Занятия музыкой с детьми с кохлеарными имплантами

11.03.2019
Дети с кохлеарными имплантами могут не только понимать речь и говорить, но и петь, танцевать, играть на музыкальных инструментах. Они слышат музыку!





По инициативе Всемирной Организации Здравоохранения ежегодно 3 марта отмечается Международный день охраны здоровья уха и слуха, с целью привлечь внимание общественности к проблеме снижения слуха, для оказания своевременной помощи взрослым и детям.
День слуха в Городском детском сурдологическом центре
Музыка побеждает глухоту!

— Мы решили поддержать эту инициативу и сегодня у нас в Городском детском сурдологическом центре проводится День слуха, но он не обычный — сказал главный врач центра Газис Туфатулин. — Мы верим, что реабилитация возможна только с привлечением и музыкальных средств коммуникации, и, в связи с этим, мы решили провести для детей в рамках реабилитационного курса детский музыкальный праздник.

Существует множество упражнений по реабилитации, направленных на развитие слухоречевых навыков. Увлечение музыкой или игрой на музыкальных инструментах положительно влияют на обучение детей с кохлеарным имплантом. Когда ребенок слушает музыку, его мозг обращает внимание на различные аспекты звуков: громкость, длительность, высоту и другие.



— Музыка с точки зрения слуха — самый удобный звуковой сигнал. Она гораздо шире по частотному и динамическому диапазону — рассказала профессор, главный научный сотрудник ФГБУ СПб НИИ ЛОР Инна Королева. — Она развивает умение слушать гораздо больше, чем речь. Она подготавливает к восприятию речи, пониманию речи.

Музыкальные занятия наглядно демонстрируют как обществу, так и родителям детей с нарушениями слуха возможности творческого подхода к восстановлению после установки кохлеарного импланта. Именно поэтому основной девиз этих занятий — «Музыка побеждает глухоту». 

— Музыка еще чем хороша — продолжает Инна Королева — ребенок гораздо лучше увлекается музыкой с движением, потому что ему нравится танцевать под музыку и взрослым нравится танцевать под музыку. Хочется петь под музыку и это стимулирует у ребенка развитие голоса, желаниечто-то  подпевать, поэтому музыка обладает большими возможностями для развития слуха и речи у детей с нарушенным слухом, и она способна победить глухоту.

В городском детском сурдологическом центре в рамках дня слуха проводились музыкальные занятия с детьми разного возраста. Одним из которых была творческая постановка по мотивам детской сказки.





— Сегодняшнее занятие — это такая игра-драматизация по знакомой детям сказке колобок — говорит логопед Городского детского сурдологического центра Юлия Крашеницына. — Эту сказку знают все ребята, даже детки, которые не умеют говорить. Сказка, сама драматизация была направлена на речевое развитие детей, на понимание речи, на вызывание речи, то есть все ребятки могликак-то  поучаствовать: кто-то  больше, кто-то  меньше, каждый в силу своих возможностей.

Музыка традиционно используется в обучении и развитии детей с нарушениями слуха. И результат всегда положительный, особенно, если удаётся привить ребёнку любовь к музыке и наблюдать, как маленький пациент с удовольствием слушает музыку, напевает любимые мелодии или играет на музыкальном инструменте. 

— То, что они в 5-6 лет поют, как обычные дети — это достижение, конечно, современной медицины, техники и сурдопедагогики — продолжает Инна Королева. — Сурдоцентр — как раз пример такого места, где новые технологии развития и обучения детей широко используются. 

Музыка в реабилитации детей с нарушением слуха играет большую роль. И совершенно не важно, будет ли ребенок заниматься вокалом или освоит музыкальный инструмент, главное, чтобы музыка окружала маленького пациента на всём пути восстановления и обучения. 

А некоторые ребята с кохлеарным имплантом уже в младшем возрасте начинают делать успехи в музыкальном творчестве и, в дальнейшем, имеют возможность принять участие в международном фестивале для детей с ограниченными возможностями по слуху «Волшебная Симфония».