Он предполагает дать право обучающимся с ограниченными возможностями либо их законным представителям самостоятельно выбирать форму организации образования – в специальных классах, группах или школах, либо совместно с обучающимися, не имеющих ограничений здоровья.
Законопроект является весьма актуальным, поскольку сегодня очень распространена практика принуждения таких детей к обучению в коррекционных классах или школах, либо выбору инклюзивного образования без учета рекомендаций врачей и мнения родителей, а также педагогов. В организациях же, осуществляющих образовательную деятельность по основным общеобразовательным программам, условия для получения образования детьми с ограниченными возможностями должны создаваться согласно рекомендациям специальных комиссий и быть направленными на удовлетворение потребности обучающихся, а не образовательных учреждений.
В законопроекте также введены положения о запрете на:
- *ликвидацию (или реорганизацию) специальных коррекционных школ, созданных органами власти, без согласия законных представителей обучающихся, выраженного их общим собранием;
- *ликвидацию (или реорганизацию) образовательных учреждений для детей с девиантным поведением с последующим их переводом в другие общеобразовательные организации, что, как правило, становится причиной нарушения права учеников на безопасность.