Пишем субтитры для людей с нарушениями слуха
Фильмы, спектакли, лекции, компьютерные игры – все эти неотъемлемые составляющие нашей жизни становятся в полной мере доступными для инвалидов по слуху только с субтитрами или бегущей строкой по телесуфлеру.
Какими основными правилами нужно руководствоваться при их составлении и как избежать наиболее частых ошибок, допускаемых редакторами субтитров?
Прежде всего субтитры должны быть чёткими. Набирать их нужно крупным шрифтом, лучше с обводкой – это будет способствовать быстрому переключению внимания слабослышащего между субтитром и действием, происходящем на экране. Ясность субтитров во многом также зависит от простоты самого шрифта – ровные, отчетливые буквы без наклонов и завитушек.
Субтитры следует располагать на контрастном фоне, а в случае частой перемены цветовой гаммы кадра нужно менять и цвет субтитров. Для того, чтобы не перекрывать изображение, одновременно на экран не стоит помещать более двух строк (от 35 до 45 знаков) Находиться на экране или мониторе они должны продолжительное время – достаточное для того, чтобы можно было не спеша прочитать их один-два раза. Считается, что в среднем человек тратит 0,5 секунд на каждое слово.
При этом важно, чтобы субтитры диалогов появлялись именно в то время, когда герои действия произносят их, а поясняющие строки («звучит тревожная музыка», «громкий стук в дверь», «слышны звуки борьбы» и проч.) возникали в перерывах между прямой речью. В случае, если субтитры пишутся для компьютерной игры, перед каждой строкой нужно указывать имя того, кто произносит ту или иную реплику. Другой вариант – когда с самого начала игры каждому персонажу присваивается определенный цвет субтитра. Это может упростить восприятие игрока и сократить время, которое он тратит на чтение разъясняющего текста.
Остановимся на правилах написания субтитров для компьютерных игр немного подробнее. Во многих из них большое значение имеют не только восклицания персонажей, но и сами звуки, например, разрывы гранаты или автоматные очереди. Субтитр часто сообщает игроку характер звука, но не всегда указывает, с какой стороны он раздается, а эта информация может иметь решающее значение для исхода поединка персонажей.
Поэтому, если вы хотите, чтобы игра была доступна и для слабослышащих, стоит ввести в субтитры указующие на источник шума стрелки или же подключить опцию индикации звука.
Важно помнить, что игроку нужен простор в выбор звукового сопровождения игры или фильма. Лучше всего, если слабослышащий или глухой человек мог убрать музыку, чтобы вибрация не мешала ему сосредотачиваться на субтитрах и действии, происходящем на экране.
Стоит также предусмотреть возможность самостоятельно настраивать масштаб субтитров и громкость сопровождающих звуков.