ГЛУХИЕ ДЕТИ

Ребенок, имеющий нарушения слуха, – огромная ответственность для своих родителей. После осознания того, что твой малыш имеет ограниченные возможности для восприятия окружающего мира, приходит понимание, что для его социализации и всестороннего развития коммуникабельности родителям придется приложить очень много усилий.

Но это не является чем-то невозможным, и правильно выбранный подход в воспитании способен помочь ребенку в адаптации к окружающему миру и даст ему возможность найти свое место в жизни.

Особенности развития глухих детей

Потеря слуха может произойти в любом возрасте. Когда глухота врожденная, для овладения речью ребенку понадобится специальная помощь, самостоятельно этот этап он уже не осилит.

Если ребенок оглох позже, когда он уже освоил речь, есть опасность, что постепенно она может утратиться. Но при создании специальных условий и глухим детям можно дать возможность слышать и разговаривать.

Самый главный шаг в слуховой реабилитации – это своевременная диагностика проблемы со слухом. Лучше, если она будет проведена в первые 12 месяцев жизни малыша, поэтому посещением профилактических осмотров у лор-специалистов пренебрегать не стоит.

Если у самих родителей возникли подозрения, что ребенок стал хуже слышать, его следует срочно показать врачу.

В случае, если диагностика подтвердит наличие у ребенка проблем со слухом, оптимальным решением станет слухопротезирование. Не стоит экономить на этом, если у ребенка нарушения на обоих ушах, то необходимо приобретение двух слуховые аппаратов. Это поможет правильно развивать слуховое восприятие и усваивать устную речь.

Речь глухого ребенка

Речь человека неразрывно связана со слухом, и чем хуже слух, тем больше у человека будет нарушений в фонетическом, грамматическом и лексическом восприятии речи. Если ребенок совершенно глухой, то он без специальной коррекции не сможет овладеть речью, т.е. останется глухонемым.

Такую коррекцию проводят сурдопедагоги в специальных коррекционных школах. Их посещение очень важно для неслышащих детей – там они могут не только приобрести коммуникационные навыки, но и найти общение со своими сверстниками.

Обучение речи глухих и слабослышащих детей производится по-разному. По отношению к полностью глухим детям применяется ряд специальных методик, показывающих, как должен работать их речевой аппарат. Правильность применения этой методики постоянно должен контролировать сурдопедагог. Одновременно с этим производится обучение неслышащих письму, а также элементам жестового языка.

Обучение речевым навыкам слабослышащих детей происходит с применением слухового аппарата. Дети, имеющие возможность слышать окружающий мир, способны самостоятельно приобретать некоторые речевые навыки.

Но при воспроизведении многие слова могут иметь искажения, неправильно формироваться с фонетической точки зрения. Для исправления этих искажений слабослышащим также необходимо проходить специальную коррекцию у сурдопедагога. Со временем это позволяет добиться практически нормальной речи.

Обучение и воспитание глухих детей

Традиционно существует два основных метода обучения глухих и слабослышащих детей – обычный устный и жестовый.

И если в первом случае глухого обучают общению с применением только устной и

письменной речи, то во втором ребенок также осваивает жестовый язык и дактилологию (пальцевую азбуку). Обе методики при этом учитывает особенности как физического, так и психологического развития ребенка.

В современной среде применяют несколько разных методик обучения детей с нарушениями слуха:

· методика для детских садов компенсирующего типа. Предназначена для применения в детских учреждениях специального вида, в которых формируются группы глухих и слабослышащих детей.

Там дети в течение всего времени занимаются с сурдопедагогами, осваивая дактиль и письменную речь. Помимо этого, для более широкого развития с ними проводят занятия и другие специалисты;

· методика Э. И. Леонгард. Предполагает активное участие семьи в обучении ребенка с дефектами слуха. Такие дети посещают обычные детские сады либо специальные коррекционные группы.

Формирование речи таких детей должно начинаться очень рано, при этом необходимо использование слуховых аппаратов. Занятия с детьми проводят сурдопедагоги, а дома – родители. Методика рассчитана на очень ответственных родителей, которые могут себе позволить затрачивать много времени для занятий с ребенком дома;

Билингвистический метод.

Имеет статус экспериментального, внедряется в России с 1992 г. Ребенка в равной степени обучают как словесной, так и жестовой речи, позволяющим ему полноценно общаться в любом окружении;

Верботональная хорватская методика.

Основана на развитии тактильно-вибрационного и слухового восприятия звуков. Занятия по этой методике проводятся, как с правило, с детьми, имеющими остаточных слух, и подразумевает освоение специальной системы упражнений фонетической ритмики.

Учреждения, работающие по верботональной методике, имеют преимущественно форму экстернатов, поэтому при выборе этой методики обучения очень высока роль в его участии родителей слабослышащих детей.

Дети с потерей слуха требуют к себе очень много внимания. Их полноценная адаптация в окружающем мире всецело зависит от того¸ насколько много готовы вложить в него времени и сил их родители.

При своевременной диагностике нарушения слуха и правильно организованной реабилитации слухо-речевых навыков у ребенка есть все шансы достичь полной адаптации в среде слышащих людей.