Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин

Дактильная речь


Тамара Николаевна

Recommended Posts

Тамара Николаевна

 

Корсунская Б.Д. Обучение речи глухих дошкольников.

 

Дактильная речь

Привлечение дактильной речи определяется следующими основными принципами, лежащими в основе программы и методики обучения:

 

1) максимально приблизить содержание обучения к программе для слышащих детей дошкольного возраста;

 

2) обеспечить возможность формировать речь не только на специальных занятиях, но и непосредственно в живом общении.

 

Решить эти задачи средствами устной речи и даже с использованием письменной речи оказалось невозможным. (СНОСКА: См. сб. «Обучение и воспитание глухонемых дошкольников», под ред. Н. Г. Морозовой и Б. Д. Корсунской, М., изд-во АПН РСФСР, 1958, а также: Б. Д. Корсунекая, К системе работы по формированию речи глухонемых дошкольников, ц об. «Труды научной сессии по дефектологии», М., изд-во АПН РСФСР, 1958; Н. Г. Морозова, Особенности овладения «зыком у глухонемых дошкольников; Б. Д. Корсуиская, О путях формирования речи у глухонемого дошкольника, «Известия АПН РСФСР», вып. 77, 1956; Б. Д. Корсунская, О самостоятельной речи глухонемых дошкольников, в сб.: «Труды научной сессии по дефектологии», М., изд-во АПН РСФСР, 1960).

 

Дактильная речь является одним из средств, обеспечивающих реализацию основных принципов в силу следующих ее преимуществ перед устной и письменной речью.

 

Полноценное восприятие звуков устной речи зрением невозможно, потому что из 42 фонем русского языка часть зрительно вовсе не воспринимается (например, к, г, х, с я т. д.); могут быть видимы лишь 12 различающихся между собой артикулем, каждая из которых может выражать 2—3, а то и 4 различные фонемы (например, п—п1, б—б1). Дактильная же речь легче и быстрее усваивается глухим ребенком на основе зрения. Дактильные знаки обеспечивают четкое членораздельное восприятие речи, а главное поддаются точному произведению их ребенком по подражанию. Это позволяет идти в формировании речи естественным путем, т.е. от понимания речи окружающих к ее активному потреблению. Цель эта недостижима средствами устной и письменной речи, где усвоение языка возможно лишь и условиях специального обучения, в первом случае —произношению, во втором — грамоте.

 

Письменная карточка, которая используется в обучении дошкольников еще до овладения ими грамотой, воспринимается только глобально (целостно) дактильная же речь обеспечивает членораздельное восприятие слова и усвоение его буквенного состава. Дактильная речь очень рано (на 2—3-м месяце обучения) может стать средством не только для восприятия речи, но и для развития активной речи ребенка. И то и другое облегчает и ускоряет накопление словаря, дает возможность ребенку раньше, скорее и легче активно пользоваться приобретенными знаниями в общении как со взрослыми, так и между собой; это делает процесс овладения детьми речью более мотивированным; письменная речь не может служить средством общения не только потому, что она психологически более сложна для осуществления общения, но даже в силу трудности овладения ребенком дошкольного возраста техникой письма в пределах, необходимых для общения.

 

Дактильная речь облегчает развитие навыка чтения губ, потому что в этом случае дети, читая с губ, тверже и определеннее знают состав слов. Применение дактильной речи позволяет исходить в подборе речевого материала не из

 

доступности его произношению, а из актуальности для общения и развития познавательной и деятельности, позволяет обучать детей разнообразным деятельностям в единстве с формированием речи. Такая возможность в значительной мере предотвращает развитие у детей мимико-жестикуляторной речи, стимулируя развитие словесной речи и словесно-логического мышления.

 

Оценивая положительные качества дактильной речи как средство для решения поставленных задач, необходимо одновременно отметить, что, как показали исследования, применение в обучении дактильной речи не оказывает отрицательного влияния на качество произношения. Имеющиеся дефекты произношения у детей, говорящих, дактильно, ничем не отличаются от дефектов произношения в группах, обучающихся без дактильной речи. Обычно эти недостатки являются плодом неправильной, неумелой работы и лишь в редких случаях, зависят от индивидуальных особенностей детей.

 

Использование дактильной формы речи не является конечной целью обучения, эта форма есть лишь средство, ускоряющее овладение речью в устной и письменной формах.

 

На начальном этапе обучения допускается некоторая независимость процесса формирования речи в дактильной форме от устной. Дактильная речь как бы забегает вперед. К концу дошкольного обучения, обеспечив высокое качество навыков произношения, удается добиться единства в пользовании дактильной и устной речью без уступок общему и речевому развитию, а также и качеству произношения детей.

 

 

 

 

Link to post
Share on other sites
Тамара Николаевна

Меня уже Арабика спрашивала-знаю ли я жестовый язык.Я ответила-жестовый язык не знаю. Дактильную азбуку знаю. Но никогда её в обучении не использую.

Использую классическую методику,верботональную методику,тактильно вибрационные ощущения,фонетическую ритмику,логоритмику,методы НЛП.

Edited by Тамара Николаевна
Link to post
Share on other sites
Тамара Николаевна

Общаются жестами и дактилем дети с нарушением слуха из семей -где родители не слышат.Они так общаются с родителями.

Учат жестам их тоже родители.Я против использования жестовой речи.

А право родителей -решать как должен обучаться их ребенок, и как они с ним будут общаться.

Link to post
Share on other sites
Semizvetik

Дактильную азбуку знаю. Но никогда её в обучении не использую.

Использую классическую методику,верботональную методику,тактильно вибрационные ощущения,фонетическую ритмику,логоритмику,методы НЛП.

Я просто не совсем смысл Вашего сообщения поняла. Эту тему - "дактильная речь" Вы предложили просто в качестве информации для общего развития или по каким-то другим соображениям? И еще, классическая методика (я не совсем этого понимаю) имеется ввиду обучение речи в слбослышащем саду, или что-то другое?

Link to post
Share on other sites
Тамара Николаевна

Эту тему -как и другие -я даю для общей информации родителей.

Леонгард тоже работает по классической методике. Почитайте основы советской сурдопедагогики.

Семицветик,я уже вам вчера написала-время тратить на общие рассуждения с вами я не собираюсь.

Я отвечаю тем родителям,которые нуждаются в помощи. Вы своего сына замечательно реабилитировали, и вам моя помощь не нужна. И не надо за мной бегать по всему форуму и комментировать мои посты.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
Semizvetik

Эту тему -как и другие -я даю для общей информации родителей.

Леонгард тоже работает по классической методике. Почитайте основы советской сурдопедагогики.

Семицветик,я уже вам вчера написала-время тратить на общие рассуждения с вами я не собираюсь.

Я отвечаю тем родителям,которые нуждаются в помощи. Вы своего сына замечательно реабилитировали, и вам моя помощь не нужна. И не надо за мной бегать по всему форуму и комментировать мои посты.

Вообще-то Вы пишите на форуме. А форумы, как раз и предназначены для обсуждения. Почему бы не обсудить тему "нужна ли дактильная речь ребенку, если он готовится обучаться в массовой школе?" Если ребенка готовят к обучению в коррекционной школу, то здесь ответ очевиден - конечно нужна, но в массовой она не используется.

И отвыкнуть от нее при переходе из слабослышащего сада в массовую школу очень и очень трудно, также как и избавиться от послогового произношения, если начинать обучать ребенка произношению слов с его помощью.

Link to post
Share on other sites
Тамара Николаевна

Лично с вами я ничего обсуждать не буду. А другим родителям отвечу.

Link to post
Share on other sites

Семисветик, поймите,учить слабослышащего ребенка в СА или с КИ и совсем глухого ребенка (у которого по аудиограмме линия по 100 ДБ и ниже)- разные вещи. Тамара Николаевна пишет для совсем глухих детей, не всем помогают слуховые аппараты и не все родители соглашаются на операцию КИ. Так что не стоит спорить на эту тему,нужен ли дактиль. Про фонемы Тамара Николаевна очень хорошо написала. Это и есть причина,почему глухим трудно читать по губам.

  • Like 1
Link to post
Share on other sites
Тамара Николаевна

Разберем несколько ситуаций.

Первая- семья муж и жена не слышат.Ребенку два года,ходит в сад,носит слуховой аппарат, говорит несколько слов-папа,мама. Общается с родителями жестами . Я предложила им общаться с помощью дактильной азбуки. Но с другой стороны- общение жестами помогает ребенку и родителям понять друг друга. И это тоже надо учитывать.

Вторая-В другой семье-муж и жена не слышат- ребенок слышащий. Родители общаются с ребенком речью. Хотя между собой часто используют жестовую речь.Ребенок будет говорить,и со временем выучит жестовую речь и дактиль,и это не будет мешать его развитию. А поможет в общении с родителями.

Третья. Семья слышащих родителей-у которых ребенок с нарушением слуха. Родители в семье общаются речью. Они не знают дактиль и жестовую речь. Они общаются с ребенком речью и учат его говорить.

Не слышащие родители детей с нарушением слуха очень переживают за речь своих детей. Но к сожалению,не могут контролировать произношение детей. Поэтому они дома много занимаются развитием речи, общим развитием ребенка. А произношеним занимаются специалисты.

У меня негативное отношение к жестовой речи, к дактилю. Работая в школе,я видела,как ребенок читает книгу и одновременно дактилирует пальцами под партой. Это замедляет чтение. Но сейчас эти дети все выросли,закончили школу,умеют говорить,знают и дактиль,и жестовую речь. Они занимаются спортом,танцами.

Поэтому отрицать нельзя ничего. В каждом конкретном случае должен быть индивидуальный подход.

Если у ребенка слышащие родители,научили его говорить,много с ним занимались, и ребенок обучается в массовой школе,то дактильная азбука такому ребенку в массовой школе не нужна.

Но если этот же ребенок захочет выучить дактиль и жестовую речь,для того,чтобы понимать других не слышащих,что в этом плохого? Только полезное. Это расширяет возможность общения.Поэтому каждый человек имеет право сделать свой выбор.

Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now
×
×
  • Create New...