Дети, которые никогда ничего не слышали или потеряли слух в раннем возрасте, впервые в России вышли на профессиональную сцену. Они выступали не только наравне со слышащими сверстниками, но и вместе со звездами эстрады.
Юные таланты пели любимые песни, исполняли зажигательные танцы, играли знаменитые музыкальные произведения на самых разных инструментах – скрипке, гитаре, фортепиано, домбре… Этим восхитительным Гала–концертом дети доказали: нет преград для таланта, если есть талант.
Первый в России международный фестиваль для детей с нарушениями слуха «Волшебная симфония» задумали и провели родительское объединение «Я слышу мир!», петербургский ЛОР НИИ и «Петербург-концерт». Всего заявки на участие в фестивале прислали 72 ребенка (самому маленькому – 4 года). Лучшие из них – около 20 детей из разных городов России, Белоруссии, Украины, Узбекистана и Казахстана – 14 сентября предстали на сцене Государственной Академической Капеллы Санкт–Петербурга.
Все они лишь несколько лет назад, после кохлеарной имплантации, стали слышать, понимать речь, говорить, а затем открыли (обнаружили) в себе музыкальный талант. Специалисты по слухоречевой реабилитации уверены: музыка как ничто другое помогает ранее не слышавшим детям привыкнуть к миру звуков.
Впервые юным дарованиям, сначала оставшимся без слуха, а потом обретшим не только обычный, но и музыкальный слух, дали шанс дебютировать на сцене в Польше. В Варшаве в 2015 году состоялся первый международный музыкальный фестиваль для глухих детей – «Ритмы улитки», а в июле 2016 года – второй.
Там показали себя не слышащие, но талантливые дети из России, Казахстана, Украины, Белоруссии и Грузии. Некоторые из них этой осенью приехали и на первый российский музыкальный фестиваль в Санкт–Петербург.
Гостей и участников фестиваля поприветствовал губернатор Санкт–Петербурга Георгий Полтавченко:
– Первый Международный музыкальный фестиваль «Волшебная симфония» – это доброе начинание, открывающее дорогу на музыкальную сцену ребятам с нарушениями слуха. Россия впервые принимает такой фестиваль. Я рад, что местом его проведения стал Санкт–Петербург, культурная столица нашей страны. Уже более трех столетий наш город вдохновляет на творчество многих деятелей музыки – композиторов, дирижеров и исполнителей. «Волшебная симфония» собрала на берегах Невы более 70 детей из России, Украины, Узбекистана, Казахстана и Белоруссии. Это – настоящий праздник юных талантов, встреча с одаренными и очень сильными духом людьми. Вопреки обстоятельствам, они живут полноценной жизнью, щедро делятся с нами.
– Мы убедились, что, казалось бы, невозможное возможно: те, кто раньше не слышали, теперь поют, танцуют, музицируют, – объясняет руководитель родительского объединения «Я слышу мир!» Дмитрий Куликов. – Мы поняли, что талантов среди таких детей предостаточно. Поэтому и задумались: почему бы нам не повторить этот опыт в России? Нас поддержали все: и власти, и бизнес, и медики, и деятели культуры. Известные артисты согласились выступать бесплатно, когда мы им рассказали об этих детях.
Конечно, мы очень хотели дать возможность сыграть, спеть и станцевать на профессиональной сцене всем, кто прислал заявки, но пришлось ограничиться всего полутора часами финального концерта. Для жюри из музыкантов, режиссеров и специалистов по слухоречевой реабилитации было очень нелегкой задачей выбрать: кого пригласить на выступление в Капеллу?
– Ради прекрасного нам пришлось немножко отступить от регламента фестиваля, – говорит одна из организаторов мероприятия и авторов идеи Елена Четыркина. – Мы приняли заявки от трех участниц, которые не вошли детскую категорию – им по 20 – 22 года. Но, просмотрев выступления девушек, мы поняли, что не показать их зрителям – преступление.
Исключения из правил: это – 22–летняя Айгерим Тутова из Казахстана, чей голос покорил сердца слушателей, 20–летняя Марина Рудакова из Челябинска, трогательно играющая на гитаре, и 20–летняя Элеонора Симонян с зажигательными латиноамериканскими танцами.
Айгерим – как самой старшей участнице – доверили открывать гала–концерт, а я случайно оказалась рядом с ее мамой. На языке вертелся вопрос: что она чувствует в этот момент? Мать, ребенок которой еще не так давно ничего не слышал (Айгерим потеряла слух в 3 года, после перенесенной пневмонии, а проимплантирована была в 2015 году), не говорил, не понимал слов даже, а вот сейчас стоит на сцене и поет? Да так, что все заворожены! Мама Айгерим – Гульшат, стоя в самом конце зала, на простенький мобильный телефон снимала то, что происходит на сцене. Женщина одновременно улыбалась и плакала. И никакими словами невозможно было выразить больше, чем этими слезами и счастливой улыбкой.
На сцене Государственной Академической Капеллы в контрастном черно–белом наряде Айгерим пела. Передать как – без помощи звука нереально. Зал затих и слушал. Пела сначала на казахском языке, и, конечно, не все в зале понимали смысл, но чувствовали, а потом – на русском: «Как много лет любовь во мне спала…» Однако совершенно не важно, на каком языке и о чем пела девушка. Важнее – то, сколько лет «спал» талант Айгерим, а вот свершилось чудо – и он «проснулся». Вернее даже – два чуда. Первое – кохлеарная имплантация, после которой Айгерим Тутова стала слышать, говорить и петь. А второе чудо – Первый в России международный фестиваль для детей с нарушениями слуха «Волшебная симфония», благодаря которому об этом таланте узнали люди.
Элеонора Симонян из Новороссийска вышла на профессиональную сцену с латиноамериканским танцем первый раз в жизни. На эту участницу с особенным волнением смотрели петербургские врачи, и в частности – директор петербургского ЛОР НИИ, главный отоларинголог Петербурга, д.м.н. Юрий Янов.
– Элеонора потеряла слух в 2,5 года, после перенесенного менингита, – вспоминает мама девушки Виола Симонян. – Это было в 1999 году, когда о кохлеарной имплантации знали мало, делали редко. Нас оперировал сам главный врач петербургского ЛОР НИИ Юрий Янов. Дочка тогда была всего лишь семнадцатым по счету пациентом в клинике, которому ставили кохлеарный имплант. Конечно, мы очень боялись, но другого выхода не было. Однако с тех пор мы ни разу не пожалели. Элеонора с отличием закончила школу. Свободно говорит на русском и армянском языках, изучает английский. Сегодня она – студентка юридического факультета Ереванского госуниверситета.
Марина Рудакова родилась не слышащей. Кохлеарная имплантация вернула ее в мир звуков в 12 лет – не рано. Но с тех пор, как говорит Марина, она все время подсознательно тянулась к музыке.
– В школе я познакомилась со слышащей девушкой, очень доброй и чуткой, – рассказывает Марина. – Однажды она пригласила меня к себе в гости, и там я услышала, как она играет на гитаре. Это был момент прозрения. Словно много лет ты жил и не знал, чего тебе не хватает, а тут за одну минуту понял. Теперь я точно знаю, что музыка – моя жизнь…
Татьяна Лобач (11 лет, Санкт-Петрбург) потеряла слух в 3 года. После кохлеарной имплантации усердно занималась со специалистами в сурдоцентре. Слышали, что музыка развивает слух и речь, поэтому решили идти на занятия в музыкальную школу. И стали играть на флейте. Но ребенок, в итоге, выбрал занятия танцами.
У 11–летней Дианы Приходько из Днепропетровска (Украина) тоже нелегко складывался путь к музыке (девочка родилась в семье, где оба родителя – глухие). Сейчас она играет на скрипке и уже третий раз выходит в финал международных музыкальных фестивалей для детей с нарушениями слуха (дважды ездила в Польшу).
– Инструмент мы не выбирали – он выбрал нас, – смеется бабушка финалистки «Волшебной симфонии» Елена Зыкина. – Диане советовали вокал, но несколько лет я не могла найти преподавателя, который согласился бы заниматься с внучкой. Едва педагоги узнавали о нашей проблеме, сразу делали большие глаза и нас отфутболивали. А пять лет назад подружка Дианы, слышащая девочка, стала учиться игре на скрипке. Тогда ее мама попросила, чтобы учитель взглянул и на Диану. Тот сжалился, посмотрел, и оказалось, что у нее есть не только музыкальный слух, но и дар.
Талант 8–летнего Никиты Милютина из поселка Нижнесортымского(Сургутский район) тоже раскрылся после кохлеарной имплантации (мальчик родился восьмимесячным и лишился слуха из-за интенсивной антибактериальной терапии), а впервые его необычные способности заметили на фестивалях в Варшаве. Там Никита настолько потрясающе сыграл на фортепиано песенку крокодила Гены, что родственник композитора Владимира Шаинского – Вадим Бродский, являвшийся членом жюри, прибежал к ребенку за кулисы знакомиться. А другой член жюри – польская оперная певица Алиция Венгожевска – призналась, что Никита завоевал её сердце, и попросила сделать селфи с мальчиком на память.
– Мы и в Петербурге хотели исполнить песенку крокодила Гены, – признается преподаватель мальчика из Нижнесортымской музыкальной школы, музыкант, лауреат многих международных конкурсов Вячеслав Корнивский. – Но неожиданно нас попросили сыграть «Солнечный круг». В итоге нам пришлось за месяц выучить новую песню! Причем за этот месяц я успел съездить в отпуск. Никита мне звонил, и я по телефону слушал, как он играет. Потом Никита с семьей уехал в санаторий. Слава богу, там нашелся рояль. Ученик играл, а я опять по телефону слушал. И здесь, в Петербурге, в Капелле, на репетициях мы пытались выгадать любую минутку, когда не занят рояль, чтобы порепетировать…
В отличие от педагога Никита старался урвать каждый свободный миг, чтобы провести его гораздо веселее – в забавах и шалостях с новым другом из Казахстана – 8–летним Нурболлом Сейдуллой, играющим на национальном казахском музыкальном инструменте – домбре.
– Надо же! – Удивлялась мама Нурболла Гульмира. – А дома сын очень тихий, спокойный, стеснительный.
Айгерим Тутова не упускала случая перекинуться хотя бы парой слов с Мариной Рудаковой, Элеонорой Симонян, Дианой Приходько.
– Пожалуй, это даже важнее: наши дети сдружились, научились восхищаться и радоваться чужим успехам, им было очень важно, что их оценило не только авторитетное жюри, но и родственные им души, – говорит один из руководителей узбекского танцевального коллектива и отец двоих танцоров Максут Махмудов. – Все участники Гала–концерта поняли, что их труд (азанятия это все-таки большой труд) не бесполезен. А, глядя на звезд, почувствовали, что и они могут стать похожими. Дети поверили в себя, в свой талант, стали мечтать и надеяться, что мечты сбудутся.
И еще о важном. Из зрительного зала (кроме родителей, врачей и гостей) на финалистов музыкального фестиваля «Волшебнаясимфония» смотрели сотни глаз, которым тоже необходима вера в мечту. Это были глаза воспитанников специнтернатов из Петербурга и Ленобласти, приглашенных на выступление.
– Многое в нашей жизни ощущается ценой потери, – обратился к участникам почетный гость «Волшебной симфонии», главный редактор альманаха «Русский Меценат» (партнер и соорганизатор фестиваля) Аркадий Соснов. – Когда ребенок появляется на свет, вполне естественно, что он начинает слышать, говорить, общаться… Можно представить трагедию и детей, и родителей, когда они понимают: ни слышать, ни говорить, ни петь, ни музицировать не будет никогда… Нет! Современные медицинские технологии и государственные инвестиции позволяют это исправить. А собственные воля и вера фактически могут изменить жизнь.
– Все 72 ребенка из разных регионов России и других стран, приславшие заявки на Музыкальный фестиваль – очень яркие дети, – отметила гендиректор ГБУК «Петербург–Концерт» (партнери соорганизатор фестиваля) Екатерина Артюшкина. – Я очень рада, что они выступали на сцене Капеллы плечом к плечу с петербургскими и московскими звездами, а те с радостью откликнулись, узнав о каком проекте идет речь. Теперь дети на примере знаменитостей убедились, что они могут добиться еще больших успехов.
– Не знаю: связано ли обретение слуха с пробуждением музыкального слуха, но думаю, мотивация совершенствовать речь и слух точно просыпается, – подытожил почетный гость фестиваля, директор ЛОР НИИ, главный отоларинголог Петербурга, д.м.н. Юрий Янов. – Все знают, что глаза и уши – наши ворота для общения с миром. И хотя считается, что 98% информации человек получает через органы зрения, и только 2% – через органы слуха, однако сами можете посудить, насколько важны эти два процента! Немецкий философ Иммануил Кант говорил:«Патология зрения и слепота отделяет нас от мира вещей, а патология слуха и глухота – от мира людей». Я очень рад, что вас больше ничто и ни от кого не отделяет.
Все лауреаты Первого в России международного фестиваля для детей с нарушениями слуха «Волшебная симфония» получили дипломы, цветы, ценные подарки, а один особо душевный – игрушку, львенка Ушарика, того самого проводника в мир звуков, с которым у каждого из детей связана своя непростая, но счастливая история…