Спорт в жизни детей с нарушением слуха

Особенности занятия физкультурой со слабослышащими детьми

597e7ab737199.jpg
Специфика занятия гимнастикой, физкультурой (ЛФК) со слабослышащими и глухими детьми состоит в том, что любое снижение слуха влечет за собой отклонения в деятельности вестибулярного аппарата. Инстинктивные, рефлекторные и статистические функции у таких детей выражены слабее, чем у хорошо слышащих.

Нередко дети с врожденными нарушениями слуха поздно начинают держать голову, ходить, бегать, для таких ребят характерна боязнь высоты, неуверенная ориентация в пространстве и слабая способность подражать движениям окружающих. К этому стоит приплюсовать отмечаемые врачами нарушения моторики, слабость мышц, неуверенную походку, более низкий, в сравнении со своими сверстниками, рост и конечно, психологические проблемы, которые непременно сопровождают любого такого ребенка.

Все это необходимо учитывать при разработке комплекса физических упражнений для малыша с нарушением слуха. Небольшие по времени (10-15 минут) занятия следует проводить три раза в день: утром (зарядка), в обед (подвижные игры) и вечером, не позднее, чем за полтора-два часа до сна.

Занятия физкультурой и гимнастикой помогут вам откорректировать двигательное развитие ребенка и окажут благотворное влияние на становление его речи. Так, приседания и отжимания будут способствовать расширению грудной клетки, а дыхательная гимнастика постепенно увеличит выносливость ребенка и насытит его мозг кислородом.

Физкультурные упражнения такого ребенка должны непременно сопровождаться звуковыми сигналами. Те или иные движения нужно выполнять, проговаривая счет, буквы, слоги, стараясь придерживаться заданного ритма. Так формируется речедвигательный анализатор ребенка, который позволит ему верно воспринимать и повторять слоговую структуру речи и ее интонацию.

Не менее важны и упражнения для развития слухового восприятия. Малыш должен научиться улавливать и понимать звуковые сигналы и логически «запараллелить» их со своими движениями. Этими сигналами могут стать, например, выстрел стартового пистолета или гимнастика под музыкальное сопровождение, в стиле аэробики, применение считалок, речевок, хлопков в ладоши и т.п..

Любое новое упражнение сначала показывается малышу без речевого сопровождения, чтобы оно повторялось ребенком по принципу простого подражания. Затем то же движение выполняется уже с ритмическим комментарием, а после того, как ребенок усвоит задание, нужно предложить ему выполнить его самостоятельно.

Важно помнить, что детей с нарушениями слуха нужно обязательно страховать, так как они нередко имеют проблемы с удерживанием равновесия. В целом же каких-либо противопоказаний для занятий физкультурой у таких ребят практически нет, но стоит с осторожностью заниматься теми видами спорта, которые связаны с большой вибрацией, громкими звуками, поднятием больших тяжестей.
Больше всего таким детям подходят занятия легкой атлетикой, плаванием, фехтованием, аэробикой и всеми видами командного и сезонного спорта.

Подведя итог, выделим несколько принципов подбора упражнений для детей с нарушениями слуха: они не должны быть сложными, вызывающими быструю усталость, не должны подразумевать чрезмерного напряжения мышц.
Предпочтение лучше отдавать упражнениям, развивающим грудную клетку, формирующим осанку и гибкость позвоночника.

Задания нужно комбинировать, чтобы задействовать различные группы мышц и обязательно предлагать ребенку проговаривать свои действия. Занятия следует строить таким образом, чтобы ребенок не тяготился их выполнением, а напротив – воспринимал как интересную и подвижную игру.