Кохлеарная имплантация, то есть хирургическая установка в улитку внутреннего уха специального стимулирующего прибора, применяется в России уже второе десятилетие. Благодаря этому методу в мир, наполненный звуками, были возвращены тысячи людей с дефектами слуха.
Но, если для взрослых пациентов этот путь не был сопряжен с какими-то глубинными психологическими проблемами, то дети, перенесшие эту операцию, нуждаются в длительном периоде реабилитации. Причем приступать к этому процессу, как бы это не казалось странным, следует еще до начала кохлеарной имплантации.
Дело в том, что родители зачастую не считают нужным разговаривать со своим глухим ребенком, рассчитывая начать с ним полноценное общение только после имплантации. В этом случае малышу, можно сказать, повезет, если его прооперируют в возрасте до двух лет; в этом случае он еще сможет быстро освоить речевые и коммуникационные навыки и в скором времени догнать в развитии своих сверстников.
Но у ребенка более старшего возраста, в силу глухоты ограниченного в контактах с внешним миром и уже привыкшего жить в своих мечтах и фантазиях, внезапно открывшая возможность слышать и понимать новую информацию в виде звуков может вызвать депрессию, депривацию и множество расстройств аутического спектра.
Вот почему общение и игра с неслышащим ребенком до кохлеарной имплантации имеют для его развития не меньшее значение, чем курс реабилитации после. С ожидающим имплантацию малышом следует разговаривать так, как бы вы это делали с хорошо слышащим ребенком; он должен уметь доносить до вас свои желания и настроения всеми доступными способами.
Главной задачей родителей при реабилитации после кохлеарной имплантации должно стать становление речи и речевого поведения малыша. Специалисты советуют не отдавать прооперированного ребенка в специализированные детские учреждения для слабослышащих, где речевые приемы и вербальные навыки носят довольно специфический оттенок. Чтобы дальнейшее развитие ребенка происходило гармонично и естественно, он должен посещать обычный детский сад, а в домашней обстановке разговаривать с ним необходимо ровным тоном, не повышая голоса и обязательно предоставляя возможность ответить.
Единственный аспект, на который следует обратить особое внимание домашних и воспитателей – это следить за тем, чтобы у ребенка всегда был включен речевой процессор и батарейка в нем находилась в рабочем состоянии. Во всем остальном отношение к малышу должно ничем не отличаться от отношения к другим воспитанникам.
В более тяжелых случаях, когда ребенок был имплантирован в позднем возрасте, задачей родителей становиться вовремя найти педагогов и специалистов, способных проводить регулярные занятия по становлению речи, коммуникации, психологического равновесия.
При этом лучше избегать услуг сурдопедагога, так как прививание навыков компенсированного общения (при помощи жестов, губ и проч.) сбивает речевое развитие с его естественного пути.
Классическую сурдопедагогику в процесс реабилитации кохлеарноимплантированного ребенка стоит привлекать лишь в случае, если он страдает нарушениями двигательных, коммуникативных функций, аутизмом или синдромом дефицита внимания.