Развиваем мелкую моторику у слабослышащих детей
Моторика (комплекс двигательных активностей детского организма) имеет огромное значение для психологического созревания детей с нарушением слуха. Задержка умственного развития, нарушение интеллекта, психологические комплексы у такого ребенка обычно напрямую связаны со слабой моторикой, так как заторможенность в движении препятствует познаванию окружающего мира.
Уже доказано, что мозг ребенка подает сигналы с той же скоростью, с которой движутся его руки и глаза. Отсюда неизбежен вывод о том, что для повышения умственной работоспособности нужно постоянно тренировать быстроту и ловкость пальцев.
Понятно, что ребенка необходимо поощрять к формированию навыков самообслуживания (зашнуровывать ботинки, застегивать пуговицы и т.д.). Но, помимо этого, в распорядок дня нужно внести выполнение обязательного комплекса упражнений для развития и закрепления других умений: письма, шитья, сортировке мелких предметов.
Упражнения должны состоять из гимнастики для всех пальцев рук и движения кисти. Малыш должен научиться управлять сжатием-разжатием руки, уметь расслаблять пальчики и поворачивать кисть во стороны.
Упражнения для рук следует повторять по два-три раза в день, уделяя им по три минуты, лучше всего в перерывах между коррекционными уроками. Начинать надо с несложных движений рук поочередно, сначала с простейших упражнений, усложняя их по мере усвоения. Важно помнить, что главной целью является не сила рук, а их ловкость, умение осваивать сложные, мелкие, но хорошо скоординированные действия.
Упражнения могут включать в себя, например, «рисование» пальчиками по воздуху, игру в «театр теней» при помощи стены и настольной лампы, сортировка мелких предметов (зерен, пуговиц, бусин), имитация игры на различных музыкальных инструментах и так далее.
Для развития движений, необходимых для усвоения графических навыков, лучше всего использовать карандаши, бумагу и ножницы: малышу можно предложить вырезать фигурку любимого зверька, прочертить путь между расставленными на листе предметами, собрать цепочку из канцелярских скрепок разной расцветки. Не забываем также и о работе с пластилином, необходимой нам для развития формообразующих движений.
В случае, если какое-либо из упражнений не дается малышу сразу, нужно мягко, но настойчиво настаивать на его выполнении, для чего изобретать все новые и новые игровые приемы. При занятии моторикой ребенок должен сидеть за столом прямо, ноги касаются пола, руки лежат на столе или стоят на нем с упором на локти. Усаживать маленького ученика нужно так, чтобы он хорошо видел ваше лицо и мог следить за артикуляцией губ.
Заметим, что, согласно результатам последних исследований, уровень развития мелкой моторики имеет прямое отношение к речевому развитию.
В случае с глухим ребенком это значение возрастает в разы. Совсем недавно японские ученые, например, установили, что в пальцах находится наибольшее количество рецепторов, взаимодействующих с центральной нервной системой, и поэтому методики развития мелкой моторики рук приводят разум, тело и речь ребенка в полную гармонию, снимают усталость и повышают настроение.
Кроме того, именно упражнения с руками способствуют лучшему освоению устной речью, поэтому, чем раньше начать заниматься со слабослышащим ребенком развитием мелкой моторикой, тем лучше.