Наконец-то Яя, героиня фильма «Страна глухих», нашла свою потерянную сказку…. Сегодня актриса Дина Корзун, сыгравшая глухую танцовщицу Яю в легендарной картине Тодоровского дает интервью журналисту сайта «Страна глухих».
Дина Корзун – российская актриса театра и кино, «проснулась знаменитой», поразив российского зрителя исполнением роли глухонемой девушки Яи в драме «Страна глухих».
За эту работу актриса удостоилась нескольких национальных и международных кинопремий, в том числе премий «Ника» и «Золотой овен». В ее фильмографии съемки не только в российских, но и многочисленных зарубежных фильмах. Также Дина Корзун известна как благотворитель и один из создателей фонда помощи детям с болезнями крови «Подари жизнь». Недавно этому одному из самых крупных благотворительных проектов исполнилось 14 лет.
- Добро пожаловать в «Страну глухих»! Расскажите нам о создании этого легендарного фильма. Как вам удалось в кино так точно передать особенности речи, движения, мимики глухонемого человека?
- Мир неслышащих людей для меня никогда не был чем-то неизвестным. Еще когда я жила в Смоленске, у нас во дворе жил мальчик, у которого были глухонемые родители. И когда они звали его домой с улицы, мама кричала не: «Леша! Леша!», а «Лета! Лета!».
И я очень хорошо запомнила эту особенность речи, ведь когда человек сам себя не слышит, он может оговариваться и произносить совсем не те буквы. С нами, слышащими, это тоже бывает, но, раз мы себя слышим ,мы свои оговорки быстро поправляем. На пробах эти воспоминания детства мне очень помогли создать роль. А потом, когда мы начали работать над фильмом, было несколько сцен, где моя героиня встречается с другими глухими ребятами (мальчики играли сутенеров, а одна девочка играла соседку по общежитию) и вот они были настоящие глухие артисты театра мимики и жестов.
Они мне тоже помогали изучать жестовый язык. А еще я ездила на занятия в колледж, где учатся слабослышащие ребята. Преподаватель-суропереводчик Ирэна Москвина переводила лекции, а я сидела на занятиях и наблюдала. Я хотела почувствовать, понять этот мир, ощутить остроту восприятия глухого человека. И всему этому я научилась, находясь рядом с глухими людьми, общаясь и наблюдая за ними. Благодаря Ирэн роль получилась такой живой!
- Съемки фильма о девушках с инвалидностью как-то повлияли на решение создать Фонд «Подари жизнь»?
-Нет, никак. Фонд «Подари жизнь» помогает детям с тяжелыми онкологическими заболеваниями. И родился он по воле высших сил, потому что такие успешные проекты просто так не получаются. Хотя началось все с малого: необходимо было купить машину для облучения крови в Московский институт онкогематологии.
Ее привезли в аренду на несколько месяцев и нужно было собрать 200 тысяч долларов, чтобы ее выкупить и оставить в больнице навсегда, где она была жизненно необходима врачам и их детям-пациентам. И тут мы с Чулпан (Чулпан Хаматова – актриса, коллега по фильму «Страна глухих» - прим. авт.) почувствовали острое желание помочь.
- Но ведь вы актрисы, звезды, кажется, ваша жизнь это гламур и блеск софитов… зачем вам это?
- Да, когда мы только начали работать, что-то подобное слышали регулярно, было трудно. Вначале любого дела всегда так: в тебя не верят, считают, что ты «немножко не в себе», спрашивают, какое тебе дело и зачем спасать тех, кто смертельно болен…. Мы много слышали подобного, но впоследствии успех фонда «Подари жизнь» доказал, что в России очень много людей разумных и сострадательных…
На самом деле, в Институте онкогематологии работают замечательные врачи. Они в то тяжелое время не только лечили детей, но и выступали волонтерами по сбору средств, сами искали благотворителей, собирали деньги на лекарства для маленьких пациентов и даже открыли Фонд «Врачи-детям». Но российское общество тогда еще мало знало о проблеме детской онкологии, хотя на Западе ее уже хорошо лечили, применяя дорогостоящие лекарства.
А деньги на них собирали благотворительные фонды… Я помню, как доктор Галина Анатольевна Новичкова рассказывала, что, вернувшись после обучения в Германии, взяла на лечение девочку, которая могла погибнуть от рака. Галина Анатольевна сама нашла деньги, купила дорогостоящие препараты, провела необходимый курс лечения, и девочка выжила. Она рассказывала, что испытала тогда такое счастье и поняла, что протоколы лечения рака и надо их применять и, одновременно, развивать благотворительность.
Но в 90-е годы врачам было сложно быть услышанными.
-Почему?
— Это сегодня в России ценят врачей. Но тогда радио и телевидение не интересовались ими. Так и говорили: врачи нам не интересны, а вот артисток давайте в эфире послушаем, чего им не живется спокойно, и почему они хотят говорить о детях, которые хотят выздороветь? Но мы в фонде «Подари Жизнь» всегда ставили врачей вперед. А теперь к ним относятся с большим уважением. Изменилось отношение властей, Минздрава, общественности.
- И вы чувствовали ответственность за результат сборов?
— Это гордыня думать, что от тебя все зависит… Я убеждена, и пусть кто-то и не согласится со мной, что многими процессами руководят высшие силы и, если нужно будет Вселенной, она найдет кем воспользоваться как инструментом. У меня полное ощущение, что создание фонда «Подари жизнь» случилось, потому что так было дОлжно произойти. Самой жизни было нужно дать шанс этим детям. А не потому, что какие-то нечеловеческие усилия предприняли известные люди, и поэтому им вся благодарность… На самом деле, это большой труд многих людей и Высшая поддержка.
- Но ведь на машину для облучения крови удалось собрать деньги после первого благотворительного концерта именно «звезд»?
-Эту идею мы взяли у Запада. Там уже был такой опыт. Например, Хосе Хоререс уже проводил благотворительные концерты, на которых все заработанные деньги тратились на лечение детей. Чулпан и до этого пыталась собрать деньги, но не получалось. Поэтому, чтобы обратить внимание на проблему лечения детей с онкологией большее количество людей, мы решили сделать большое мероприятие.
Помню, как мы, артисты, поехали знакомиться с врачами. Галина Анатольевна Новичкова собрала в больнице круглый стол, за которым встретились те, кто раньше друг друга не знали: благотворители, артисты, журналисты, волонтеры… но которые уже помогали врачам. На той встрече было около десяти человек и мы объединили усилия.
- А сейчас сколько человек трудятся в Фонде?
- Сейчас у нас около ста штатных сотрудников и около двух тысяч волонтеров, которые помогают организовывать праздники, обучение, ведут развивающие занятия и курсы в больницах. Поддерживают настроение детей, потому что иногда во время лечения бывает так тяжело, что ребенок теряет весь энтузиазм и силы. Важно, чтобы он улыбался, смеялся, отвлекался от своей болезни, чтобы оставалась мотивация для движения вперед и желание жить. Потому что лечение очень болезненное.
-Давайте еще вспомним тех, кто вместе с вами и Чулпан Хаматовой стоял у истоков проекта…
-Подчеркну, что идея создания Фонда «Подари жизнь» принадлежала врачам Института онкогематологии, а первый директор Фонда, Галина Владиленовна Чаликова, была глубоко верующим человеком. Это ее молитвами Фонд был основан и стал успешен. Знаете, для каждого дела важно заложить первый камень.
И пусть он невидимо скрыт где-то глубоко в основании, но именно этот камень является такой метафорической, а может быть, и материальной поддержкой всего здания. Так вот Галина Владиленовна стала такой мощной основой, объединяющей силой нашего Фонда. А еще с нами работала и работает большая команда единомышленников…
- Кстати, о команде… недавно вышел клип на песню Земфиры «Хочешь», в котором дети «убегают» от болезней навстречу здоровью. Клип снимала для Фонда команда профессионалов, наверное, поэтому он получился таким пронзительно-трогательным. Но некоторые возмутились, что деньги от такого дорогостоящего проекта могли бы передать на лечение детям, а не снимать какие-то клипы… А вы как считаете?
- Когда мы создавали наш Фонд вместе с первым его директором Галиной Владиленовной, у нас было всего четверо или пятеро волонтеров, и никто зарплату за свою работу не получал. Все происходило по велению сердца. Мы понимали, что «рук на все не хватает», но старались напрячься и выполнять каждый по десять задач и не тратить деньги на зарплату, потому что считали, что все собранные деньги надо передавать только на лечение детям.
Но развития Фонда не было.
Затем к нам пришел Григорий Мезмонянц на должность исполнительного продюсера и он сразу объявил: «Чтобы помогать большему количеству детей, надо собирать как можно больше денег. Если мы примем профессионалов по всем важным направлениям, то они нам помогут собрать еще больше средств на лечение детей. И мы будем эффективнее работать».
Он оказался прав. Когда профессиональные люди объединяются, идет геометрическая прогрессия эффективности. У нас в несколько раз увеличились сборы средств.
Поэтому, считаю, такие клипы нужны. У них есть важная задача. Я уверена, что его увидят те, кто про «Подари жизнь» еще и не слышал. Сейчас нам помогают люди достаточно взрослые, а нам надо достучаться до молодежи. Это они будут нашими благотворителями через пять, десять лет.
- Когда вы переехали в Англию, вы и там открыли филиал фонда «Подари жизнь» …
-Да, когда я переехала, мне позвонил исполнительный продюсер Фонда и сказал: «Дина, есть хорошая идея, сейчас мы откроем филиал в Лондоне», что мы и сделали. Несмотря на то, что у меня родились две девочки-погодки, мне пришлось окунуться в такую же напряженную работу, как и в то время, когда мы только начали основывать фонд «Подари жизнь» в Москве. А новое всегда начинать трудно. Не на что опереться, надо многое учесть, научится, предусмотреть, надо много энергии, чтобы провести огромное количество встреч…
Так как в Лондон тогда уехало очень много наших соотечественников, круг общения у меня был полностью русский. За 10 лет филиал в Лондоне окреп и, несмотря на то, что мы с семьей недавно переехали в Швейцарию, он до сих пор работает, хотя в период пандемии это, конечно, сложно.
В Швейцарию мы переехали, потому что это родина мужа и потому что я всегда обожала горы. И хотя я уже третий год живу в Швейцарии с Фондом «Подари жизнь» продолжаю сотрудничать: езжу в Москву, делаю там благотворительные мероприятия, концерты, играю в благотворительных спектаклях.
Но в этом году выехать в Москву так и не удалось из-за жестких карантинных мер. Поэтому пока буду делать подкасты и создавать аудио и видео спектакли здесь.
- Европейские принципы организации благотворительности отличаются российских?
- Конечно. В этом вопросе много зависит от благосостояния страны. Например, в Швейцарии на столько высокий уровень жизни, что, хоть тут и есть благотворительные фонды, но помощь ими оказывается минимальная. В основном о людях с различными заболеваниями заботится государство. Швейцария в этом смысле уникальная страна, я даже не знаю, как им это удалось.
Может быть, потому что швейцарцы очень работоспособные, педантичные и практичные люди, у них все очень организовано? Например, даже в труднопроходимых местах в горах стоят скамеечки для отдыха и есть указатели, таблички, пешеходные дорожки, есть даже кнопка вызова экстренной помощи.
А в Англии, наоборот, огромное количество благотворительных фондов, потому что большую часть собранных средств можно тратить на свои расходы. И там все организовывают фонды поморщи не только людям, но и всему, что можно: собачкам, кошечкам, птичкам, уточкам и тд. Поэтому из-за огромной, скажем так, конкуренции по сбору средств, было сложно заниматься благотворительностью.
Там никого не удивишь тем, что хочешь кому-то помогать. При этом в Англии очень развито волонтёрское движение, много англичан работаю волонтерами в странах третьего мира в Африке, Индии, Непале…
- А вы? Вы сами тоже три месяца провели в Непале как волонтер… Зачем?
- Я поехала волонтером в Непал, когда у меня было ощущение кризиса существования. На материальном уровне все есть, а внутри – пустота. И семья есть, и работы много, я тогда в Америке много снималась и деньги зарабатывала. Но не было главного.
Я не понимала, зачем эта вся внешняя суета. Я не верила в важность всех этих фильмов, фестивалей, премий…. А если учесть, что часто люди создают такие фильмы, которые на самом деле просто разрушают общество, то зачем это все? И моя подруга предложила поехать в страну третьего мира и поработать там волонтером.
Я написала заявку в несколько стран. Ответ из Непала пришел через час. И через три месяца я уехала.
Три месяца я провела в непальском детском доме, где вместе с воспитанницами мы учились английскому, русскому, непальскому…учились танцевать, петь и быть счастливыми. Буквально через две недели я вдруг почувствовала, что моя депрессия и чувство пустоты исчезли. Я помню, приложила руку к груди и думаю, где оно, где это привычное чувство тяжести на душе? Его не было.
Оказывается, когда у нас есть интересные нам дела и мы служим другим людям, у нас нет возможности думать о своей какой-то боли. И это очень хороший инструмент для познания, что же есть смысл жизни… Для счастья не надо никаких условий, а смысл жизни в служении благу других людей, в служении Высшему.
- Как же вы от них уехали? Не было желания всех«своих» непальских детей вывезти и спасти?
- Было. Но меня муж остановил. Он сказал, весь мир ты не спасешь и это гордыня думать, что должна всех спасти. И потом я работала в благополучном детском доме, там детям давали образование, воспитание, да и мне пора было ехать к своей семье…
Помню, когда я вернулась, счастливая и окрыленная, пришла в гости к Чулпан.
Мы пили чай, и я ей рассказывала, как было здорово в Непале, какой я получила опыт, перевернувший всю мою жизнь, а она мне так задумчиво говорит: «Мы тут с Сергеем Гармашом пытаемся собрать деньги на покупку в больницу машины для облучения крови для детей больных онкологией. Собрали всего 30 тысяч долларов, а надо 200 тысяч…»
- А вы после поездки в Непал уже чувствовали, что готовы помогать и отдавать?
- Да, вы правы
продолжение следует...
Татьяна АЛЕЕВА