Знакомьтесь! Это бегемотик, его зовут Тоша. Он еще маленький, поскольку не так давно появился на свет. В роддоме врачи сразу же проверили бегемотику ушки по программе неонатального аудиологического скрининга. И оказалось, что у Тоши нарушение слуха… Врачи проверили слух Тоши еще и еще раз… Но выяснилось, что он ничего не слышит. Малыш родился совершенно глухим.
Но родители не отчаялись, и первой их мыслью стало – «Необходимо узнать как можно больше о нарушении слуха и о решении этой проблемы!». На протяжении длительного времени они искали какую-либо информацию, но столкнулись с тем, что, оказывается, очень долгое время существовал большой дефицит подобной литературы, в частности, в России. И, наконец, они нашли уникальный Комплект реабилитационных материалов, который только что вышел в свет у компаний Cochlear и «Исток Аудио», чему были очень рады. Первая книга, к которой родители Тоши обратились, как только узнали о нарушении слуха их ребенка, была «Глухота не приговор: от диагностики до инклюзии».
Книга стала для родителей полезным информационным ресурсом и дала им ответы на множество вопросов, которые «свалились на них как снег на голову», когда они узнали о том, что Тоша не слышит: начиная с диагностики, выбора технического средства реабилитации и методики коррекции различных видов потерь слуха, и заканчивая особенностями слухоречевой реабилитации и интеграции людей с нарушенной функцией слуха в общество слышащих. Пособие состоит из 9 модулей, каждый из которых описывает определенный этап в преодолении нарушения слуха.
Данная книга очень актуальна не только для родителей, но и для специалистов-реабилитологов, а также просто для каждого человека, кто хочет узнать больше о нарушении функции слуха у человека.
Родители изучили книжку «Глухота не приговор: от диагностики до инклюзии» и стали искать пути решения, чтобы вернуть Тоше слух. По совету доктора они купили сыну слуховые аппараты. Но бегемотик плохо слышал со слуховыми аппаратами, они ему не помогали. Он даже не реагировал, когда его звала мама. Добрый доктор объяснил родителям, что нет повода для беспокойства, ведь ученые изобрели настоящее чудо, которое поможет Тоше слышать. Это чудо называется «система кохлеарной имплантации»!
Несмотря на то, что доктор заверил, что кохлеарная имплантация является надежным, проверенным методом, уже более 350 000 человек по всему миру используют систему КИ, и более 20 лет этот метод применяется в России, родители насторожились. Но тут доктор дал им почитать замечательную красочную брошюру «История одного маленького бегемотика», которая предназначена для совместного прочтения родителями с детьми. Красочная книга рассказывает историю малыша, родившегося глухим, который успешно проходит через все этапы диагностики, слухопротезирования, кохлеарной имплантации, и, благодаря своим стараниям, усердной работе и неоценимой помощи врачей, педагогов и родителей, учится слышать и говорить.
Прочитав эту книжку, родители перестали волноваться и начали готовиться к кохлеарной имплантации. Несмотря на то, что Тоша пока носил слуховые аппараты, доктор посоветовал им незамедлительно начать заниматься с сурдопедагогом и дома самостоятельно.
Себе в помощь в Комплекте реабилитационных материалов Cochlear родители обнаружили удивительное пособие - «Слушай вместе с маленьким бегемотиком!», которое содержит в себе конспекты занятий и планы уроков по развитию слуха и речи ребенка раннего возраста с нарушением слуха, как до КИ, так и после. Данное пособие оказало родителям Тоши неоценимую помощь, поскольку проживала их семья достаточно далеко от реабилитационного центра, и они не имели возможности часто ездить на занятия к сурдопедагогу. С помощью «Слушай вместе с маленьким бегемотиком» родители смогли в домашних условиях заниматься с Тошей, развивая у него остаточный слух. В книге содержались упражнения как для самого Тоши, так и для его родителей – даже о том, как правильно организовать общение со своим ребенком и как отслеживать динамику развития слуха и речи.
Вскоре Тоше сделали кохлеарную имплантацию. И приблизительно через месяц после операции подключили процессор. И малыш наконец услышал голос мамы и множество других звуков. Произошло настоящее чудо! Правда пока Тоша не понимал, что именно говорила мама, потому что нужны были интенсивные занятия.
Здесь на помощь родителям и сурдопедагогу, который занимался с Тошей, пришла книга «Маленькие шаги к большому чуду», которая представляет собой сборник упражнений для всестороннего поэтапного развития ребенка(или взрослого) в течение первых 40 недель после подключения звукового процессора системы кохлеарной имплантации или протезирования слуховыми аппаратами, направленных на:
- опознавание наличия звука, различение неречевых и речевых звуков, начиная с парного сравнения;
- различение слов с одинаковым и разным числом слогов, различение фраз и предложений;
развитие произносительных навыков, подготовка артикуляционной основы речи, накопление словарного запаса;
- восприятие, узнавание и различение устной речи в разных акустических условиях.
В Комплект реабилитационных материалов Cochlear входила также мягкая игрушка «Бегемотик», которая очень напоминала нашему герою самого себя и стала ему верным другом и помощник на занятиях с педагогами и родителями. Тоша практически не расставался со своей игрушкой, и даже часто засыпал с ней.
Время шло… Периодически Тоша посещал аудиолога для настройки своего звукового процессора. Для определения уровня комфортной громкости специалисты использовали красочные »Шкалы громкости». В своем наборе«Комплекта реабилитационных материалов Cochlear» они нашли 2 шкалы громкости, предназначенные как для работы с пользователями имплантов, имеющими незначительный слуховой опыт и маленькими детьми, так и для более опытных пользователей. Сначала Тоша использовал шкалу, градуированную на 3 уровня. А когда подрос – перешел ко второй шкале, градуированной на 6 уровней
После настроек процессора на занятиях сурдопедагог тестировал качество настроенных параметров с помощью «Набора карточек со звуками речи», также входящих в Комплект. Тоша был маленький и пока не знал звуков и букв. Но очень здорово, что на карточках были изображения, имитирующие эти звуки, которые помогали Тоше делать правильный выбор на слух.
Огромным помощником по развитию слухового восприятия для Тоши сталдиск с компьютерной программой «Я в мире звуков», с помощью которой он мог знакомиться со множеством звуков, а также — научиться узнавать и различать их, развивая слуховое восприятие.
В программе представлено 9 акустических сред, где наш герой – бегемотик Тоша – проводит свое время: «В комнате», «На кухне», «На улице», «В лесу», «На сцене», «Во дворе», «В школе», «На природе» и «На ферме». В программе есть 2 режима – ознакомительный и тренировочный. Прежде чем тренировать слуховое восприятие, рекомендуется прослушать все звуки выбранной акустической среды и постараться запомнить их. А в тренировочном режиме, слушая звуки, предъявляемые в произвольном порядке, необходимо выбрать картинку с соответствующим источником звука. В случае правильного ответа на экране появится сообщение«Молодец!». Если ответ был неверным – появится сообщение «Попробуй еще раз…». В каждой акустической среде тренировочного режима ведется счет количества правильных и неправильных ответов, с помощью чего возможно отслеживать динамику Ваших успехов.
Спустя несколько месяцев, постоянно занимаясь с сурдопедагогом, мамой и папой, Тоша начал произносить свои первые слова. Однажды, прогуливаясь с бабушкой и дедушкой по парку, бегемотик услышал пение птиц. Как же славно они пели!!! А с папой в лесу он слышал кузнечика!
Несмотря на то, что родители прилагали много усилий к развитию слуха и речи их сына, они беспокоились, правильно ли они действуют, и своевременны ли их достижения в процессе реабилитации. Хорошо, что в Комплекте было практическое пособие для педагогов и родителей«Слушай, учись и говори», которое не только доступно описывает основные направления работы на начальном и основном этапах слухоречевой реабилитации после кохлеарной имплантации, но и содержит уникальную«Таблицу этапов развития» — важный ориентир для построения педагогической работы с учетом слухового возраста.
Наш бегемотик ходил на занятия с сурдопедагогом регулярно, но не очень часто, — насколько этого позволяли возможности семьи. На эти занятия Тоша носил с собой 2 изумительные красочные рабочие тетради «Занимаемся с друзьями Тоши», с которыми также занимался и дома. Упражнения в тетрадках расположены в порядке нарастания уровня сложности, рассчитаны на длительный период реабилитации и актуальны также и для выполнения взрослыми (только в неигровой форме). К каждому упражнению представлено описание таким образом, что не только педагог, но и родитель сможет самостоятельно организовать занятие, даже в домашних условиях. Упражнения направлены на развитие слухового восприятия, накопление словарного запаса, развитие навыков чтения и письма, фонематического слуха и правильного проговаривания, то есть – на всестороннее развитие человека с нарушенным слухом.
Тоша интенсивно развивался, и педагоги посоветовали родителям отдать его в массовый детский садик. Тоше нравилось в саду, он играл с другими бегемотиками, и у него появилась лучшая подружка – имплантированная бегемотиха Соня – которая тоже занималась в массовой группе общеобразовательного детского садика. В свободное от занятий время Тоша раскрашивал вместе с Соней книжку-раскраску «История одного маленького бегемотика», а их друзья изучали метод КИ по этой книжке.
Книжка-раскраска представляет собой практическое пособие для общего эстетического развития ребенка, в частности, через изобразительное искусство. С помощью него у ребенка формируются общие когнитивные навыки, а также мелкая моторика, что является предпосылками развития устной речи.
В садике Тоша занимался с различными педагогами – сурдопедагогом, логопедом и дефектологом. И все они на своих веселых занятиях часто использовали Набор предметных картинок «Поиграем?!», входящих в состав Комплекта реабилитационных материалов Cochlear. Применялись они с различными целями — для проведения теста разборчивости слов, как с опорой на слоги, так и без нее, а также — для развития памяти и т.д.
Предметы на картинках подобраны таким образом, что их названия максимально соответствуют среднестатистическому начальному обиходному словарю глухого ребенка, что также актуально при первых и основополагающих этапах реабилитационной работы после кохлеарной имплантации или слухопротезирования слуховыми аппаратами.
Тоша все время усердно занимался. В этом ему активно помогала вся его дружная семья. Поэтому, спустя несколько лет, наш герой пошел в общеобразовательную школу! Но, устраивая сына в школу, родители столкнулись с новым рядом задач: информирование учителей школы об особенностях обучения имплантированного школьника, правильная организация акустической среды школьного класса, взаимоотношения с одноклассниками и т.д. Ответы на все эти вопросы родители нашли в уникальном пособии Комплекта реабилитационных материалов Cochlear - «Школьные годы чудесные». Данная книга – гид по осуществлению интеграции имплантированного ребенка в среду общеобразовательной школы. Родители сами подробно изучили данное пособие, а также передали его учителям в школе, которые были весьма удивлены информационной насыщенностью и полезностью материала.
Шли годы, Тоша рос, развивался и совсем не отличался от своих слышащих сверстников. Он начал увлекаться пением, игрой на гитаре и теннисом. Спустя несколько лет он окончил школу «с отличием», получил высшее образование и устроился на серьезную высокооплачиваемую работу, став совсем взрослым. Если Тоша испытывал сложности в общении в непростых акустических ситуациях, он обращался к еще одному важному пособию Комплекта реабилитационных материалов под названием «Большими шагами — в жизнь». Это ценные методические рекомендации по реабилитации подростков и взрослых с нарушенным слухом. Книга актуальна также и для позднооглохших людей, которые учатся слышать заново с помощью системы кохлеарной имплантации. В пособии описаны упражнения для тренировки слухового восприятия, а также приведены примеры правильно организованного общения в разных акустических ситуациях (в ресторане, в автомобиле за рулем и т.д.). С помощью этой книги Тоша также научился получать истинное наслаждение от музыки.
Пришло время – и вскоре наш герой женился на «любви всей своей жизни», — бегемотихе Соне, с которой он познакомился еще в детском саду, у них появились детки – Гоша и Глаша, и жили они долго и счастливо…..
Вот такая замечательная история! И тысячи глухих детей по всему миру проходят через этот путь, делая кохлеарную имплантацию, стремясь к успешной интеграции. В процессе реабилитации – самом важном и долгосрочном этапе кохлеарной имплантации – многие родители детей, а также взрослые с кохлеарными имплантами, равно как и специалисты-реабилитологи, испытывают большую нехватку специализированной литературы и различных методических пособий и рекомендаций, которые облегчили бы процесс реабилитации и помогли бы им стать полноправным членом общества слышащих и наслаждаться в полной мере прекрасным и захватывающим окружающим миром звуков.
В помощь всем родителям, взрослым пользователям КИ и специалистам компаниями «Исток Аудио» и Cochlear и был создан уникальный «Комплект реабилитационных материалов Cochlear», основной идеей которого сталкомплексный подход к реабилитации глухих детей и взрослых после КИ на всех этапах развития: от диагностики нарушения слуха до интеграции в общество слышащих людей.
Комплект реабилитационных материалов Cochlear представляет собой многолетний труд множества профессионалов: специалистов в области аудиологии, слухопротезирования и реабилитации, ряда художников, дизайнеров, переводчиков, редакторов, программистов и т.д.
Все пособия имеют уникальный стилизованный дизайн. Сюжетная линия комплекта раскрывает историю маленького бегемотика Тоши, глухого с рождения, и его семьи, которая, вместе с ним, проходит по всем ступенькам реабилитации после кохлеарной имплантации.
Мы искренне надеемся, что создание данного комплекта будет способствовать качественному развитию слухоречевой реабилитации и поможет каждому человеку с тяжелыми потерями слуха в России и русскоговорящих стран обрести слух и значительно улучшить качество жизни!