Конференция была организована РООИ «Перспектива», Министерством образования и науки РФ при со-финансировании Европейского Союза, а принимал форум Московский городской психолого-педагогический университет (МГППУ).
Ректор МГППУ Виталий Рубцов, открывая конференцию, обратил внимание на то, что программа «Доступная среда» применительно к учебному заведению — это не только пандусы и адаптированная архитектура, но и новые, доступные образовательные программы, специальное оборудование, позволяющее учиться детям с разными формами инвалидности. «Главный оценщик нашей работы – тот, у кого специальные образовательные потребности, — отметил Виталий Рубцов. – Он должен чувствовать себя комфортно и иметь возможность быть успешным там, куда он пришел учиться».
Продолжая эту тему, заместитель главы российского представительства Евросоюза Свен-Олов Карлссон напомнил участникам конференции, что инклюзивное образование означает не только реализацию права ребенка на образование, но изменение подходов к работе всей образовательной системы, нацеленность ее на то, чтобы и люди с инвалидностью могли на равных участвовать в жизни общества. «Речь идет не только о детях с инвалидностью. Дети должны расти в обществе, где различия считаются нормой, а не отклонением, — сделал упор представитель Евросоюза. – Тогда не произойдет маргинализации тех, кто не такой, как все».
Господин Карлссон обратил внимание, что ни одно правительство не в состоянии самостоятельно справиться с этими задачами, именно поэтому в России Евросоюз финансирует большое число проектов и инициатив НКО, работающих с людьми с инвалидностью. Проекты дают возможность апробации новых идей, что в дальнейшем вырастает в полезный опыт, уверен представитель Евросоюза.
Выступление Олега Смолина, депутата Государственной думы, зампреда Комитета по образованию, было достаточно жестким. Отметив определенные позитивные шаги в виде нового законодательства, депутат напомнил, что ранняя коррекционная помощь детям с различными формами инвалидности все еще не оформлена законодательно, и этот пробел нуждается в заполнении. При этом именно отсутствие ранней помощи препятствует в дальнейшем естественному продолжению развития ребенка в обычных дошкольных и школьных учреждениях.
Еще одной серьезной проблемой Олег Смолин назвал отсутствие единой системы финансирования школ, практикующих инклюзивное образование. По его словам, в регионах различия в финансировании школ, где учатся дети с разными формами инвалидности, доходят до 10 раз. «На территории страны должна быть единая образовательная политика, государство обязано это контролировать», — уверен депутат. Здесь же очень важно соблюдение существующего закона, в котором говорится, что право выбора образовательного учреждения остается за родителями ребенка, идет ли речь об общеобразовательном или коррекционном
учреждении. Однако нормы эти, хотя и прописаны формально, реально не исполняются, рассказал Смолин. «Ключевая проблема – это псевдоинклюзия, то есть профанация инклюзивного образования, — заявил Олег Смолин. – Этого ни в коем случае допустить нельзя. Только с учетом мнения родителей детей с инвалидностью, общественных организаций людей с инвалидностью можно принимать какие-либо решения о ликвидации или реорганизации коррекционных школ».
Начальник Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Евгений Сильянов признал, что порой существует серьезный разрыв между государственной политикой, линией, проводимой федеральным министерством – и ситуацией в конкретной школе. «Тут иногда пролегает целая пропасть, — отметил Сильянов и предложил общественникам стать мостиком для преодоления этой пропасти. — Мы в вас очень заинтересованы и уверены, что сможем найти общий язык», — заявил чиновник.
Елена Клочко, зампред Координационного совета по делам детей-инвалидов при Общественной палате РФ, поделилась своим пониманием социального партнерства. По ее словам, речь должна идти, во-первых, о межведомственном взаимодействии и, во-вторых, об общественном партнерстве. Для наиболее оптимального оказания услуги человеку с инвалидностью, для наиболее полного включения его в общество нужно скоординированные усилия социальной защиты, образовательных структур и медицинских учреждений, уверена Клочко. И все эти услуги должны оказываться человеку по месту жительства, начиная с ранней диагностики и помощи родителям. «Родительская активность – залог успешного реформирования, — считает Елена Клочко. – Мы уже сильно раскачали лодку, и вскоре, надеемся, появится программа ранней помощи – возможно, как часть программы«Доступная среда».
Директор РООИ «Перспектива» Денис Роза в своем выступлении отметила крайне немногочисленный состав людей с нарушениями развития, которые бы сами выступали в защиту своих прав. Она рассказала, как «Перспектива» и фонд «Лучшие друзья» занимаются тренингами для людей с интеллектуальными нарушениями, обучая их самоадвокатированию, отстаиванию принципов независимой самостоятельной жизни. Рассказывая об этой и других программах, которые осуществляют«Перспектива» и «Лучшие друзья», руководитель обеих организаций посетовала, что, как правило, общественникам не хватает ресурсов на действительно системную профессиональную работу, и если государство заинтересовано в партнерстве и ждет качественных результатов и профессиональной работы, тогда партнерство должно иметь финансовую поддержку от власти, причем также на системном уровне.
Среди вопросов, которые были заданы ведущим первого модуля конференции, — о тьюторах, системе их подготовки и обучения. Евгений Сильянов сообщил, что Минтруд объявил конкурс на разработку профессионального стандарта этой деятельности, потом этот стандарт должен быть утвержден и лишь после этого начнется систематическая подготовка кадров. По мнению участников конференции, пока идет весь этот процесс, неплохо было бы поддержать инициативы общественников и родительских организаций, готовых уже сейчас предоставлять тьюторов тем, кто в них нуждается.
После перерыва блок, посвященный партнерству с органами власти, вела Ирина Терехина, заместитель начальника Департамента государственной политики в сфере защиты прав детей Минорнауки РФ. Она сообщила, что на сегодняшний день порядка 5 процентов детей с инвалидностью, в основном находящихся в психоневрологических диспансерах, не учатся, и это недопустимо. «Необучаемых детей нет, образование должно быть доступно всем», — заявила Терехина. Программа «Доступная среда» на 2016-2020 годы, среди прочих, имеет цель сделать образование полностью доступным всем детям без исключения. В регионы на эти цели будут направлены значительные субсидии. Терехина также сообщила, что планируется создание Федерального ресурсного центра по оказанию помощи детям с расстройствами аутистического спектра. Детей таких становится довольно много, сообщила представитель Минобрнауки, а специалистов, умеющих с ними работать, нет, особенно в регионах. Центр будет консультировать, оказывать услуги по повышению квалификации, готовить специалистов – и все это со следующего года. Однако с помощью одной программы «Доступная среда» всех проблем людей с инвалидностью не решить, поэтому будет разработана федеральная целевая программа по
развитию инклюзивного образования, где будут прописаны и условия обучения, и образовательные стандарты и многое другое.
Своим опытом продвижения инклюзии в ходе конференции поделились зарубежные эксперты: Джоржетт Мюллер, глава международной организации по защите прав детей Lumos(Великобритания), Калле Кенккеля, член Национального совета Финляндии по вопросам инвалидности, директор британской организации «Создавая инклюзию» Джулия Хэйз, представитель департамента образования Готенбурга (Швеция) Эрик Иварссон.
В ходе конференции выступали педагоги, директора школ, представители департаментов образования из российских регионов и общественных организаций, занимающихся проблемами детей с инвалидностью. В частности, в блоке, посвященном партнерству бизнеса и НКО людей с инвалидностью Кристина Покрытан, председатель Совета бизнеса по вопросам инвалидности, рассказала, что не хватает аналитических исследований, в каких отраслях есть кадровое провисание, и, соответственно, в какие вузы можно было бы дополнительно направить молодежь с инвалидностью, чтобы затем бизнесу легче было вести отбор кадров.
Конференция завершилась панельной дискуссией, посвященной обсуждению дальнейшей стратегии продвижения инклюзивного образования в России.