Швейцарская фирма «Phonak», выпускающая слуховые аппараты, регулярно проводит международные педиатрические конференции под девизом «Основы слуха через раннее вмешательство». Первый из этих конгрессов, прошедший в Чикаго в 1998 г., был открыт обзорным докладом, ничуть не потерявшим свою актуальность за прошедшие годы. Сегодня «Радуга Звуков» предлагает своим читателям первую часть этой интереснейшей публикации.
Люди часто пытаются преодолеть сложные проблемы с помощью простых решений. Примеры этого можно встретить в политике, медицине, юриспруденции и образовании. Однако использовании упрощенных подходов в лучшем случае оказывается неэффективным, а в худшем – пагубным. На самом деле реального прогресса удается добиться только тем людям, которые осознают комплексную природу проблемы и в поисках решения опираются на многочисленные переменные, которые должны взаимодействовать друг с другом. Продвижение к цели обычно происходит медленно, и часто сталкивается с критикой и обструкцией.
Так обстоит дело и с нарушением слуха у детей. Последствия потери слуха в раннем детстве могут быть тяжелыми и далеко идущими. То, что начинается как сенсорный слуховой дефицит, может помешать языковому развитию. В свою очередь, любое языковое затруднение может ухудшить как умственное, так и эмоционально-социальное развитие, и даже, возможно, качество жизни. Процесс, в ходе которого нарушение слуха влияет на развитие ребенка, является сложным и многогранным. Тем не менее, мы никогда не испытываем недостатка в людях, предлагающих упрощенные решения лечения глухоты
В последнее время мы наблюдаем стремительный прогресс в раннем лечении сенсорного слухового дефицита у детей. Мы видим улучшения в раннем выявлении, ранней оценке, совершенствование технических средств— многоканальные кохлеарные импланты, СА с высокой точностью настройки, беспроводные FM-системы, направленные микрофоны и т.д. Все это открывает огромные возможности. В целях полной эффективности коррекция должна стать частью всеобъемлющей программы, которая учитывает всю сложность проблемы и решает ее в комплексе.
Существует точка зрения, согласно которой слуховые аппараты, кохлеарные импланты и другие средства рассматриваются как лишение глухого ребенка его «истинной самобытности», как ошибочное стремление привести его к «норме». И все же в ходе дальнейших рассуждений мы будем исходить из того, что родители приняли информированное решение о предоставлении ребенку наилучшего шанса овладеть языковыми навыками. Таким образом, решение проблемы превращается в один из способов достижения этой цели.
Артур Бутройд