Как правило, первое включение и настройка процессора (внешней части) КИ происходит через месяц после операции, когда заживут все послеоперационные швы. Иногда сроки могут быть сдвинуты в большую сторону – это зависит от степени загруженности настройщиков КИ. Особенно большой наплыв бывает перед Новым годом.
2. Как слышно звуки в кохлеарном импланте?Кохлеарная имплантация не восстанавливает слух полностью. Поскольку число стимулируемых электродом импланта точек слухового нерва неизмеримо меньше числа волосковых клеток в нормально функционирующей улитке, человек с имплантом слышит сначала не те звуки, к которым мы привыкли.
Воспринимаемые через имплант и речевой процессор звуки немного отличаются от звучания речи и окружающих звуков через слуховой аппарат, или при восприятии нормально слышащего уха. Сразу после включения речевого процессора пациентам бывает трудно понять, что за сигналы сейчас звучат.
Требуется время для того, чтобы научиться слышать и различать речь и окружающие звуки при использовании системы кохлеарной имплантации. Требуется длительный период реабилитации и занятий по специальной программе, чтобы восстановить способность человека понимать обращенную к нему речь или научить ребенка говорить.
Вместе с тем, сразу же после включения импланта человек получает возможность слышать звуки окружающего мира, что делает его жизнь более безопасной, а у ребенка вызывает интерес и становится стимулом к развитию.
Часто специалисты рекомендуют совмещать ношение речевого процессора и слухового аппарата на неоперированном ухе, следовательно, эти два устройства возможно оптимально настроить в совокупности друг с другом. Такие рекомендации направлены тем пациентам, у которых сохранено восприятие низких частот.
Однако, после подключения речевого процессора многие дети отказываются носить слуховой аппарат на противоположном ухе. В таких случаях специалисты обычно не заставляют пациента или его родителей использовать аппарат.
3. Как происходит процесс настройки КИ?При настройке:
- подключают процессор КИ к компьютеру через спец. устройство. У каждой фирмы, выпускающей КИ, это устройство свое;
- Надевают КИ, передатчик прикладывают к месту расположения импланта;
- Программируют процессор;
Программирование процессора состоит из следующих этапов:
- на процессор подаются сигналы все меньшей громкости. Необходимо сообщать, когда сигнал слышен. Очень напоминает обычную аудиометрию. Цель – определить минимальный порог слышимости. Для каждого канала эту процедуру осуществляют отдельно.
- на процессор подаются сигналы возрастающей громкости. Необходимо сообщить, когда сигнал становится неприятным. Цель – определить максимальный порог слышимости. Для каждого канала эту процедуру осуществляют отдельно.
- на процессор попеременно подаются сигналы для соседних электродов. Необходимо сравнить громкость сигнала (первый громче, второй громче, одинаково). Цель – сбалансировать громкость для всех электродов.
- Включается режим нормальной работы аппарата и проверяется работа программы. При необходимости громкость понижается/повышается. Возможно, перенастройка начинается заново (если результаты настройки неудовлетворительны).
При настройке никаких болевых эффектов не отмечается. Процедура занимает примерно час времени. Первоначальная настройка состоит из нескольких ежедневных перенастроек (сразу настроить невозможно, мозг должна привыкнуть к новому методу подачи звука, каждая из настроек понемногу расширяет диапазон звуков и их громкость). Частота и период последующих настроек и донастроек обговаривается с настройщиком – эти параметры довольно индивидуальны, и зависят от адаптации пациента к КИ.
4. Что будет дальше? Когда имплантированный ребенок заговорит?Насколько быстро пациент научится это делать, зависит от того, в каком возрасте проведена имплантация, какой имеется слуховой опыт до операции, на каком уровне сформирована речь, насколько активно проходит реабилитация, как часто ребенок посещает занятия с сурдопедагогом, какое участие в этом процессе принимают родители и близкие люди.
Нормально слышащие детишки, имея возможность слышать окружающие звуки, голоса и речь близких людей с самого рождения, начинают говорить приблизительно через два года после рождения. Речь детишек с недостатками слуха после операции по кохлеарной имплантации развивается приблизительно по такой же схеме (лепет, слово, словосочетание, фраза, предложение).
5. Кто важнее для ребенка: сурдопедагог или логопед? С кем предпочтительнее заниматься?Предпочтительнее, если логопед и сурдопедагог будут работать в содружестве, поскольку они свои усилия направляют на разные стороны развития речи. Сурдопедагог работает над развитием слухового восприятия, устной речи, понимания устной и письменной речи.
Логопед, владея методиками работы с детьми с речевыми нарушениями, которые также имеются у детей с нарушениями слуха, большое внимание уделяет произношению речи. Но логопеду, в свою очередь, целесообразно изучить и методику обучения детей с недостатками слуха. При этом каждый специалист на своих занятиях обращает внимание на отработанный материал коллеги.
Период обучения длится от 1 года до 5 лет и больше. Длительность обучения зависит от возраста потери слуха, от возраста в момент проведения кохлеарной имплантации, от сформированности речи до проведения операции, от активного участия родителей и окружающих близких людей в процессе реабилитации, от индивидуальных особенностей человека.
6. Какой специалист должен заниматься с ребенком или взрослым после операции?После операции несколько специалистов разного профиля занимаются абилитацией или реабилитацией пациентов:
- аудиолог (проводит подключение и настройку речевого процессора),
- сурдопедагог (занимается слухоречевой реабилитацией),
- психолог.
7. Какие специалисты занимаются разработкой методики ре- и абилитации после кохлеарной имплантации? Ведется ли статистический учет эффективности этих мероприятий?
К сожалению, на данный момент в России нет методики по ре- и абилитации детей и взрослых после кохлеарной имплантации, утвержденной Министерством образования.
Но при этом в настоящее время в России ведутся разработки и исследования в этом направлении. Ре- и абилитацией детей и взрослых после кохлеарной имплантации занимаются ведущие специалисты и научно-исследовательские институты:
- Институт коррекционной педагогики РАО, г. Москва;
- Центр Леонгард по обучению и социокультурной реабилитации глухих и слабослышащих детей, г. Москва;
- ФГУ «Российский Научно-практический центр аудиологии и слухопротезирования Росздрава», г. Москва;
- ФГУ «Научно-клинический центр оториноларингологии Росздрава», г. Москва;
- Московский городской детский сурдоцентр, г. Москва;
- ФГУ «Санкт-Петербургский НИИ уха, горла, носа и речи», г. Санкт-Петербург;
- а также специалисты реабилитационных центров, сурдопедагоги в других городах России.
В перспективе этот список будет расширяться.
8. Какова схема реабилитации глухих людей за рубежом?В зарубежных странах к кохлеарной имплантации подходят по следующей схеме:
- раннее выявление снижения слуха (неонатальный скрининг новорожденных);
- раннее бинауральное слухопротезирование;
- по медицинским показаниям операция по кохлеарной имплантации в первый год жизни;
- всесторонняя и качественная реабилитация.
Необходимо стремиться к тому, чтобы в России существовала аналогичная схема диагностирования и дальнейших шагов решения данного вопроса.
Реабилитация в других странах (Европа, Америка, Австралия), т.е. занятия с сурдопедагогом, психологом и другими специалистами, как правило, проходит в специализированном центре, где все вышеперечисленные специалисты работают в содружестве.