ПРОЕКТ РЕГИОНАЛЬНОГО ЗАКОНА ИГНОРИРУЕТ ПРАВА ИНВАЛИДОВ АРХАНГЕЛЬСКОЙ ОБЛАСТИ И ТРЕБУЕТ ДОРАБОТКИ

20.10.2014

Проект регионального закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан» игнорирует права инвалидов Поморья на включенность в жизнь местного сообщества, закрепленное в ратифицированной Россией статье 19 Конвенции ООН.

Об этом заявили в коллективном письме в адрес председателя Архангельского областного Собрания депутатов В.Ф. Новожилова участники прошедшей в столице Поморья региональной конференции «Доступная среда: актуальные вопросы самостоятельного проживания людей с ментальными особенностями здоровья». Инвалиды надеются, что их предложения будут услышаны на парламентских слушаниях, которые откроются 21 октября в 14.30 в здании правительства Архангельской области (каб.146).

Также, по мнению участников конференции, проект областного закона игнорирует майский Указ Президента РФ, в котором предусмотрено включение общественности в оценку качества предоставления социальных услуг в сфере социального обслуживания. Статья 9 критикуемого инвалидами проекта областного закона предусматривает лишь создание попечительских советов в учреждениях социального обслуживания населения. А деятельность общественных советов при учреждениях, которые уже показали свою эффективность, остается за «бортом» данного проекта закона и станет «незаконной» после его принятия.

Члены Союза общественных объединений инвалидов Архангельской области и участники региональной конференции выразили обеспокоенность тем, что вопросы сопровождения людей с инвалидностью, особенно с ментальными и множественными нарушениями также не отражены в указанном проекте областного закона «О реализации государственных полномочий Архангельской области в сфере социального обслуживания граждан».

Право на самостоятельный образ жизни и включенность в местное сообщество, закрепленное в статье 19 Конвенции, является одним из самых важных прав Человека для людей с ментальной инвалидностью.

Вместе с правом на равенство перед законом, эта статья обязывает государства-участников Конвенции ООН принимать меры к тому, чтобы необходимая помощь и поддержка оказывалась людям с инвалидностью в местах их обычного проживания, а не в интернатах, где жизнь в большей степени удалена и закрыта от общества.

Участвовать в жизни общества право каждого человека. Также важно, чтобы различия людей и их разнообразные потребности получали в равной мере уважение и находили поддержку в обществе.

По мнению инвалидов, для того, чтобы статья 19 Конвенции ООН о правах инвалидов начала действовать в Архангельской области реально, необходимо сосредоточить внимание на следующих вопросах:

1) услуги, связанные с поддержкой самостоятельного проживания, должны носить комплексный характер. Необходимо предусмотреть не только услуги социального характера, но и в образовательной, трудовой, социально-бытовой и досуговой деятельности. Принцип преемственности важен: школа – училище — работа;

2) сопровождаемая занятость в виде развития сопровождающих программ при обучении и устройстве на работу лиц с ментальными особенностями, а также подготовки специалистов по сопровождению (тьюторов), функция которых — помочь справиться с психологическими сложностями при обучении и трудоустройстве;

3) участие некоммерческих организаций в развитии системы услуг и выработке региональной политики должно быть более полным, чем это является сегодня;

4) подготовка специалистов, осуществляющих сопровождение по месту жительства, а также в образовательных учреждениях. Необходимо разработать программы подготовки и повышения квалификации специалистов в области психолого-педагогического сопровождения;

В своем коллективном письме участники конференции изложили следующие предложения депутатам Архангельского областного Собрания депутатов совместно с Правительством Архангельской области:

Разработать Стратегию реализации права на самостоятельную жизнь в местном сообществе (статья 19 Конвенции о правах инвалидов) в Архангельской области, в которой должны быть отражены:

1) этапы развития системы поддержки самостоятельного проживания в условиях максимальной приближенности комплекса оказываемых услуг (социальных услуг и услуг по сопровождению) к месту жительства получателей услуг. Цель – переход от заявительного порядка предоставления услуг к порядку, основанному на информированном согласии и участии гражданина, с одной стороны, и согласовании и сотрудничестве заинтересованных органов и учреждений, с другой стороны;

2) этапы перехода к тому, чтобы граждане с различными формами инвалидности, в том числе по причине психического расстройства, и имеющие значительные нарушения функций получали социальные услуги, как правило, на дому, а решение о проживании в стационарных учреждениях не принималось без участия гражданина. Цель — проживание в условиях стационарного социального учреждения должно быть результатом свободного информированного выбора получателя услуги. Принудительное помещение в стационарное социальное учреждение должно производиться в исключительных случаях и только на необходимый период;

3) расширение участия некоммерческих организаций в предоставлении социальных услуг и услуг по сопровождению по месту жительства гражданина. Привлечение общественных организаций к обсуждению стратегии, ее мониторингу. Необходимо систематизировать опыт, инициативы, накопленные российскими и зарубежными социально ориентированными организациями, которые

предоставляют услуги в системе самостоятельного проживания, обучения и сопровождения лиц с интеллектуальными и психофизическими нарушениями в РФ и за рубежом;

4) создание реестра организаций, оказывающих социальные услуги и обеспечение его доступности (опубликование);

5) определить компетентные органы, ответственные за разработку программ сопровождения образования и трудоустройства для граждан, нуждающихся в поддержке;

6) установить обязательность подготовки, профессионального обучения и повышения квалификации специалистов сопровождения;

7) создать региональный информационный ресурс для систематизации, распространения и обмена опытом, инициативами, практиками оказания услуг в системе самостоятельного проживания и услуг по сопровождению;

8) закрепить организационные и финансовые механизмы обеспечения самостоятельного проживания при сопровождении.

9) расширить и нормативно закрепить комплекс услуг гражданам с ментальными нарушениями, семьям, воспитывающим детей с тяжелыми и множественными нарушениями таким образом, чтобы право ребенка воспитываться в семье реально обеспечивалось, а семья получала необходимую поддержку и сопровождение;

10) разработать систему услуг по поддержке молодежи с ментальными особенностями здоровья, обучению и подготовке к самостоятельному проживанию и формированию собственных выборов и интересов, помощи в социальной и учебной адаптации в учреждениях профессионального образования, проведении досуга.



Контакт: Николай Мякшин, председатель Союза, тел/факс (8182) 27-12-80