АВТОР: Daemon