Статья предоставлена Исток-Аудио, опубликована в журнале Радуга Звуков
Первые годы жизни ребенка имеют принципиальное значение для развития речи, познавательных и социально-эмоциональных навыков. Основная особенность раннего возраста заключается в безграничных возможностях ребенка познавать окружающий мир, овладевать культурой человеческого мышления, общения, развитой речью, различными формами деятельности: предметной, игровой, изобразительной, конструктивной.
Двустороннее сенсоневральное снижение слуха приводит к резкому недоразвитию или отсутствию речи, отрицательно сказывается на общем психофизическом и личностном развитии ребенка. Это обуславливает значимость раннего выявления детей с нарушенным слухом.
Итак, в вашей семье прибавление. С появлением малыша происходят значительные изменения в поведение всех членов семьи. Они безмерно рады с одной стороны, а с другой, каждый начинает понимать, какую долю ответственности за воспитание и обучение он на себя возлагает. Новый шаг в развитие малыша (впервые улыбнулся, научился держать головку, сидеть, стоять, сделал первые шаги, сказал первое слово) дарит ощущение счастья окружающим его людям. Но что же делать, если ваш ребенок не реагирует на звучащие игрушки и на собственное имя, не обращает внимания на тихий голос, старается жестами показывать то, что ему нужно? Или же к году его словарь составляет не более 10 лепетных слов?
Уважаемые взрослые, вы должны помнить, что самая большая ошибка— это бесконтрольно пустить все на самотек. В настоящее время определены медицинские и педагогические методы раннего (с первых месяцев жизни) выявления детей с нарушенным слухом. При подозрении на снижение слуха у ребенка родителям необходимо обратиться в сурдологический центр(федеральный, республиканский, краевой, областной, городской), где аудиологическое исследование проводится с использованием объективных методик, таких как акустическая импедансометрия, исследования слуха путем регистрации отоакустической эмиссии и регистрации коротколатентных слуховых вызванных потенциалов.
Наряду с этим, необходимо обратиться к сурдопедагогу для проведения педагогического обследования, что будет способствовать дифференциальной диагностике. В результате такого обследования сурдопедагог получает сведения о характере реакций ребенка на неречевые звуки, голос и тональный сигнал:
- звучание каких игрушек и с какого расстояния слышит малыш, локализует ли источник звука;
- реагирует ли малыш на шепот, на голос разговорной или повышенной громкости, с какого расстояния и может ли локализовать этот стимул;
- тональный сигнал какой частоты и какой интенсивности ребенок воспринимает и может ли его локализовать.
Исходя из полученных данных, выделяют четыре уровня состояния слуха:
1.Слух в пределах возрастной нормы: ребенок реагирует на весь набор неречевых звучаний (шарманка, погремушка, дудка, гармошка, барабан), голос разговорной громкости на расстоянии 3— 5 м. Реакции на тональный сигнал отмечаются во всем диапазоне исследуемых частот при интенсивности 50 – 80 дБ. Дети старше трехмесячного возраста способны локализовать источник звука в пространстве справа, слева, сзади.
2.Тугоухость: ребенок также реагирует на все предъявляемые стимулы, но расстояние, с которого отмечаются реакции, нестабильно, у одного и того же ребенка оно изменяется в пределах 0,5— 5м. При этом на максимальном расстоянии воспринимаются, как правило, звучания с наиболее выраженными низкими частотами (барабан). Дети способны локализовать источник звука, когда стимул предъявляется с расстояния не менее 1м. Незначительная часть тугоухих детей реагирует на голос разговорной или повышенной громкости с расстояния 0,3— 1,5 м. Тональный сигнал воспринимается в диапазоне до 4,0— 6,0 кГц при интенсивности 55— 100 дБ; направление этих сигналов не определяется.
3.Значительная тугоухость: ребенок воспринимает ограниченный набор неречевых звучаний (барабан, гармошка, дудка). Расстояние, с которого ребенок реагирует на разные звучания нестабильно и колеблется от 0,1— 0,3 м при восприятии высокочастотных стимулов до 2-5 м при восприятии средне- и низкочастотных. Ребенок способен локализовать те звуки, которые ощущаются им на расстоянии не менее 1м. Большинство детей не реагируют на голос разговорной и повышенной громкости. Тональный сигнал воспринимается в ограниченном диапазоне частот (до 2,0 кГц) при интенсивности 60— 100 дБ и не локализуется.
4.Глухота: ребенок реагирует на очень ограниченный набор звучаний (в основном, на барабан). Расстояние до источника звука может быть и большим до 2,5 -5 метров. Звучание голоса глухие дети не воспринимают. На тональный сигнал реагируют лишь в диапазоне 0,5— 1,0 кГц при интенсивности 70— 100 дБ. Локализовать источник звука дети не в состоянии.
В практической работе нередко встречаются дети, у которых реакции на ту или иную группу стимулов не согласуются между собой. Это объясняется возрастными и индивидуальными особенностями ребенка, его соматическим состоянием, спецификой внимания. Многие дети бывают настолько поглощены новой об-становкой и игрушками, что не отвечают даже на воздушную струю и прикосновения.
Однако, несмотря на значительные достижения в области ранней диагностики нарушенной слуховой функции, большинство детей лишь в конце раннего возраста (к двум-трем годам, а иногда и позже) начинают получать целенаправленную коррекционную медико-педагогическую помощь в учреждениях здравоохранения и образования.
Коррекционная работа ведется в нескольких направлениях. Во-первых, необходимо провести всестороннее изучение неслышащего ребенка, выявить уровни его познавательного, физического, социального развития. Во-вторых, определить способность ребенка принимать помощь взрослого при выполнении заданий.
В-третьих, комплексное изучение ребенка с нарушенным слухом позволяет индивидуализировать процесс его обучения.
Большое значение для развития ребенка имеют условия, в которых он воспитывается, отношение к нему окружающих взрослых, их воспитательное воздействие. В раннем детстве имеется возможность при-близить процесс становления устной речи у неслышащего ребенка к аналогичному процессу у нормально развивающихся сверстников. Одним из основных условий этого является проведение интенсивной систематической работы по развитию слуховой функции.
Необходимо помнить, что воспитание ребенка с нарушенным слухом требует создания таких условий, при которых он может слышать в той или иной степени обращенную к нему речь, а также воспринимать звуки окружающего мира, слышать собственный голос. Поэтому для улучшения жизни слабослышащих и глухих детей важнейшим является проведение адекватного слухопротезирования (при отсутствии противопоказаний к звукоусилению).
Врач-сурдолог после установления степени и характера снижения слуха определяет тип и первоначальный режим работы слухового аппарата. Сурдопедагог в процессе коррекционных занятий уточняет индивидуальный режим работы аппарата. Детей целесообразно протезировать двумя аппаратами заушного типа, так как при этом обеспечивается истинное бинауральное восприятие. Помните, что ребенок очень активен и подвижен в течение дня. Поэтому, если он пользуется аппаратами заушного типа, следует закрепить их так, чтобы они не могли упасть. Для этого можно надеть легкий чепчик или платочек, либо воспользоваться специальным кольцом-фиксатором.
Родителям необходимо терпеливо приучать малыша к аппаратам, постепенно увеличивая время пребывания в них. В основном дети негативно реагируют на ушные вкладыши. Нужно посмотреть, нет ли покраснения, опрелости ушной раковины. Если видимых причин для беспокойства нет, малыша следует отвлечь от аппаратов и вкладышей игрой с ним.
Напомним, что ранний и дошкольный возраст— сенситивный период для развития практических, умственных способностей, выработки нравственно волевых качеств, формирования характера и личности ребенка в целом. Необходимо создать специальные образовательные условия для развития речевого слуха, обогащения практики речевого общения со слышащими людьми, активного участия родителей в совместной с сурдопедагогом деятельности по воспитанию и обучению своего ребенка. Именно в процессе общения у ребенка развивается понимание речи, а в дальнейшем и самостоятельная речь.
Быстрое и интенсивное развитие речи способствует росту познавательной активности: дети овладевают ситуативно-деловой формой общения со взрослым, проявляют инициативу, стремятся к практическому сотрудничеству. Малыш хочет, чтобы старшие вместе с ним включились в занятия с предметами, он требует от них участия в своих делах. Позже, на речевом уровне, стремление к сотрудничеству с взрослым получает новый оттенок. Малыш не ограничивается ожиданием помощи, а хочет действовать как взрослый, по его примеру и образцу. Это время проявления инициативности и самостоятельности у детей, становления основ внутреннего плана действия, развития и углубления любознательности.
Включая ребенка в процесс общения, следует помнить, что речь взрослых является образцом для подражания. Поэтому она должна быть естественной, выразительной, сопровождаться естественными жестами, мимикой. Например, взрослый организует игру с кошкой, в процессе которой она ловит мышку. Мама хвалит ее: «Молодец, Мяу!». И при этом поглаживает кошку, одобрительно улыбается. Этому же она учит и малыша. При таком обучении ребенок рано начинает использовать интонированные голосовые реакции, слово. Говорить с ребенком нужно всегда голосом разговорной громкости с расстояния 0,5— 1 м так, чтобы он одновременно слышал речь и видел лицо говорящего.
Однако для развития слуховой функции малыша необходимо также предъявлять речевой материал только на слух. Взрослый повторяет одно и тоже слово, выражение несколько раз: один— два раза при слухо-зрительном восприятии, затем, только на слух, исключив зрительный компонент, и в последний раз вновь произносит слово так, чтобы ребенок и слышал речь, и видел лицо говорящего.
Начинать коррекционную педагогическую работу с малышом необходимо с правильной, рациональной организации его деятельности в период бодрствования. Важно правильно выбрать время занятий, их количество и длительность, что зависит от возраста ребенка. Так, на первом году жизни продолжительность занятий увеличивается до 5 -7 мин, в 1,5 года занятие длится 10— 12 мин, а в 2 года— 15 мин. Целесообразно занятия чередовать со свободной деятельностью малыша, часть проводить в первую половину дня, а вторую— после дневного сна. Важно, чтобы малыш в момент их проведения был активен, заинтересован, не утомлялся, радовался своим победам.
С первых дней обучения работа с малышом должна контролироваться сурдопедагогом. Он спланирует занятия, подберет необходимый материал, покажет, как правильно строить общение с ребенком, познакомит с методикой коррекционной работы.
Обучение неразрывно связано с воспитанием. К воспитанию неслышащего малыша предъявляются те же требования, что и к воспитанию слышащих детей. Капризный, избалованный ребенок с нарушенным слухом будет страдать в жизни значительно больше. Достигнутые им результаты будут зависеть во многом от того, насколько он приучится к систематическим занятиям, труду, нормам поведения в обществе.
Плодотворное сотрудничество родителей, сурдолога и сурдопедагога является залогом успешности коррекционного обучения, преодоления трудностей в работе с ребенком с нарушенным слухом.
Итак, уважаемые взрослые, вы должны помнить, что любое снижение слуха в той или иной степени отразится на развитии и поведении ребенка. Большинство неслышащих детей во втором полугодии третьего года жизни начинают резко отставать в психофизическом развитии от своих слышащих сверстников. Поэтому, для предотвращения всех этих неприятностей, необходимо обратиться к специалистам — сурдологам и сурдопедагогам— в самом раннем возрасте— в момент, когда вы впервые обратили внимание на снижение слуха у ребенка.
Специалисты ФГУ Научно-клинического центра оториноларингологии Росздрава определят степень снижения слуха, подберут и настроят слуховые аппараты, проведут комплексное психолого-педагогическое обследование, назначат коррекционно-развивающие занятия. Ранняя коррекция, слухопротезирование, систематические занятия (не позднее начала третьего года жизни) могут практически компенсировать отставание в развитии ребенка с нарушенным слухом.
Наталья Валерьевна Тарасова,
логопед, сурдопедагог отдела
слухопротезирования и слухо-речевой
работы ФГУП НКЦО Росздрава