Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин

Recommended Posts

Евдокия

a47fff4706b4.jpg

Вера Александровна Трефилова (1875 -1943) - известная русская балерина и педагог.

 

Вера Трефилова родилась 26 сентября 1875 года во Владикавказе. Она была незаконнорожденной дочерью  драматической актрисы Н.П.Трефиловой, крестница знаменитой актрисы Марии Савиной. Еще ребенком она случайно попала на репетицию балетных артистов, и это решило ее судьбу – девочку повели поступать в балетную школу. На нее обратила внимание опытная балерина Екатерина Вазем, которая впоследствии стала ее преподавательницей. 
Вере Трефиловой следовало бы стать драматической актрисой – Савина покровительствовала крестнице, но не сложилось, и она осталась в балете. Ее актерские способности в юности не получили развития, а балетная сцена требовала особой манеры игры, и танцовщица, способная создать образ в пьесе Толстого «Власть тьмы», чувствовала себя скованно в балетных комедиях и мелодрамах. Ее сильной стороной стал танец – и он же был главным выразительным средством. 
Она окончила школу в 1894 году. Это было время, когда блистали Леньяни и Кшесинская. Трефилова попала в кордебалет. Она много танцевала в операх, а в балетах ей изредка доставалось место корифейки.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия
Вера Трефилова поначалу всегда была всего лишь «одной из…», и все же она в чем-то была лучше других. Вскоре это заметили, и в 1898 году она получила первую сольную партию в балете Льва Иванова «Ацис и Галатея». Дебют прошел успешно – балетные критики ее отметили, хотя их отзывы и были не слишком восторженными. 

 

Она взялась всерьез за свою технику: прошла курс частных уроков у Энрико Чекетти – знаменитого итальянского педагога, которому была обязана своим мастерством даже Матильда Кшесинская, училась у Николая Легата. Трефилова занималась и у других иностранных педагогов – в течение почти десяти лет она совершенствовала свое мастерство в Милане и в Париже, затем занималась в Петербурге у Е.П. Соколовой. 

 

Ее первой большой ролью была Тереза в балете «Привал кавалерии» (1899). Большинство критиков были единодушны в своем мнении – техника у молодой балерины достаточно высока, ее танец практически безупречен, но она не вкладывает в него душу. Однако техническая безупречность ее исполнения стала настолько высока, что порой ей отдавали предпочтение в сравнении даже с такой балериной, как Тамара Карсавина. 

 

И все же – ее талант развивался медленно. Она словно пробуждалась, от партии к партии внося в свой танец все больше гармонии. Ей редко доставались главные партии – Вера Трефилова была «вечной подругой» героинь. Так было в «Синей бороде», в «Жавотте» и «Жизели», в «Арлекине» и «Корсаре». А ей самой нравилось исполнять серьезные роли лирико-драматического плана, несмотря на то что исполнительская внешность – невысокий рост, мелкие черты лица – больше располагали к амплуа балетной инженю. 

Появился у нее и свой критик, который очень внимательно следил за ее успехами и не прощал ошибок: «Все было в ее игре и танцах томительно скучно, до того прилизано и чисто, что душой овладевает глубокая меланхолия…» 

Автором заметок о творчестве балерины был Валериан Яковлевич Светлов, в то время редактор журнала «Нива». Именно от него Трефиловой доставалось больше всех. Светлов считался одним из ведущих балетных критиков Санкт-Петербурга и действительно разбирался в хореографии. При этом он был очень скуп на похвалы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия
В середине 1910-х годов Вера Трефилова находилась в зените своей славы. Ей аплодировали восхищенные зрители в то время, когда на сцене блистала виртуозная Матильда Кшесинская. Одетта, исполненная Трефиловой в балете «Лебединое озеро», пожалуй, один из наиболее удачных образов, созданных балериной. Ее же называли одной из лучших исполнительниц партии Авроры в «Спящей красавице». 

 

Но личная жизнь Трефиловой не задавалась и порой драматически влияла на ее творческую судьбу. Первый муж, А. Бутлер, сын известного сенатора, оказался картежником и пьяницей. Второй муж, Н. Соловьев, сын миллионера, потребовал ее ухода со сцены. Травля режиссера Н. Сергеева способствовала принятию решения об уходе (или была его истинной причиной). В возрасте тридцати пяти лет Трефилова неожиданно для всех оставила сцену. Ей оставалось всего полтора года до полной выслуги лет и пенсии. В бенефисе Трефиловой отказали, но милостиво разрешили прощальный спектакль и чествование при открытом занавесе. Последнее выступление Трефиловой на сцене Мариинского театра состоялось 24 января 1910 года в «Лебедином озере». 

 

Многие считали ее прощальный спектакль завершением карьеры Трефиловой – но оказалось, что это только середина пути. Почти десять лет артистка не танцевала, но занималась с Николаем Легатом, старясь уйти от посторонних глаз, закрываясь в зале для репетиций. В 1915 году Соловьев умер – и она вновь была свободна. 

 

Судьба часто преподносит сюрпризы, и одним из таких сюрпризов стал брак Трефиловой и Светлова в 1916 году. Строгий, пристрастный критик стал мужем балерины, к творчеству которой относился всегда так сурово! Вера Александровна была на пятнадцать лет моложе Валериана Яковлевича. В то время, когда они соединили свои судьбы, оба уже перешагнули порог зрелости – Светлову было пятьдесят шесть лет, а Трефиловой – сорок один. В жизни балерины это был уже третий брак. Светлов в 1917 году увез ее в Париж, где ими была открыта балетная студия. 

 

Сценическая деятельность Трефиловой неожиданно возродилась в дягилевской антрепризе. В 1921 году в Лондоне она исполнила Аврору в версии дягилевской «Спящей красавицы», а в следующем – в укороченном варианте, называвшемся «Свадьба Авроры». После премьерного показа «Спящей красавицы» о Трефиловой снова заговорили как о лучшей исполнительнице партии Авроры, отдавая ей неоспоримое преимущество среди других балерин. И это несмотря на то, что танцовщица уже перешагнула порог зрелости. В 1924 году балерина выступила с дягилевской труппой в Монте-Карло. Давали «Лебединое озеро», и Трефилова еще раз поразила мастерством, с необыкновенным блеском исполнила фуэте. Танец оставался подвластен ей и в преддверии пятидесятилетия. 

 

Матильда Кшесинская так писала о Вере Трефиловой: «… когда мы ее увидели в Монте-Карло в «Лебедином озере», то все были поражены ее стильным выходом, классическим поклоном и поразительным умением держать себя на сцене, во всем была видна наша школа: благородство в движениях, изящество поз – одним словом, тот класс, которого здесь давно не видали и отвыкли видеть. Она была исключительно хороша в этом балете, и он по справедливости считался ее лучшим. После нее все, которые выступали в «Лебедином озере», не могли даже с ней сравниться». 

 

Последнее выступление Трефиловой за рубежом состоялось в 1926 году. Она умерла в Париже 11 июля 1943 года, почти на десять лет пережив своего мужа.

 

Д. Трускиновская

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

aca2ef1b3ff4.jpg

12 февраля – день рождения Анны Павловой (1881–1931).  Ее жизнь  была полностью посвящена балету, о её личной жизни ничего не было известно. И лишь после её смерти стало известно о трагической истории любви, тайну которой  балерина хранила в своём сердце долгие тридцать лет.Отец Павловой умер очень рано, и девочка воспитывалась матерью. В 8 лет мать отвела её в Мариинский театр на балет «Спящая красавица». И будущая танцовщица  влюбилась в это искусство, а через два года  была принята на балетное отделение Петербургского театрального училища. Спустя восемь лет Анна Павлова стала ведущей актрисой Мариинского театра. У неё появились поклонники, мужчины назначали ей свидания, дарили подарки, но Анна отвергала всех, а щедрые дары отсылала назад. Ее сердце завоевал Виктор Дандре (1870–1944).  Он был выходцем из аристократической семьи, принадлежавшей к старинному дворянскому роду, занимал  пост советника в Сенате, был прекрасно образован, владел несколькими иностранными языками и всерьёз увлекался искусством. Покровительствовать начинающей балерине казалось Виктору престижным, но жениться на ней Виктор и не думал. Он снял для Павловой квартиру, оборудовал одну из комнат под танцевальный зал, после спектакля Виктор преподносил ей роскошные подарки, возил по дорогим ресторанам, а вечером привозил её в квартиру, где  оставался на правах хозяина до утра. Предпочтя одиночество унизительному положению содержанки, Анна Павлова ушла от него и стала  гастролировать вместе с труппой Мариинского театра.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

21840a21cab3.jpg

 Анна  танцевала по восемь–десять раз в неделю. Великий балетмейстер Фокин поставил для неё на музыку Камиля Сен-Санса «Умирающего лебедя», который навсегда стал коронным номером балерины и облетел весь мир. В 1907 году Мариинский театр отправился на гастроли в Стокгольм. После этого Анна Павлова стала известной, у неё появились деньги, она уже многое могла себе позволить. О Викторе балерина старалась не вспоминать.

А тем временем дела у Дандре шли неважно. Провернув неудачную сделку, предприниматель задолжал огромную сумму, погасить которую в положенный срок  не сумел и попал в тюрьму.

 Анна в это время блистала  в Париже, куда ее вместе с Вацлавом Нежинским пригласил  Сергей Дягилев, открывший во французской столице русский балетный театр.  Но Павлова неожиданно покинула Париж  и направилась в Лондон, где  подписала контракт с  театральным агентством «Брафф», по условиям которого она должна была танцевать по два раза в день в трёх странах: Англии, Шотландии, Ирландии. За это танцовщица получила аванс, внушительную по тем временам сумму.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

Трагическая история любви Анны Павловой

Эти деньги Павлова сразу же переправила в Россию для освобождения Виктора из тюрьмы.  В 1911 году они обвенчались в церкви.  Их брак оставался в тайне долгие годы. Виктор сдержал обещание, данное в день свадьбы Анне. Он поклялся молчать об их союзе. Когда контракт подошёл к концу, Анна решила организовать свой театр и набрала труппу артистов. В тот же год она купила роскошный особняк близ Лондона, на берегу  озера, в котором плавали белые лебеди и вокруг росли экзотические растения, привезённые балериной из разных уголков мира. Виктор взял на себя все хозяйственные заботы, обязанности бухгалтера и менеджера. Но у Павловой испортился характер, она всё чаще выражала неудовольствие,  упрекала мужа, скандалила, кричала, била посуду и плакала. Друзья, часто становившиеся свидетелями этих ссор, спрашивали потом у Дандре, как он мог всё это терпеть и почему не ушёл от Анны. Тот молчал. У него на это были свои причины, известные только им двоим. Он боготворил её, но Анна, видимо, не могла простить ему  нанесённой в юности обиды. В искренности чувств Виктора Дандре сомневаться не пришлось. Когда его супруга скончалась 23 января 1931 года от воспаления лёгких, не дожив до своего пятидесятилетия всего несколько дней, Виктор, сломленный горем, долгое время не хотел верить, что Павловой больше нет. Создав клуб поклонников своей знаменитой жены, Виктор Дандре желал лишь одного, чтобы о великой балерине XX столетия помнили много лет. Клубу не удалось просуществовать долго.  Но имя русской балерины  Анны Павловой навсегда вошло в историю мирового балета.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

Ольга Спесивцева (1895-1991)

c9e25f77d6f9.jpg

Одетта в "Лебедином озере"

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

Ольгу Александровну Спесивцеву сравнивали с Анной Павловой, одной из величайших балерин всех времен. Она родилась в Ростове-на-Дону в семье актера. После смерти отца мать, имея пятерых детей и не сумевшая их прокормить, отдала дочь в приют для детей актеров.

После окончания Петербургского театрального училища Ольга была зачислена в  императорскую балетную труппу. Она успешно дебютировала на сцене Мариинского театра в «Раймонде». В 1919 году Ольга Спесивцева впервые станцевала партию Жизели, разученную под руководством Агриппины Вагановой. После этого у Ольги появилось много поклонников, ей посвящали стихи. Но полюбила она члена Петроградского совета Бориса Каплуна. Живя с с Каплуном, Ольга перестала испытывать нужду. Но она обладала хрупкой психикой и остро реагировала на то, что ее супруг принимает участие в расстрелах.

Борис Каплун стал тяготиться связью с ранимой и чувствительной Ольгой, и в 1924 году выхлопотал для неё возможность выехать за границу для лечения. Уезжала балерина вместе с матерью и знала, что не вернётся. В 1937 году Борис Каплун будет расстрелян.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

Ольге сразу предложили контракт в Гранд-опера, но это не примирило ее с Парижем, она не говорила по-французски, и быт ее был не устроен. Мать с беспокойством вглядывалась в лицо дочери после каждого спектакля и находила на нём следы безумия. К тому же Ольга была весьма капризна, часто срывалась.

Новым предметом ее обожания стал партнер по балету «Жизель» Сергей Лифарь. Узнав, что он любит другую, Ольга едва не выбросилась из окна, ее успели удержать. Месяц балерина пребывала в депрессии, затем покинула Гранд-опера.  С тех пор  постоянной сцены у неё не было.

Организовывал гастроли балерины новый агент Леонард Браун. Ольга работала на износ по несколько спектаклей каждую неделю. Спесивцева с нагрузкой не справлялась, иногда забывала свою партию на сцене. В Сиднее стало понятно, что Ольгу надо лечить, Браун повёз балерину назад во Францию.  Но в Париже ее матери уже не было, она уехала в Россию не в силах  выносить претензии и капризы дочери.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

Следующий брак Ольги был недолгим, ее мужем был танцовщик  и педагог Борис Князев. Сначала супруг пытался создать нормальную семью, но Спесивцева буквально изводила его своими капризами.

В конце концов,  Ольга согласилась на уговоры агента Брауна уехать в Америку. Так в 1939 году она оказалась в Нью-Йорке. Ольга целиком полагалась на Брауна, но он скончался от сердечного приступа прямо на улице.

Оставшись одна в чужой стране, Ольга потеряла рассудок и память. В 1943 году она была помещена в психиатрическую клинику. Больше 20 лет провела выдающаяся балерина там. В 1963 году в результате лечения память и рассудок вернулись к балерине, но на сцену она вернуться уже не смогла. Последние 28 лет жизни бывшая прима провела в пансионе, организованном младшей дочерью Льва Толстого для одиноких соотечественников неподалёку от Нью-Йорка, где и скончалась в 96 лет.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...