Тихие игры

Какие формы предпочтительнее выбирать для глухого ребенка?

zanyatie.jpg

Ребенок, страдающий нарушениями слуха, тянется к игре ничуть не менее своих слышащих сверстников. Для любого маленького человека игра остается лучшим способом проявить физическую и умственную активность, познать мир, научиться общаться с окружающими, исследовать новые предметы и пространство, наконец, просто поднять себе настроение.

Задача взрослого, воспитывающего слабослышащего или глухого ребенка – выбрать из широкого диапазона детских игр именно те, сюжет которых подойдет для социализации такого малыша. Нужно помнить, что глухой ребенок воспринимает мир ограниченно, он не может черпать информацию из сказок, разговоров, телепередач и т.п. 

Из этого следует, что для слабослышащего ребенка огромное значение имеют игры, отражающие бытовые отношения между людьми и опосредованно обучающие малыша обращению с различными предметами. В таких играх активно задействуются куклы, машины, роботы, посуда, игрушки, имитирующие инструменты различных профессий.

Формированию речи, простейших арифметических представлений и знаний о природе будут способствовать дидактические и игры: рисование, раскрашивание, работа с конструкторами, азбукой, кубиками, самостоятельными поделками. Именно слабослышащим детям важно, чтобы среди дидактического материала присутствовали таблички со словами и словосочетаниями, обозначающими окружающие предметы, а по мере усложнения игры – профессий, отношений между людьми, эмоций. 

Сюжетные игры («Дом», «Больница», «Парикмахерская», «Магазин» и т.д.) со слабослышащим малышом лучше начинать уже на третьем году жизни, они помогут ему плавнее адаптироваться в реальной жизни и не пугаться при виде специфических инструментов, скажем, на приеме у врача.

Следует помнить, что дидактические игры требуют большого умственного напряжения и для ребенка это скорее труд, чем развлечение. По этой причине на игры такого типа не стоит отводит больше академического часа в день.

На прогулках или во время перерыва между занятиями ребенка стоит вовлечь в подвижные игры, цель которых не только в физическом воспитании. Подвижные игры учат ребенка строить отношения в команде сверстников, понимать и воспринимать отведенную ему роль, перевоплощаться в различных персонажей или животных.

Приглашая слабослышащего ребенка к занятиям, важно не забывать, что маленький человек старается компенсировать свою тугоухость при помощи зрения, и следовательно, эта особенность должна быть максимально учтена при организации игры. 

Ребенок должен хорошо видеть, какие условия ему предлагаются. Поэтому взрослый должен не только четко проговаривать, но и ясно показывать мимикой, жестами и внятной артикуляцией, что предстоит сделать. Малышу нужно обязательно предложить повторить задание вслух.

Все это подразумевает, что в доме, где живет глухой ребенок, игровому уголку должно быть уделено особое внимание. На видном месте должны находиться игрушки, возбуждающие желание начать игру – как правило, это любимые игрушки ребенка: куклы, животные, машинки (лучше несколько) кубики и мячи разного размера. Ребенок должен иметь возможность взять их самостоятельно, поэтому эти игрушки расставляются на нижних полках.

 Дидактический материал лучше расположить в доступности, за исключением мозаики, паззлов и парных картинок.

 Их лучше уложить на самые верхние полки, туда же, где будут лежать маскарадные костюмы, персонажи кукольного театра прочие игрушки, заниматься с которыми малыш должен при помощи и с участием взрослого.