Система образования для детей-инвалидов

Как давно известно – все люди разные. Каждый человек, каждый ребёнок уникален. Так как же сделать так, чтобы способности и таланты детей не пропали во время тягостного, малоподвижного и непосильного для многих детей обучения в традиционных школах?

Раньше в нашей стране существовала одна единственная система обучения, начинающаяся в яслях и заканчивающаяся в высшей школе. На современном этапе происходят кардинальные реформы образования. Педагоги-новаторы стали учитывать множество факторов: разные типы нервной системы, характеры детей, индивидуальные физические отклонения, работоспособность и т.д.

Теперь для каждого ученика, каким бы сложным не был комплекс его психологического состояния можно подобрать ту или иную форму обучения. Остановлюсь поподробнее на альтернативных формах, которые предлагает ученикам современная школа. Например, такие, как домашнее, семейное, свободное посещение, экстернат, дистанционное обучение.

Домашнее или надомное обучение применяется к детям -инвалидам, к детям с тяжёлыми хроническими заболеваниями. К таковым относятся и глухие дети. Осуществляется такое обучение на дому силами районной школы. Ответственность за качество обучения несёт сама школа, именно она решает сколько и каких занятий необходимо каждому ученику. При всей гуманности подхода на деле существуют негативные явления: учителя приходят реже, чем положено; учебный план не выполняется; часто таких детей считают неперспективными.

Но среди детей-инвалидов много ребят, у которых при полной сохранности интеллекта нарушены лишь двигательные способности, зрение или слух. Для таких детей с высоким потенциалом умственной активности разработано дистанционное обучение.

При таком обучении консультации, задания, проверка и аттестация ведётся через Интернет. Благодаря дистанционному обучению дети имеют возможность общаться с хорошими преподавателями и пользоваться новейшими методиками и разработками. Это всё возможно, только если у детей есть техническая база. Глухота преодолима в данном случае.И правительство Москвы взяло на себя эту обязанность, выделило средства на компьютеризацию детей-инвалидов.

Со стороны может показаться, что дети с нарушением слуха могут подходить к выполнению задания не совсем честно, но это ошибочное мнение. Уровень самосознания таких детей очень высок. Тем более что рядом с ними находятся такие же ответственные родители.

Теперь рассмотрим следующую форму обучения – свободное посещение. При такой системе осуществляется договорённость ученика и учительского коллектива о том, какие уроки ученик может не посещать, или какие дни он пропускает. Кому предоставляется такая возможность: ослабленным детям или одарённым ученикам. Однако такая возможность даётся только под контролем школы. Если ребёнок показывает плохие результаты, его переводят на обычную форму обучения, и ученик ходит на все занятия.

Всё больше и больше становится популярным экстернат. Возможность учиться в экстернате предоставляется, как правило, ученикам старших классов. По определению экстерн — лицо, самостоятельно осваивающее общеобразовательные программы, которому предоставлена возможность прохождения промежуточной и государственной аттестации в общеобразовательном учреждении, имеющем государственную аккредитацию. Экстерн имеет право: получать необходимые консультации; брать учебную литературу из библиотечного фонда школы; посещать лабораторные и практические занятия; принимать участие в различных олимпиадах и конкурсах, централизованном тестировании.

Какие преимущества есть при таком обучении? Во-первых, как было сказано все дети разные. Кому-то трудно вставать рано, кого-то стесняют слуховые аппараты Обучаясь на экстернате можно создать себе более благоприятный режим дня, соответствующий типу нервной системы. Во-вторых, есть возможность изучать предмет «блоком».

То есть методом глубокого погружения. Часто в школе не возникает стройной системы только потому, что изучение параграфов разделено во времени и у ученика не возникает стройной системы причины-следствия. На экстернате, уделив одному предмету день, неделю или больше у ученика возникает хорошее представление об изучаемом предмете. Часто наблюдается такое явление, что глухие ученики, заинтересовавшись той или иной проблемой, стремятся прочитать дополнительные материалы по предмету. Подобный способ является неплохой подготовкой для поступления в ВУЗ.

Часто можно встретить случаи досрочной сдачи экзаменов за одиннадцатилетний курс обучения. Например, ученики десятого класса за год изучают программу десятого и одиннадцатого классов. Таким образом, они получают в запас год для целенаправленной подготовки в высшее учебное заведение. Они могут его потратить на посещение подготовительных курсов или занятия с репетиторами.

И хотя по тексту договора ответственность несет сам ученик, на деле за него всё равно отвечают родители или лица их заменяющие, так как ученик ещё не является совершеннолетним. Поэтому родители, переводя на экстернат должны заранее всё взвесить, оценить свои силы и силы ребёнка. Опять же школа вправе в приказном порядке перевести ученика на очное обучение.

Последняя форма обучения, о которой я бы хотела рассказать — это семейное обучение. Такая форма обучения предоставляется любому ученику по желанию родителей и его самого. Ответственность за качество обучения целиком несут родители. Школа — не только контролирующий орган, но она так же решает позволить ребёнку далее обучаться на семейном обучении или семья не справляется с возложенной на ней ответственностью. Часто на семейную форму обучения приходят юные спортсмены, маленькие артисты, одарённые дети.

Но можно встретить и проблемных детишек (дефицит внимания, проблемы речи, дети-инвалиды и т.д.) Родители помогают организовать детям не только режимные моменты, но и учебный процесс. Как при экстернате интенсивность изучения того или иного предмета определяет семья. Например, если ребёнок любит естественные науки, он может посветить им больше времени, а остальные предметы изучить в пределах школьного минимума. Есть возможность изучать предмет не ограничиваясь рамками своего класса.

Многие родители научились понимать своих детей. Взрослые часто говорят, что «сегодня не их день». Почему же мы исключаем такую возможность у ребёнка? При семейном образовании можно гибко регулировать нагрузку: в трудные критичные дни опускать её до минимума, в дни подъема ребёнок способен выполнить две-три нормы. При этом задания он выполнит с удовольствием. К сожалению, традиционная школа не может позволить ученику быть «не в форме». Учебный план расписан поурочно и его обязаны выполнять как учителя так и ученики.

Часто можно услышать такой вопрос: «Как же дети живут без коллектива?» Это заблуждение. Дети всегда находятся среди людей. Будь то на прогулке, в кружках и секциях, в клубах по интересам, среди сестёр и братьев. Дети не одиноки, как это кажется на первый взгляд.

Большое количество альтернативных форм обучения идёт только на пользу детям. Каждый ребёнок и его родители могут подобрать наиболее подходящую систему, учитывающую индивидуальные особенности и состояние здоровья. В интернете при желании можно найти сайт для глухих людей, и на нем изучить необходимую информацию

Татьяна ТОЛМАЧЁВА