Материал предоставлен Санкт-Петербургским Институтом раннего вмешательства
Система попечительства над детьми в России, хотя и имеет глубокие корни, сегодня требует переосмысления в свете гуманистических тенденций. Изменение отношения общества к детям с особым развитием, вероятно, является самым важным, хотя и самым трудным шагом на этом пути. Книга Анн Бакк и Карла Грюневальда, отрывки из которой публикуются на станицах DETISITE, демонстрирует очень интересный опыт интеграции в современной Щвеции.
Обычно различают следующие степени нарушения слуха:
ПРИЧИНЫ НАРУШЕНИЯ СЛУХА
ЗНАЧЕНИЕ ОБЩЕНИЯ
ЗАДЕРЖКА РАЗВИТИЯ
ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПОМОЩЬ ЛЮДЯМ С НАРУШЕНИЕМ СЛУХА
Незначительное нарушение слуха лишь слегка замедляет спонтанное речевое и языковое развитие, однако приводит к затруднениям в восприятии того, что говорят другие.
Нарушение слуха средней тяжести замедляет спонтанное языковое и речевое развитие, но не исключают его полностью.
Тяжелое нарушение слуха и глухота приводят к тому, что спонтанное языковое и речевое развитие сильно замедляется или полностью исключается. Поэтому можно сказать, что глухой — это тот, кому из-за ослабления слуха необходимо общаться с другими при помощи языка жестов. Для глухих зрение играет существенную роль в восприятии речи (считывание по губам). При разговоре, как правило, используется язык жестов в сочетании с движениями губ.
Существует много причин нарушения слуха: наследственная предрасположенность, краснуха во время беременности, деформация слухового прохода или слуховых косточек, родовые травмы, желтуха, кислородная недостаточность (гипоксия), менингит, хронический отит, паротит(свинка), черепно-мозговые травмы, шумовые повреждения и другие. Некоторые из этих причин могут также дать толчок к замедлению умственного развития. Поэтому неудивительно, что относительно большое число людей с задержкой развития имеют и ослабленный слух.
Из-за трудностей выявления нарушения слуха у людей с задержкой развития неизвестно, у скольких из них он ослаблен, однако по результатам некоторых исследований можно предположить, что у более 8% из них имеется тяжелое нарушение слуха
Врожденная глухота иначе сказывается на человеке, чем приобретенная во взрослом возрасте. В последнем случае, разумеется, человеку психически тяжело, когда он не воспринимает того, что говорят другие, и когда он иногда чувствует себя одиноким из-за невозможности общаться с другими людьми. Но последствия врожденного тяжелого нарушения слуха значительно серьезнее из-за того, что отсутствие слуха сильно препятствует возможности ребенка освоить речь и язык.
Язык является естественным инструментом для выражения мыслей и важнейшим орудием для приобретения знаний и взаимного обмена информацией. Но языковое общение является также основой человеческой общности и понимания. С помощью языка мы можем выражать чувства, мнения, пожелания и оценки, а также вести друг с другом диалог, что сильно способствует нашему эмоциональному и социальному развитию и является существенной предпосылкой для позитивного личностного развития.
Дети осваивают язык, когда слышат, как говорят родители и другие окружающие их люди. Прислушиваясь к постоянно повторяющимся словам, ребенок постепенно учится различать их и связывать с предметами, людьми и ситуациями. Слова приобретают смысл или значение.
Этот естественный путь к языку для ребенка с тяжелым нарушением слуха в большей или меньшей степени закрыт. Хотя в любом случае необходимо интенсивно тренироваться и использовать остаточный слух, если таковой сохранился, крайне важно, чтобы с ранних лет тренировки были направлены на то, чтобы научить ребенка восприятию вибрации, привить чувство ритма, способность к считыванию и к использованию органов зрения и т. д. Но главное, чтобы ребенок с самого раннего возраста мог научиться языку жестов.
Языковое развитие глухих детей — очень длительный процесс, и от всех тех, кто задействован в обучении этих детей языку, требуется компетентность, ответственность и терпение.
Если с людьми, имеющими тяжелое нарушение слуха, или с глухими общаться поверхностно, легко можно подумать, что самая большая проблема этой группы инвалидов заключается в том, что они не слышат. Но проблемы лежат значительно глубже. Эта инвалидность носит прежде всего языковой и коммуникативный характер.
Жизнь человека, имеющего тяжелое повреждение слуха, полна ситуаций, в которых он оказывается лишенным всего того, к чему нормально слышащий человек может с легкостью приобщиться. Это касается газет и книг, в которых слишком сложные слова, радиопередач, телепередач и фильмов без субтитров, сообщений из репродуктора и т. д. Неоднократно возникают затруднения в простых будничных ситуациях — при посещении магазинов, в поездках, на приемах у врача. Даже невозможность воспользоваться обыкновенным телефоном дает толчок к осложнениям.
Людям с тяжелым нарушением слуха затруднительно пользоваться сферой общественных услуг и приобщиться к культурной жизни. Дефицит телепередач с субтитрами на простом языке — один из многих примеров, подтверждающих это.
Часто человеку с нарушением слуха кажется, что окружающие не понимают его проблем и что у них не хватает терпения на разговор. Поэтому он замыкается в себе. Инвалидность может приводить к разной степени изоляции, которая, в свою очередь, чревата новыми проблемами
Человеку с нарушением слуха нужно с самого раннего возраста быть вместе с нормально слышащими ровесниками. Если ребенка поощряют и поддерживают, то он при общении с нормально слышащими людьми будет себя чувствовать спокойнее, и у него укрепится уверенность в себе. Таким образом, можно облегчить затруднения, связанные с контактами, и устранить взаимные предрассудки. Однако для того чтобы общение стало осмысленным, нормально слышащие дети должны овладеть языком жестов.
В то же время не следует забывать о том, что люди с тяжелым нарушением слуха очень хотят встречаться с другими людьми, имеющими точно такую же проблему и тоже владеющими языком жестов. Это может быть определяющим фактором их развития.
Человеку с нарушением слуха приходится сильно полагаться на считывание с губ, чтобы понять, что говорят другие. Он должен сильнее, чем другие, концентрировать внимание и психически напрягаться, чтобы приобрести те знания и навыки, которыми люди с нормальным слухом обычно овладевают без особых усилий. Поэтому быть глухим или слабослышащим — это во многих отношениях утомительно и психически тяжело.
Серьезное нарушение слуха — более тяжелое функциональное нарушение, чем это может показаться на первый взгляд. Без слуха нет языка, без языка нет обучения. Именно поэтому для глухого ребенка так важен язык жестов как альтернатива разговорному языку.
Одним из факторов, наилучшим образом компенсирующих нарушение слуха, являются умственные способности. Поскольку людям с задержкой развития вообще очень трудно усваивать знания навыки, то в сочетании даже с умеренным нарушением слуха ситуация может крайне осложниться.
Исключительно важно выявить нарушение слуха как можно раньше. После того как повреждение мозга выявлено, к работе подключается областная служба педагогической помощи людям с нарушением слуха.
Дети и подростки, имеющие инвалидность по слуху, получают поддержку от специальной службы педагогической помощи в школах любых типов. Цель помощи — дать этим детям такие же возможности развития и выбора, как и у людей с нормальным слухом. Семьи этой категории инвалидов получают через службу помощи рекомендации по медицинским, педагогическим, психологическим, социальным и техническим вопросам. Руководит службой педагогической помощи консультант по вопросам оказания помощи людям с нарушением слуха. Кроме того, в состав этой службы входят инженер, куратор, педагог и психолог.
Причины, масштабы и характер ослабления слуха исследуются и контролируются в больничных сурдологических отделениях (от лат. surdo — слышу). Там настраивают слуховые аппараты и другие технические вспомогательные средства.
Инженеры отвечают за установку и обслуживание слуховых вспомогательных средств (слуховые аппараты и т.п.) в детских садах и школах. Они предлагают также меры по улучшению акустической обстановки. (Так решается проблема детей с нарушением слуха в Швеции.Прим.ред.)
Учитель подготовительной стадии (специально обученный педагог детского сада) является контактным лицом службы помощи людям с нарушением слуха, и именно он оказывает непосредственную помощь семье. Этот учитель регулярно посещает детей на дому и в детском саду. Учитель подготовительной стадии помогает персоналу детского сада и информирует его о последствиях нарушения слуха, а также о различных способах общения и использования технических вспомогательных средств. (Так решается проблема детей с нарушением слуха в Швеции.Прим.ред.)
Во многих муниципалитетах глухие и имеющие тяжелое повреждение слуха дети обучаются в специальных детсадовских группах, где учитель подготовительной стадии работает вместе с муниципальным детсадовским персоналом. Группы почти всегда размещаются в обычном детском саду. Но примерно половина детей индивидуально интегрируются в обычный подготовительный класс. (Речь идёт о Швеции. Пример интегративного подхода к проблеме детей с особенностями в развитии.прим. ред.) Дети с задержкой развития, которые из-за нарушения слуха не могут обучаться в обычной спецшколе, могут пройти обучение в государственной специальной школе Осбаккаскулан в Гнес-те, если в их ландстинге нет такого вида обучения. Обязательное обучение длится 10 лет. Осбаккаскулан — это полностью оснащенная общеобразовательная спецшкола, рассчитанная в настоящее время на 40 мест. По окончании учебы в старших классах учащиеся имеют возможность пройти курс обучения в групповой школе в Эребру. После этого большинство учащихся возвращаются домой.
(Так решается проблема детей с нарушением слуха в Швеции.Прим.ред.)
Тренировки учащихся с нарушением слуха и множественной инвалидностью должны быть рано направлены на то, чтобы попытаться компенсировать функции пораженного органа чувств. Специальные упражнения — тренировку слуха, считывание, тренировку ритмики и тренировку органов чувств — следует начинать как можно раньше. Важно, чтобы все обучение было конкретным и приближенным к реальной действительности. Все постороннее, мешающее усвоению навыков, следует «отсекать», то есть нужно постараться организовать учебный процесс таким образом, чтобы учащиеся могли выделять важные моменты, на которых они должны сконцентрировать свое внимание.Способность выделять (различать) необходимо тренировать. Это в большей или меньшей степени необходимо при всех видах обучения людей с ограниченными способностями. Но эта проблема обостряется, когда один или несколько информационных каналов не функционируют или функционируют только частично. Нужно начать с того, что научить детей обращать внимание на существенные различия, и шаг за шагом увеличивать трудности, для того чтобы они постепенно научились видеть самые мелкие различия. Параллельно следует выстраивать языковые понятия. Без языковых понятий тяжело осмысленно организовывать впечатления, получаемые при помощи органов чувств.
Язык жестов существует в трех видах:
1) Обычный язык жестов, которым большинство глухих людей пользуются в общении между собой. Он отличается от разговорного языка и в грамматическом, и в синтаксическом отношении.
2) Язык картинок используется одновременно с разговорной речью, и он следует за разговорным языком.
3) Язык пальцев, когда слова передаются по буквам с помощью пальцев.
Глухим людям, которые еще и слепы, слова рисуют на руке. Язык жестов все больше используется при работе с нормально слышащими людьми, имеющими задержку развития, для ускорения формирования понятийного аппарата. При такого рода тренировках нужно координировать между собой «привитие языка» и те навыки, в которых человек тренируется. Нужно выстраивать язык и одновременно вводить его в действие, использовать, что частично объясняет, почему работа требует больших усилий и успехи приходят медленно. Кроме того, людям с нарушением слуха необходимо научиться пользоваться своими собственными техническими вспомогательными средствами. Им также нужно специально тренироваться правильно себя вести в разных ситуациях. Пример: ребенок с тяжелым нарушением слуха не способен или почти не способен определить, мешает ли он окружающим своим шумом. Нужно даже тренировать его так ходить по лестнице в обычном многоквартирном доме, чтобы не беспокоить окружающих.