Слуховое восприятие у детей с нарушением слуха

Приходько Е. Н.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ КОМПЬЮТЕРНЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ РАЗВИТИИ СЛУХОВОГО ВОСПРИЯТИЯ У УЧАЩИХСЯ ГОУ СО «СКШИ № 139»
ГОУ СО «СКШИ № 139», г. Екатеринбург

Реабилитация детей с потерей слуха осуществляется при использовании остаточного слуха и сохранных анализаторов. Особое значение приобретает использование в процессе познавательной деятельности зрительных, тактильных, моторных, вибрационных ощущений и развитие слухового восприятия, слухового внимания и памяти.

Развитие слухового восприятия способствует формированию у детей произношения, понимания речи окружающих (говорящих детей, педагогов, родителей), расширения представлений об окружающей действительности и, в конечном итоге, адаптации и социализации. Возможность восприятия речи детьми с недостатками слуха значительно увеличивается за счет звукоусиливающей аппаратуры, современных компьютерных технологий, инновационных образовательных программ, способствующих развитию высших психических функций и мыслительных процессов, таких как анализ, синтез, обобщение, классификация, абстрагирование и прогнозирование.

При обучении детей в ГОУ СО «СКШИ № 139» на занятиях учителей-дефектологов применяются компьютерные технологии, способствующие коррекции речевых и психических нарушений, формированию звукопроизношения, развитию словарного запаса, связной речи, творческого потенциала детей.

Программа «Специальные образовательные средства» (Стрелкова О. В., Филиппович А. А., «SET», Минск, 1998 год) позволяет педагогу-дефектологу создавать файлы с различными заданиями по коррекции и развитию:

· Слухового восприятия и внимания

· Звукопроизношения

· Лексической структуры русского языка

· Грамматической структуры русского языка

· Орфографии и орфоэпии

· Синтаксиса и связной речи.

Данная программа позволяет проводить коррекционную работу в интерактивном режиме, путем развития слуховых, речевых, моторных, зрительных навыков ребенка, с привлечением внимания, памяти, логического мышления и повышением мотивации к обучению, с оптимизацией и интенсификацией образовательного процесса.

При работе учителя-дефектолога с учащимися ГОУ СО «СКШИ № 139» были созданы следующие задания по развитию слухового восприятия:

1. Задание «Отыщи похожие звуки».

Цели работы: развивать слуховое восприятие, внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию.

2. Задание «Голоса перепутались»

Цели работы: развивать слуховое восприятие, внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию.

3. Задание «Кто как голос подает»

Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать фонематический слух и восприятие, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, расширять и активизировать словарный запас глаголов, имен существительных, учить согласованию глаголов с существительными в простых предложениях.

4. Задание «Собери слова из слогов»

Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать фонематический слух и восприятие, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, формировать звукобуквенный и звукослоговый анализ и синтез двухсложных и трехсложных слов.

5. Задание «Отгадай загадки»

Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, развивать логическое мышление, учить устанавливать причинно-следственные связи и отгадывать предмет по описанию, по видовым признакам, учить договаривать сложные предложения.

6. Задание «Угадай мелодию»

Цели работы: развивать слуховое внимание и память, развивать зрительное восприятие и память, учить соотносить звук и изображение, развивать мелкую ручную моторику и координацию, учить определять ритм и тембр мелодий, определять эмоциональную окраску и характер музыки, улавливать содержание музыкального отрывка и соотносить его с персонажем, развивая таким образом мышление и эмоционально-волевую сферу.

Использование компьютерных технологий в развитии слухового восприятия и слуховой памяти учащихся с нарушенным слухом:

— способствует наиболее эффективному коррекционному воздействию на ребенка при формировании нормального двигательного стереотипа, гностико-практических и речевых функций,

— входит в систему обязательных лечебно-педагогических мероприятий предупреждения и коррекции патологических состояний у глухих и слабослышащих детей раннего возраста,

— развивает тотальную многостороннюю коммуникацию и адаптацию к социальной среде, помогая преодолению дефицита информации об окружающем мире.