С 10 по 16 августа в подмосковном Сабурово был организован летний лагерь, где собрались ребята с самыми разными формами инвалидности – незрячие, с ДЦП, синдромом Дауна, аутизмом, другими.
Целую неделю под руководством опытных преподавателей подростки постигали премудрости драматургии: учились сочинять сюжет, продумывать характеры героев, выстраивать мизансцены. Затем планировалось, что их разделят на группы по двое, и каждая пара напишет свою собственную пьесу-миниатюру. Однако творчество для многих оказалось слишком интимным процессом, поэтому
Сестры Катя и Влада Дунаевы взяли в соавторы Сашу Евлоеву и написали пьесу о дружбе, любви и предательстве, где главные герои – такие же подростки, школьники. Похожая тема стала сюжетом пьесы Егора Пронина, а вот Вадим Куликов написал пьесу-детектив, в которой взрослеющий герой ищет убийц своих родителей. «Я уже давно пишу небольшие рассказы, – признался Вадим. – Поэтому мне легче было работать одному, как привык».
Дима Ворожкин рассказал, что тоже начал пробовать свои силы в литературном творчестве два года назад. «Сюжет моей пьесы – научная драма, в которой главными героями выступают французские и английские профессора», – поделился он.
Еще одна дружная команда соавторов – Алена Алексеева, Артем Кондаков и Олег Фризоргер, написали триллер с участием зомби, появившихся после радиационной катастрофы. Но закончится все хорошо, успокоили юные драматурги.
Друзья Федя Лысиков и Сева Попов сочинили комедию про супругов на грани развода, которых собственный ребенок запер в гараже, чтобы они помирились. Незрячие авторы наговаривали сцены на диктофон, а затем обрабатывали написанное с помощью специальной компьютерной программы.
Настя Потафеева и Диана Капитина вспомнили сюжеты известных сказок и посвятили свою пьесу сложным взаимоотношениям мачехи и красавицы-падчерицы.
Лагерь «Театральная перспектива» проводится уже в четвертый раз, и нынешним летом сюда приехали полтора десятка новых участников. А те ребята, которые уже не раз приезжали в лагерь и участвовали в написании пьес, выполняли обязанности наставников, объясняя, подсказывая, а главное – показывая на своем примере, что человек с инвалидностью может быть талантливым, успешным и уверенным в себе.
Маша Бовкунова с синдромом Дауна пьесу не писала, но внимательно наблюдала за происходящим и прислушивалась. По словам ее мамы, увидев по телевизору трансляцию театральной постановки, Маша радостно определила, что это то, чем она сейчас занимается. Ветеран «Театральной перспективы» Юра Аристов, тоже с синдромом Дауна, в этот раз исполнял в лагере обязанности «директора» и руководил группами новичков в разных конкурсах и тренингах.
В один из дней участникам предложили разделиться на три команды и создать свое кафе: придумать название, логотип, слоган, меню, распределить обязанности. Презентуя свое заведение «Тридевятое царство», команда Кирилла Дроздкова предложила клиентам шашлык из трех поросят, кашу из топора, филе русалки и березовый сок «Буратино». Кафе, которым руководил Юра Аристов, называлось «Маска»: здесь, помимо итальянской и испанской кухни, блюда которой представила
Дженнет Базарова, гостям предлагалась комната для анонимных переговоров, где можно было пообщаться, надев маску.
А вот команда Гриши Кузнецова большое внимание уделила доступности своего кафе для людей с разными типами инвалидности – здесь были пандусы, тактильная плитка, звуковое меню и бегущая строка на экране…
«Такие тренинги развивают у ребят лидерские навыки, умение работать в команде, раскрывают творческий потенциал, – прокомментировала руководитель проекта Мария Генделева. – В процессе подготовки презентации сплачивается команда, выявляются находчивые и остроумные, те, кто может повести за собой. Ведь цель лагеря – раскрыть потенциал подростка, заставить его проявить свои лучшие качества, поверить в себя и в поддержку тех, кто рядом. В этот раз нам важно было, чтобы наши наставники, ребята, которые не первый год участвуют в программе «Развитие лидерства среди подростков с инвалидностью», продемонстрировали, чему научились, смогли организовать других ребят. И чтобы новенькие увидели на их примере, что дети с особенностями тоже могут стать лидерами, уверенными и знающими себе цену».
А еще в лагере играли в спортивные игры и весело плескались в бассейне, со смехом удирали от «злого зомби», которого изображал
…Во время одного из занятий по драматургии обсуждали разные виды конфликтов: межличностный, социальный, внутренний. Приводили примеры из книг и кинофильмов, иногда даже из теленовостей. «Вертикальный конфликт – это силы, которые человек не может контролировать. Например, ураган или наводнение. Или судьба. Мы же не можем изменить свою судьбу, – 14-летний Артем Кондаков, у которого ДЦП, задумывается. – Но вообще-то, если я захочу…»
«Я бы очень хотела еще раз приехать в этот лагерь», – призналась Катя Дунаева. «Лагерь сделал меня более самостоятельным и уверенным в себе», – поделился Сева Попов.