Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин
Татиана

Православные праздники

Recommended Posts

Игорь34

Праведный отрок Артемий Веркольский

 

20 октября / 2 ноября и 23 июня / 6 июля

 

Житие [1].

 

Святый праведный Артемий, Веркольский чудотворец, родился в 1532 году в селе Верколе, в Двинском краю, по реке Пинеге, версты на две вверх по течению от Кевролы [2]. Родители его, — отец Косма, по прозвищу Малый, и мать Аполлинария — были крестьяне того села. Они воспитали сына своего в страхе Божием и благочестии христианском. С пяти лет уже он начал чуждаться свойственных детям привычек, не любил детских игр, был тих, кроток, богобоязлив, послушен к родителям, прилежно помогал своему отцу в его крестьянских работах, сколько мог по своему возрасту.

 

Однажды, будучи 12 лет, он работал с отцом своим в поле, боронил землю. Неожиданно надвинулась грозная туча, стало темно как ночью, поднялась буря с ливнем, над головой испуганного Артемия разразился страшный удар грома — и блаженный отрок пал мертвый [3].

 

Так милосердый и премудрый Господь Бог благоволил восприять в Свои небесные обители душу праведного раба Своего.

 

Односельчане Артемия не поняли, по своему неразумию, сего посещения Божия и сочли, по суеверию, неожиданную кончину блаженного отрока праведным судом Божиим, наказующим Артемия за какие-либо тайные грехи его. Тело блаженного Артемия, как умершего от внезапной смерти, осталось неотпетым и непогребенным; его положили на пустом месте в сосновом лесу, поверх земли, прикрыли хворостом и берестою и огородили деревянной изгородью. Так пролежало оно 3 года, всеми забытое.

 

Однажды летом Агафоник, дьячок церкви св. Николая Чудотворца в селе Верколе, ходил по тому лесу, сбирая грибы, увидел свет над местом, где покоился блаженный отрок, подошел и обрел его нетленное тело. Он тотчас поведал о том Веркольским крестьянам. Но те, по неразумию своему, взяли просто тело Артемия, безо всяких почестей привезли его к своей приходской церкви и положили на паперти, прикрыв гроб его берестою, покрывавшей в лесу праведного отрока [4].

 

Но Господь благоволил прославить угодника Своего в стране Кеврольской: от мощей его начали источаться неоскудные исцеления болящим. В том году, попущением Божиим, в Двинском краю распространилась злокачественная лихорадка. Многие умирали от этой тяжкой болезни, особенно женщины и дети. Заболел недугом этим и сын Веркольского селянина Каллиника. В сильной скорби Каллиник молился об исцелении сына, потом пошел в церковь, приложился ко гробу праведного Артемия и, взяв бересты, покрывавтей нетленные мощи его, с верою привесил ее к кресту на груди умиравшого сына. Больной выздоровел. Обрадованный Каллиник рассказал о том всем своим односельчанам, которые с радостию собрались в церкви святителя Николая и начали петь молебны и творить память по праведном отроке Артемие. И умилосердился Господь над рабами Своими: лихорадка в той стране скоро прекратилась.

 

С того времени чудеса святого Артемия стали умножаться. У некоего человека, по имени Павла, от тяжкого недуга, так скривило шею, что голова повернулась лицом назад и глаза закрылись. В такой беде Павел обратился с горячею молитвою к Богу и праведному Артемию, — и голова больного выпрямилась, глаза открылись. Исцеленный поспешил рассказать всем в своем селе о случившемся. После того при церкви св. Николая Веркольцы устроили особый придел, куда перенесли из паперти мощи Артемия, положив их в новый гроб. Это было в 1584 году.

 

Когда принесли в придел мощи блаженного отрока, пришла туда женщина с расслабленным младенцем, попросила отслужить молебен, приложила своего отрока ко гробу Артемия. — и больная рука отрока исцелела. Около того же времени один крестьянин Андрей и крестьянка Ирина, страдавшие глазами, получили здравие и ясное зрение от прикосновения к священной раке новоявленного чудотворца. Одна женщина, по имени Мария, страдавшая сорок лет болезнию желудка, столь тяжкою, что она от чрезмерных страданий часто обмирала часа на два, или на три, услыхав о чудесах, истекавших от мощей Артемия, обратилась к нему с молитвой и получила окорое исцеление.

 

Видя умножающиеся от мощей исцеления, два священника, Иоанн и Фома, велели написать на досках старой гробницы несколько икон праведного Артемия. От досок тех остались стружки. Иерей Иоанн тщательно собрал эти стружки и положил на хранение при церкви. Благочестивые чтители праведного Артемия, с верою бравшие те стружки, получали исцеление от своих недугов.

 

Один человек с Пинеги, по имени Панкратий, бывший проездом в Верколе, в 1601г. привез в Великий Устюг одну из таковых икон Артемия, и от того образа многие получали тогда исцеление.

 

В 1619-м году Новгородский митрополит Макарий свидетельствовал мощи праведника и благословил перенести их в самый храм в день памяти святителя и чудотворца Николая, 6-го декабря [5]. Несколько времени спустя, пришел в Верколу Иларион Артемиев, житель города Холмогор, и поведал, что он долго был болен глазами, ничего не видел и жестоко страдал, так что пытался в отчаянии удавиться, и только подоспевшие соседи помешали этому. Прослышав о чудесах, истекающих от мощей праведного Артемия, он обратился к нему с усердною молитвою о своем исцелении.

 

"В тот же час, — рассказывал исцеленный. — я прозрел, и увидел в видении святого Артемия в белых ризах с небольшим посошком в левой руке и со крестом — в правой. Он осенил меня крестом и сказалъ:

 

— Человече что ты страдаешь? Восстань: Христос, чрез меня, раба Своего, исцеляет тебя. Иди в Верколу, приложись ко гробу моему и поведай о сем священнику и всем крестьянам.

 

При сих словах, праведный отрок, взяв меня за руку, как бы понуждал к этому и потом стал невидим. Я же, пробудившись, почувствовал себя совершенно здоровым, как будто никогда и не болел. И вот я пришел сюда поклониться святым мощам его."

 

Особенно замечательно было чудо с одним крестьянином из седа Кивокурья, Устюжского уезда, Патрикием Игнатьевым. Он с детства тяжко страдал от грыжи. Услыхав о чудесах праведного Артемия, он с верою помолился ему, положил обет приложиться к его гробу и выздоровел, но потом забыл о данном им обете. Спустя несколько лет, он снова почувствовал приступы грыжи, которая стала его мучить еще сильнее прежнего. Патрикий обратился опять с молитвою к праведному Артемию и вспомнил о своем неисполненном обете. Молитва болящего была услышана, но Патрикий опять забыл о данном им обете. Тогда напала на него тоска и непроницаемая тьма покрыла его глаза. Несчастный опять вспомнил о своем неисполненном обете, горько раскаялся и обещал неотложно исполнить долг свой. Праведный Артемий снова избавил Патрикия от недуга, и исцеленный с радостию поспешил в Верколу ко гробу Артемия, заказал отслужить молебен ему, со слезами облобызал многоцелебный гроб его и исповедал пред всеми о происшедшем чуде и своем греховном забвении.

 

В 1336 году в марте месяце ехал в Кевролу и на Мезень назначенный туда воеводою Афанасий Пашков. По дороге он останавливался в Верколе, но у раки мощей праведного Артемия не был и благодарственного молебна ему не служил. В Кевроле сын его, отрок Иеремия, тяжко заболел лихорадкою и готовился уже к смерти. Тогда отец вспомнил, что не отслужил молебен праведному Артемию, и дал обет отправиться на богомолье в Верколу. И вот внезапно лежавший в тяжелом забытьи сын Пашкова сам поднялся с постели и, держась за оконце, стал спрашивать своего отца, каким путем ехать им к праведному Артемию. Дивясь тому, отец привез сына в Верколу. Здесь отслужили по обету молебен, взяли бересты с гроба чудотворца, чтобы больной носил ее на груди вместе с крестом, и отрок выздоровел. Благодарный отец создал в Верколе, на месте обретения мощей Артемия, храм в честь соименного праведному отроку мученика Артемия.

 

Спустя некоторое время, храм в Верколе сгорел, — обгорели и мощи праведного Артемия. Местный священник Лаврентий и прихожане Веркольского села для ограждения мощей Артемия от таких несчастных случаев, устроили над ними особую часовню, положили их в новую раку и покрыли новым покровом.

 

После того от гроба чудотворца стали истекать новые чудотворения. Так, некоего Симеона Казаринова праведный Артемий спас от потопления. После Ильина дня он плыл на судне вместе с своими товарищами по Северному Ледовитому океану из Мангазеи в Архангельск [6]. Вдруг наступила жестокая буря, и судну стало угрожать скорое крушение. Плывшие пришли в ужас и отчаяние. Не видя себе ни откуда никакой надежды на спасение, они стали готовиться к смерти и, в ожидании ее, прощаться друг с другом. Потом они опомнились и стали со слезами молиться Господу Богу и праведному Артемию о своем спасении, обещаясь отслужить благодарственный молебен угоднику Божию. И, по молитве их, море утихло, и утопавшие избегли неминуемой гибели.

 

Слава исцелений От мощей праведного Артемия распространилась далеко. Новгородский митрополит Киприан послал снова освидетельствовать его нетленные мощи, своей подписью подтвердил доставленную ему роспись исцелений и прислал в церковь села Верколы вновь составленную службу чудотворцу.

 

В 1648 году в Кевролу была прислана грамота царя Алексия Михайловича, на имя тамошнего воеводы Аничкова: повелено было положить мощи праведного Артемия в новую раку и дозволено построить монастырь на том месте, где были обретены его мощи, которые, согласно царской грамоте, и были на следующий год перенесены туда и положены в построенной еще воеводой Пашковым церкви святого мученика Артемия. При сем от святых мощей истекали многоразличные исцеления всем, с серою притекавшим к ним. Собравшийся во множестве народ вознес теплые моления Христу Богу и Его святому угоднику праведному Артемию, Веркольскому чудотворцу, прославляя благодать Божию, в нем явленную на утешеше всем православным христианам. Впоследствии мощи праведного Артемия, до случаю пожаров, трижды выносили из храма обители, пока, наконец, не был построен в 1793-м году в монастыре каменный храм, освященный в честь праведного Артемия, в котором мощи его и были положены [7].

 

[1] Составлено по разным спискам древнего жития.

 

[2] Пинега — река Вологодской и Архангельской губернии, Сольвычегодского и Пинежского уездов, правый (судоходный) приток Северной Двины. Кеврола или Кевроль — главное селение волости, получившей от нее свое имя, теперь — село Воскресенское, откуда впоследствии уездное управление было переведено в погост Волок-Пинежский, переименованный потом в город Пинегу.

 

[3] Кончина св. прав. Артемия последовала 23 июня 1545 года.

 

[4] Мощи прав. Артемия были обретены в 1577 году.

 

[5] Макарий был митрополитом Новгородским с 1619 по 1626-й год. По его же благословению и распоряжению, составлено было житие Артемия с сказанием о посмертных чудесах его, которые с 1605 г. записывались со слов самих исцеленных.

 

[6] Мангазея — урочище Енисейской губернии в Туруханском крае, на правом берегу р. Таза, где ныне стоит часовня св. мученика Василия Мангазейскаго. Мангазея — первый русский город в восточной Сибири, основан в 1601 году, но через 60 лет совершенно запустел; теперь от него сохранилась лишь одни следы.

 

[7] Память святого праведного Артемия, Веркольского чудотворца, совершается 23-го июня и 20-го октября. В Иконописном подлиннике под 20 октября значится: "иже со отцом своим Козьмою земледельцем ишедь на поле, умре от грома велика, млад отрок 12 лет, в рубашке, в руке лоза, колени голы. — В настоящее время мощи св. Артемия почивают под спудом в упраздненном Веркольском монастыре.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Четверг, 12 Июля 2007 г. (29 Июн ст.ст.)

Седмица 7-я по Пятидесятнице, глас 5

 

(+)Славных и всехвальных первоверховных апостолов Петра и Павла (ок. 67).

· Окончание Петровского поста.

· Прп. Петра, царевича Ордынского.

· Обрет. мощей прп. Никандра Псковского.

· Касперовской иконы Божией Матери (1853-1855).

 

Православные христиане отмечают 12 июля один из пяти великих праздников - "День святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла" - и завершают предшествовавший этому празднику Петров пост.

 

Петр и Павел более других апостолов потрудились в проповеди христианства среди иудеев и язычников, поэтому Церковь называет их "первоверховными".

 

По евангельскому преданию, сам Иисус Христос призвал рыбака Симона (Петра) с братом Андреем в ученики. Симон стал самым ревностным последователем Иисуса, и за свою крепкую веру в то, что Иисус есть Христос, Сын Божий, получил от него имя "Петр", что в переводе с греческого означает "камень". Как повествует Евангелие от Матфея, Спаситель обещал основать на этом камне Свою Церковь. Петр первым начал проповедовать в Иерусалиме о воскресшем Христе и много пострадал за веру.

 

Павел же (от латинского paulus - "маленький") прежде носил имя Савл и был жестоким гонителем христиан. Он даже участвовал в убийстве первого христианского мученика архидиакона Стефана, однако был чудесным образом обращен к вере Самим Богом. После этого Савл крестился и стал ревностным проповедником христианства. Совершив несколько путешествий по Средиземноморью, он основал церкви в Малой Азии, Греции и Риме.

 

В 67 году в Риме во время жестоких гонений на христиан со стороны императора Нерона апостол Петр был распят вниз головой на кресте, а апостол Павел - обезглавлен мечом.

 

В праздник Петра и Павла у православных христиан завершается многодневный Петров, или Апостольский пост, установленный Церковью в память о служении и страданиях святых апостолов. После праздничной Божественной литургии, которая совершается 12 июля во всех храмах Русской православной церкви, верующие разговляются, вкушая молочную и мясную пищу впервые с начала поста (в этом году он начался 4 июня).

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Первоверховных апостолов Петра и Павла

 

29 июня / 12 июля

 

Слово Блаженного Августина, епископа Иппонийского

 

В настоящий день Церковь Святая благочестно воспоминает страдания святых славных и всехвальных апостолов Петра и Павла.

 

Святой Петр, ревностнейший последователь Иисуса Христа, за свое высокое исповедание Его Божества: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», — удостоился от Спасителя услышать в ответ: «Блажен еси, Симоне... Аз тебе глаголю, яко ты еси Петр (Petrus), и на сем камени (petra) созижду Церковь Мою» (Мф. 16, 16–18). На «сем камени» (petra), на том, что ты сказал: «Ты еси Христос, Сын Бога Живаго», на этом исповедании твоем созижду Церковь Мою. Ибо «ты еси Петр»: от «камня» (petra) Петр (Petrus), а не от Петра (Petrus) «камень» (petra), точно так же, как от Христа христианин, а не от христианина Христос. Хотите знать, от какого «камня» (petra) апостол Петр (Petrus) так назван? — Послушайте апостола Павла: «Не хощу же вас не ведети, братие, — говорит апостол Христов, — яко отцы наши вси под облаком быша, и вси сквозе море проидоша: и вси в Моисеа крестишася во облаце и в мори. И вси тожде брашно духовное ядоша, и вси тожде пиво духовное пиша: пияху бо от духовнаго последующаго камене: камень же бе Христос» (1 Кор. 10, 1–4). Вот от какого «Камени» Петр!

 

Господь наш Иисус Христос, в последние дни земной жизни Своей, в дни Своего служения роду человеческому, избрал из среды учеников Своих двенадцать Апостолов для проповеди Слова Божия. Между ними апостол Петр за свою пламенную ревность удостоился занимать первое место (Мф. 10, 2) и быть как бы представительным лицом всей Церкви. Поэтому и сказано ему, по преимуществу, после исповедания: «и дам ти ключи Царствия Небеснаго: и еже аще свяжеши на земли, будет связано на Небесех: и еже аще разрешиши на земли, будет разрешено на Небесех» (16, 19). Ибо эти «ключи» и право «вязать и решить» получил не один человек, но Единая Вселенская Церковь. А что действительно Церковь получила это право, а не одно исключительно лицо, то обратите внимание на другое место Писания, где Господь то же самое говорит и ко всем Апостолам Своим: «Приимите Дух Свят», — и вслед за тем: Имже отпустите грехи, отпустятся им: и Имже держите, держатся (Ин. 20, 22–23); или: елика аще свяжете на земли, будут связана на Небеси: и елика аще разрешите на земли, будут разрешена на Небесех (Мф. 18, 18). Так, Церковь связывает, Церковь разрешает; Церковь, основанная на краеугольном Камне — Самом Иисусе Христе (Еф. 2, 20), связывает и разрешает. Да убоятся же и связанные, и разрешенные: разрешенные, чтобы не подпасть опять тому же; связанные, чтобы не остаться навсегда в том же состоянии. Ибо пленицами своих грехов, — говорит Премудрый, — кийждо затязается (Притч. 5, 22); а кроме Святой Церкви нигде нельзя получить разрешения.

 

И по Воскресении Своем Господь препоручает апостолу Петру пасти стадо Свое духовное не потому, что между учениками одному только Петру предоставлено было пасти стадо Христово, но обращается Христос главным образом к Петру потому, что Петр был первым между Апостолами и как бы представителем Церкви; притом, обращаясь в этом случае к одному Петру, как к верховному Апостолу, Христос тем самым одобряет единство Церкви. Симоне Ионин, — говорил Господь Петру, — любиши ли Мя? И Апостол отвечал: Ей, Господи: ты веси, яко люблю Тя; и во второй раз был так же спрошен, и во второй раз то же отвечал; будучи же спрошен в третий раз, видя, что ему как бы не верят, опечалился. Но как мог не верить ему Тот, Кто знал его сердце? И потому, после этого Петр отвечал: Господи, Ты вся веси; Ты веси, яко люблю Тя. И глагола ему Иисус во все три раза: Паси овцы Моя (Ин. 20, 15–17). Кроме этого, троекратное воззвание Спасителя к Петру и троекратное исповедание Петрово пред своим Господом имело еще особенную, благодетельную для Апостола, цель. Тот, кому даны были ключи Царствия и право вязать и решить, сам троекратно связал себя страхом и малодушием (Мф. 26, 69–75), и Господь троекратно же разрешает его Своим воззванием и его же исповеданием крепкой любви. А пасти словесное стадо Христово усвоено всем Апостолам и преемникам их. Внимайте себе и всему стаду, — взывает, апостол Павел к пресвитерам церковным, — в нем же вас Дух Святый постави епископы, пасти Церковь Господа и Бога, юже стяжа Кровию Своею (Деян. 20, 28); и апостол Петр к старцам: Пасите еже в вас стадо Божие, посещающе не нуждею, но волею, и по Бозе: ниже неправедными прибытки, но усердно: не яко обладающе притчу, но образи бывайте стаду. И явльшуся Пастыреначальнику, приймете неувядаемый славы венец (1 Пет. 5, 2–4) .

 

Замечательно, что Христос, говоря Петру: паси овцы Моя, — не сказал: паси овцы своя, — но паси, благий рабе, овцы Господни. Еда бо разделися Христос, еда Павел распятся по вас, или во имя петрово или павлово крестистеся (1 Кор. 1, 13)? Паси овцы Моя. Ибо волцы хищницы, волцы тяжцы, лживии учители и наемники, не щадящии стада» (Мф. 7, 15, Деян. 20, 29; 2 Пет. 2, 1; Ин. 10, 12), расхищая чужое стадо и делая из добычи как бы собственное стяжание, думают, что они пасут свое стадо. Не таковы пастыри добрые, пастыри Господни. «Пастырь Добрый душу свою полагает за овцы» (Ин. 10, 11), врученные ему Самим Пастыреначальником (1 Пет. 5, 4). И апостол Петр, верный своему призванию, положил душу свою за словесное стадо Христово, запечатлев апостольство свое мученической смертью ныне по всему миру прославляемой.

 

И апостол Павел, будучи прежде Савлом, сделался из хищного волка кротким агнцем; прежде был врагом Церкви, потом является Апостолом; прежде преследователем ее, потом проповедником. Получив от первосвященников власть представлять всех вообще христиан во узах на казнь, он был уже на пути, дышал прещением и убийством на учеников Господних (Деян. 9, 1), жаждал крови, но — Живый на Небесах посмеялся ему (Пс. 2, 4). Когда он, гоня и озлобляя таким образом Церковь Божию (1 Кор. 15, 9; Деян. 8, 5), приближался к Дамаску, тогда Господь с Неба воззвал к нему: Савле, Савле, что Мя гониши? — Я и здесь, Я и там, Я везде: здесь глава Моя; там тело Мое. Не станем удивляться этому; мы сами — члены Тела Христова. Савле, Савле, что Мя гониши; жестоко ти есть противу рожну прати (Деян. 9, 4–5). Савл же, трепеща и ужасаяся, возопил: Кто еси, Господи? Аз есмь Иисус, — ответствовал ему Господь, — Егоже ты гониши. И Савл внезапно переменяется: Что мя хощеши сотворити? — восклицает. И бысть к нему глас: Востани и вниди во град, и речется ти, что ти подобает творити (5, 6). Тут Господь посылает Ананию: Востав поди на стогну к человеку, именем Савлу, и крести его, яко сосуд избран Ми есть сей, пронести Имя Мое пред языки и царьми и сынами израилевыми» (11, 15, 18). Сосуд этот должен преисполниться благодатью Моею. Отвеща же Анания: Господи, слышал от многих о мужи сем, колика зла сотвори святым Твоим во Иерусалиме: и зде имать власть от архиерей, связати вся нарицающия Имя Твое» (13, 14). Но Господь настоятельно повелевает Анании: Иди и взыщи его, яко сосуд избран Ми есть: Аз бо скажу ему, елика подобает ему о Имени Моем пострадати (11, 15,16).

 

И действительно Господь указал апостолу Павлу, что должно было ему претерпеть за Имя Его. Он наставлял его в подвигах; не оставлял во узах, оковах, темницах, кораблекрушениях; Сам сострадал ему в его страданиях, Сам руководил его к этому дню. В один день совершаем память страдания обоих Апостолов этих, ибо, хотя они пострадали и в разные дни, но по духу и по близости страданий своих они составляют одно. Петр предшествовал, Павел же вскоре за ним последовал, — прежде нарицавшийся Савлом, а потом Павлом, претворивший в лице своем гордость в смирение, как и самое имя его (Paulus), то есть «малый, немногий, меньший», показывает это. Что же после этого апостол Павел? Вопросите его, он сам на это отвечает: Аз есмь, — говорит он, — мний Апостолов: но паче всех потрудихся: не аз же, но благодать Божия, яже со мною (1 Кор. 15, 9, 10). Итак, братья, празднуя ныне память святых апостолов Петра и Павла, воспоминая честные их страдания, возлюбим их истинную веру, святую жизнь, возлюбим неповинность, страдания их и чистоту исповедания. Любя в них эти высокие качества и подражая их великим подвигам, во еже уподобитися им (2 Сол. 5 9), и мы достигнем того вечного блаженства, которое уготовано всем святым. Стезя жизни нашей прежде была тяжелее, тернистее, труднее, но толиким облежащим нас облаком свидетелей (Евр. 12, 1), прошедших по ней, соделалась ныне для нас она и легче, и глаже, и удобопроходимее. Сперва прошел по ней Сам Начальник веры и Совершитель Господь наш Иисус Христос (Евр. 12, 2); за Ним последовали Его неустрашимые Апостолы; потом мученики, отроки, жены, девы и мног сонм свидетелей. Кто же действовал в них и помогал им на этом пути ? — Тот, Кто сказал: Без Мене не можете творити ничесоже (Ин. 15, 5).

 

 

 

Св. Иоанн, архиеп. Константинопольский, Златоуст.

Похвала св. апостолу Павлу.

 

Кто даст мне ныне прикоснуться к Павлову телу, прильпнуть ко гробу и увидеть прах сего тела, которое восполнило на себе недостаток скорбей Христовых, носило язвы Христовы, повсюду посеяло проповедь! Прах тела, в котором Павел обтек вселенную! Прах тела, чрез которое вещал Христос, чрез которое говорил он пред царями и не стыдился, чрез которое познали мы Павла и самого Владыку его! - Я желал бы видеть прах этих уст, чрез которые Христос изглаголал великие и неизреченные тайны, даже большие тех, какие возвестил сам, потому что чрез учеников как совершил, так и изглаголал Он более, нежели, сам! Чего не совершили благие уста Павловы? Изгоняли бесов, отпускали грехи, заграждали уста мучителям, связывали язык философам, привели сселенную к Богу, убедили варваров быть любомудрыми, преобразовали все на земле, и по собственному изволению пременили вид самого неба, потому что Павел, по данной власти, вязал и разрешал там, кого хотел. - Я желал бы видеть прах не только уст, но и сердца Павлова, которое можно, не погрешая, назвать сердцем тысячи благ, началом и стихиею нашей жизни! В этом сердце был источник, текущий и напаяющий не лицо земли, но человеческие души, из него ночь и день истекали не простые реки, но источники слез. Оно жило новою, а не этою - нашею жизнию. Живу не ктому аз, но живет во мне Христос (Гал. 2, 20), говорит Павел. Итак, сердце его было Христовым сердцем. скрижалию Духа Святаго, книгою благодати. Я желал бы видеть прах рук, бывших в узах, - рук, чрез возложение которых Павел подавал Духа и которыми написал он сии письмена: видите, колицеми книгами писах вам моею рукою (Гал. 16, 11), и еще - целование моею рукою Павлею (1 Кор. 16, 21). Я желал бы видеть прах очей, которые не напрасно потеряли зрение, и прозрели во спасение вселенной, еще в теле удостоились видеть Христа, которые видели земное и не видели, созерцали незримое, не знали сна, бодрствовали среди ночей, не терпели того, что делают завистники. Я желал бы видеть прах сих ног, обтекших вселенную и не утруждавшихся, - ног, которые были забиты в колоду, когда поколебались темницы, которые обошли обитаемую и необитаемую землю, и многократно по ней путешествовали (Деян. 16, 24, 26). Но для чего говорить порознь? Я желал бы видеть гроб, в котором положены оружия правды, оружие света, члены ныне живые, но мертвые, как находился Павел в живых, члены, и которых жил Христос, члены распятые миру, члены Христовы во Христа облеченные, храм Духа, члены носящие на себе язвы Христовы. Я желал бы видеть сего духовнаго льва! Как лев дышащий пламенем на стада лисиц, нападал он на скопища бесов и философов, и подобнобыстрой молнии врывался в диавольские полчища. И диавол не мог стоять против него прямо и открыто, но так боялся и трепетал, что как скоро примечал его тень, слышал его голос, бежал далеко. - И смотри, как Павел поощряет и укрепляет подчиненных своих, то говорит Ефесеям: несть наша брань противу крови и плоти, но к началом и ко властем (Ефес. 6, 12), и потом указывает на награду в небесном, говоря, что подвизаемся не из земного, но из неба и небесного, то говорит другим: не весте ли, яко аггелов судити имамы, а не точию житейских (1 Кор. 6. 3).

 

Размыслив о всем этом, будем мужественны. И Павел, был человек, и он имел одинаковое с нами естество, и все прочее было у него общее с нами. Но поелику явил он великую любовь ко Христу, то взошел превыше небес, и стал с ангелами. Потому ежели и мы захотим хотя несколько вознестись и возжечь в себе этот огонь, то возможем подражать святому апостолу. А если бы это было невозможно, то не восклицал бы Павел: подобни мне бывайте, яко же аз Христу (1 Кор. 4, 16). Итак, не дивиться ему только будем, не изумляться только пред ним, но и подражать ему, дабы по отшествии отсюда удостоиться нам узреть его, и участвовать в неизреченной славе, которую дай Бог получить всем нам по благодати и человеколюбию Господа нашего Иисуса Христа, с Которым Отцу и вместе Святому Духу слава, держава, честь, ныне и всегда, и во веки веков. Аминь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября

Матерь Божия родилась от престарелых бесплодных родителей в городе Назарете, расположенном на откосе горы, в трех днях ходьбы от Иерусалима. Во всей Галилее не было более маловажного городка – ''от Назарета может ли что добро быти'', - говорили евреи, когда услышали, что оттуда явился великий Пророк Иисус. Согласно с предсказаниями пророков, обетованный Спаситель мира должен был произойти из царского племени Давидова. Но со времени Вавилонского плена потомки этого царя мало-помалу теряли свои права, и, когда возвысилось племя Маккавеев, исчезло все отличие царского племени, и стало оно наряду с простым народом. Когда в предсказанное пророками время скипетр царский перешел к чужеземцу Ироду; когда наступило железное, все разбивающее царство Римское; когда обнаружился общий упадок нравственности и религии, - тогда иудеи с нетерпением стали ожидать появления Мессии, надеясь видеть Его в образе великого царя-завоевателя, который освободит их от чужеземного ига и предоставит им господство над другими народами.

 

В Назарете жила благочестивая чета – Иоаким и Анна. Иоаким происходил из колена Иудина, царского племени, Анна была младшей дочерью священника от племени Ааронова, Матфана, у которого было три дочери: Мария, София и Анна. У Софии была дочь Елизавета, которая была матерью Иоанна Предтечи. Иоаким и Анна были праведны пред Господом и чистым сердцем соблюдали заповеди Его и всем были известны не столько знатностью своего происхождения, сколько своим смирением и милосердием. Так достигли они глубокой старости. Вся их жизнь была проникнута любовью к Богу и милосердием к ближним. Ежегодно выделяли они из своих значительных доходов две трети: одну жертвовали в храм Божий, другую раздавали бедным и странникам. Остальное же употребляли для собственных потребностей. Они были бы счастливы, если б не бесплодие, преисполнявшее скорбью их сердца. По понятиям того времени бесчадие считальсь бесславием и тяжелым наказанием, тем более прискорбным, что потомкам Давида дана была надежда сделаться орудиями спасения человеческого рода чрез рождение обетованного Мессии. Прошло 50 лет их брачной жизни, а они терпели поношение бездетства. По закону, поддерживаемому фарисеями, Иоаким имел право требовать развода за неплодство жены. Но он, муж праведный, любил и почитал свою жену за ее необыкновенную кротость и высокие добродетели и не хотел разлучаться с нею. Безропотно несли они тяжесть испытания, продолжая вести жизнь в посте, молитве и милостынях, укрепляя друг друга любовью и не теряя надежды на милость Божию.

 

В великие праздники они посещали Иерусалим. Так ко дню обновления храма пришел Иоаким во храм, чтобы вместе с другими своими соотечественниками принести жертву. Но архиерей отверг его приношение, укорив его бесчадием: ''Господь ради каких-нибудь тайных грехов твоих отнял от тебя Свое благословение''. Тяжело было Иоакиму слышать такие нарекания всенародно и, не возвращаясь домой, он ушел в пустыню. Сорок дней праведный старец плакал, постился и молился, взывая к Богу, чтобы отняты были от него позор и нарекания, чтобы даровано было ему чадо в старости. В то же время, узнав об оскорблении, нанесенном мужу, неутешно плакала Анна и, чтобы скрыть от домашних свою скорбь, ушла в сад. Там, под лавровым деревом, с глубокой верой на милость Божию приносила она Ему свои слезные молитвы, прося послать ей в старости радость чадородия. И вдруг пред нею явился Ангел Господень и сказал: ''Анна! Господь услышал молитвы твои, и ты родишь чадо, и о семени твоем благословятся все роды земные. Имя твоей дочери да будет Мария, и ею дастся спасение всему миру''. Ангел повелел Анне идти в Иерусалим, предсказав ей, что мужа своего она встретит у золотых ворот. Исполнившись благоговейной радости, Анна воскликнула: ''Жив Господь Бог мой! Если будет у меня дочь, отдам ее на служение Богу, и пусть она служит Ему день и ночь, восхваляя Святое Имя Его''. Ангел Божий явился и праведному Иоакиму в пустыне и сказал: ''Господь принял твои молитвы: жена твоя родит тебе дочь, о которой все будут радоваться. Иди в Иерусалим и там, у золотых ворот, найдешь жену твою, которой я возвестил это''.

 

Супруги встретились, принесли благодарственные жертвы в храме Божием и возвратились домой с твердой верой в исполнение обетования Господа. Православная Церковь с древних времен празднует в 9-й день декабря (ст. ст.) зачатие Пресвятой Богородицы от престарелых, лишенных чадородия родителей, для того, чтобы рожденное Дитя было всеми признано за особый дар Божий, потому что чудесами надлежало приготовить главнейшее чудо, единственную благодатную весть, что от Девы родится Спаситель мира. По учению Православной Церкви, Пресвятая Дева Мария зачата и рождена по обетованию Божию от мужа и жены. Един Господь Иисус Христос родился от Приснодевы Марии безмужно, по наитию Духа Святого. Пресвятая Дева Мария родилась в Назарете от некогда знаменитого дома Давидова, утратившего уже свое величие. Ни блеск, ни слава мира не окружали ее колыбели: все эти земные преимущества померкли при свете незримой славы, уготованной от века Матери Божией, называемой, по свидетельству Евангелия, благодатною и благословенною со дня воплощения от Нее Спасителя мира.

 

По обычаю иудейскому, в 15-й день по рождении дано было Ей имя, указанное Ангелом Божиим, Мария, что значит ''госпожа'', ''надежда''. Мария, став Матерью воплотившегося Творца, явилась Госпожою и Надеждою для всего творения. В воспоминание Рождества Пресвятой Богородицы издревле установлен Церковью праздник: еще в IV в. равноапостольная Елена соорудила храм в честь и память Рождества Матери Божией. Праздник этот великий, двунадесятый, вселенский, совершается 21 сентября (н. ст.). Это праздник всемирной радости, потому что Богородицею весь род человеческий обновился, и печаль праматери Евы переменилась в радость. Рождество Твое, Богородице Дево, радость возвести всей вселенней: из Тебе бо воссия Солнце правды, Христос Бог наш, и, разрушив клятву, даде благословение, и, упразднив смерть, дарова нам живот вечный.

 

С праздником, православные!

Share this post


Link to post
Share on other sites
olchik
Рождество Пресвятой Богородицы 21 сентября

 

 

С праздником, православные!

 

а откуда такие данные, ты сам это написал?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34
а откуда такие данные, ты сам это написал?

 

Нет - это непреходящая дата церковного календаря. Спасибо за поздравление. Я просто решил своим постом поздравить раньше всех.

Share this post


Link to post
Share on other sites
olchik
Нет - это непреходящая дата церковного календаря. Спасибо за поздравление. Я просто решил своим постом поздравить раньше всех.

 

 

да не, я не о празднике, я о тексте далее.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34
да не, я не о празднике, я о тексте далее.

 

 

Статья основана на Новом Завете и церковном предании. Как это зафиксировано в догматических трудах Святых отцов церькви. Эта статья выдержки из них. И перессказ современным языком.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Текст службы Рождества Пресвятой Богородицы. Для большего осмысления того, что поется в храме на слежбе, хорошо заранее ознакомиться с тектом богослужения. Многие берут текст службы с собой в храм, чтобы было удобнее следить за песнопениями праздника.

 

На Велицей вечерни

 

стихологисуем, Блажен муж: 1-й антифон. На Господи воззвах, стихиры на 8. Глас 6: самогласны.

 

Днесь иже на разумных престолех почиваяй Бог, престол свят на земли Себе предуготова, утвердивый мудростию небеса, небо одушевленное человеколюбием содела: от неплоднаго бо корене сад живоносен израсти нам Матерь Свою, Иже чудес Бог и ненадеющихся надежда, Господи слава Тебе. [Единожды]

 

Сегодня Бог, почивающий на умственных престолах, приго­ товил Себе святой престол на земле; утвердивший мудростью небо по человеколюбию одушевленное небо; ибо из неплодного корня Он вырастил нам живоносное насаждение— Матерь Свою. Ты — Бог чудес и надежда, Господи, слава Тебе.

 

Сей день Господень, радуйтеся людие: се бо света чертог и книга слова животнаго из утробы произыде, и яже к востоком дверь рождшися, ожидает входа Святителя Великаго, Eдина и Eдинаго вводящи Христа во вселенную, во спасение душ наших. [Единожды]

 

Это — день Господень, радуйтеся, люди; ибо чертог Света и книга Слова жизни произошла из чрева и дверь, обращенная к востоку, ожидает входа Первосвященника, одна вводящая и одного Христа во вселенную на спасение душ наших.

 

Аще и божественным хотением светлыя неплодны жeны прозябоша, но всех Мариа рожденных боголепно превозсия: яко от неплодныя преславно рождшися матере, породи плотию всех Бога, паче eстества от безсеменныя утробы, eдина дверь Eдинороднаго Сына Божия: юже прошед заключену сохрани, и вся мудре устроив, яко весть Сам, всем человеком спасение содела. [Дважды]

 

Если по Божией воле и (другие) знаменитые неплодные женщины имели детей ( Сарра — жена Маноя, Анна — мать Самуила, Елисавета — мать Иоанна Предтечи), но Мария богоприилично (Боголепно —в такой степени, как подобало бы Самому Богу) просияла более всех рожденных, ибо Она, преславно родившись от неплодной матери, ходила плотию Бога всех выше природы от бессеменной утробы, — единая дверь Единсородного Сына Божия, пройдя через которую Он сохранил запертой и, устроив все мудро, как Сам знает, приготовил спасение для всех людей.

 

 

 

Стефана Святоградца: Днесь неплодная врата отверзаются, и дверь девическая Божественная предгрядет. Днесь плод раждати благодать начинает, являющи миру Божию Матерь: Eюже земная с небесными совокупляются, во спасение душ наших. [Дважды]

 

Сегодня – неплодные вpama открываются, и выступает девственная божественная дверь; сегодня благодать начинает приносить плод, показывая мифу Божию Матерь, посредством Komopой соединяется земное с небесным для спасения душ наших.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Перед лицом секулярного мира

 

Воссоединение РПЦ и РПЦЗ скажется на многих сторонах общественной жизни, хотя, возможно, и не во всем явно

 

30 января 2007 года состоялась встреча Патриарха Московского и всея Руси Алексия II с полномочной делегацией Русской православной церкви за рубежом.

 

В нее входили архиепископ Сиднейский и Астралийско-Новозеландский Иларион, первый заместитель председателя Архиерейского синода РПЦЗ, и архиепископ Берлинский и Германско-Великобританский Марк, председатель Комиссии по переговорам об объединении РПЦЗ и РПЦ. Во встрече принимали участие архиепископ Корсунский Иннокентий, митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл, секретарь по межправославным отношениям ОВЦС МП протоиерей Николай Балашов.

 

Было объявлено, что 17 мая 2007 года состоится подписание "Акта о каноническом общении" и совместное богослужение в храме Христа Спасителя. Как сообщается, Царские врата будут открыты по пасхальному чину, что возвестит радость первого совместного причащения клириков уже единой Церкви.

 

Комментируя результаты встречи, митрополит Кирилл заявил, что спорные моменты, которые остались нерешенными, касаются священнослужителей, запрещенных в служении, а также приходов РПЦЗ в России и на Украине. Он сказал, что "алгоритм решения всех этих вопросов" был согласован.

 

По одной из версий, последним камнем преткновения на пути сближения Церквей стало "молитвенное поминовение" первоиерархов на богослужениях. Это может показаться чистой формальностью. Правда, в Мюнхенском соборе уже поминается патриарх Алексий II - пока не в иерархическом плане, а "как болящий". Другое поминовение до подписания "Акта" было бы не соответствующим канонам.

 

Сближение Церквей косвенно свидетельствует о том, что в современной религиозной жизни доля межконфессионального диалога, который тоже позволяет отстаивать позиции религии, признана менее важной, чем выступление "единым фронтом". Ряд аналитиков усматривают в воссоединении "капитулирование" РПЦЗ: от зарубежной Церкви ожидали сохранения духа непримиримости, в таком качестве она могла бы прийти в Россию как носительница "чистоты православия". Другие полагают, что, напротив, само каноническое существование РПЦЗ под сомнением. Вероятно, с воссоединением усилятся консервативные подходы.

продолжение

 

Даже РПЦЗ рвало от полосатой "духовности".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

ВОЗДВИЖЕНИЕ ЧЕСТНОГО И ЖИВОТВОРЯЩЕГО КРЕСТА ГОСПОДНЯ

 

14 (27) сентября, двунадесятый праздник

 

Римские императоры-язычники пытались полностью уничтожить в человечестве воспоминания о священных местах, где пострадал за людей и воскрес Господь наш Иисус Христос. Император Адриан (117 - 138) приказал засыпать землей Голгофу и Гроб Господень и на искусственном холме поставить капище языческой богини Венеры и статую Юпитера. На это место собирались язычники и совершали идольские жертвоприношения. Однако через 300 лет Промыслом Божиим великие христианские святыни - Гроб Господень и Животворящий Крест были вновь обретены христианами и открыты для поклонения.

 

Это произошло при равноапостольном императоре Константине Великом (память 21 мая), первом из римских императоров, прекратившем гонения на христиан. Святой равноапостольный Константин Великий (306 - 337) после победы в 312 году над Максентием, правителем Западной части Римской империи, и над Ликинием, правителем Восточной ее части, в 323 году сделался единодержавным правителем огромной Римской империи. В 313 году он издал так называемый Миланский эдикт, по которому была узаконена христианская религия и гонения на христиан в Западной половине империи прекратились.

 

Правитель Ликиний, хотя и подписал в угоду Константину Миланский эдикт, однако фактически продолжал гонения на христиан. Только после его окончательного поражения и на Восточную часть империи распространился указ 313 года о веротерпимости. Равноапостольный император Константин, содействием Божиим одержавший в трех войнах победу над врагами, видел на небе Божие знамение - Крест с надписью "Сим победиши". Горячо желая отыскать Крест, на котором был распят Господь наш Иисус Христос, равноапостольный Константин направил в Иерусалим свою мать, благочестивую царицу Елену (память 21 мая), снабдив ее письмом к Патриарху Иерусалимскому Макарию. Хотя святая царица Елена к этому времени была уже в преклонных годах, она с воодушевлением взялась за исполнение поручения. Языческие капища и идольские статуи, наполнявшие Иерусалим, царица повелела уничтожить. Разыскивая Животворящий Крест, она расспрашивала христиан и иудеев, но долгое время ее поиски оставались безуспешными. Наконец, ей указали на одного старого еврея по имени Иуда, который сообщил, что Крест зарыт там, где стоит капище Венеры. Капище разрушили и, совершив молитву, начали копать землю. Вскоре были обнаружены Гроб Господень и неподалеку от него три креста, дощечка с надписью, сделанной по приказанию Пилата, и четыре гвоздя, пронзившие Тело Господа. Чтобы узнать, на котором из трех крестов был распят Спаситель, Патриарх Макарий поочередно возложил кресты на покойника. Когда был возложен Крест Господень, мертвец ожил. Увидев воскресшего, все убедились, что найден Животворящий Крест. Христиане, в бесчисленном множестве пришедшие поклониться Святому Кресту, просили святителя Макария поднять, воздвигнуть Крест, чтобы все могли, хотя издали, благоговейно созерцать Его. Тогда Патриарх и другие духовные лица начали высоко поднимать Святой Крест, а народ, взывая: "Господи, помилуй", благоговейно поклонялся Честному Древу. Это торжественное событие произошло в 326 году. При обретении Животворящего Креста совершилось и другое чудо: тяжело больная женщина, при осенений ее Святым Крестом, сразу исцелилась. Старец Иуда и другие иудеи уверовали во Христа и приняли святое Крещение. Иуда получил имя Кириак и впоследствии был рукоположен во епископа Иерусалимского. В царствование Юлиана Отступника (361 - 363) он принял мученическую смерть за Христа (память священномученика Кириака 28 октября). Святая царица Елена ознаменовала места, связанные с земной жизнью Спасителя, основанием более 80 храмов, воздвигнутых в Вифлееме - месте Рождества Христова, на горе Елеонской, откуда Господь вознесся на небо, в Гефсимании, где Спаситель молился перед Своими страданиями и где была погребена Божия Матерь после успения. В Константинополь святая Елена привезла с собой часть Животворящего Древа и гвозди. Равноапостольный император Константин повелел воздвигнуть в Иерусалиме величественный и обширный храм в честь Воскресения Христова, включавший в себя и Гроб Господень, и Голгофу. Храм строился около 10 лет. Святая Елена не дожила до освящения храма; она скончалась в 327 году. Храм был освящен 13 сентября 335 года. На следующий день, 14 сентября, установлено было праздновать Воздвижение Честного и Животворящего Креста.

 

В этот день вспоминается еще одно событие, связанное с Крестом Господним, - его возвращение из Персии после 14-летнего плена обратно в Иерусалим. В царствование Византийского императора Фоки (602 - 610) персидский царь Хозрой II в войне против греков разбил греческое войско, разграбил Иерусалим и увез в плен Животворящий Крест Господень и Святого Патриарха Захарию (609 - 633). Крест пробыл в Персии 14 лет и лишь при императоре Ираклии (610 - 641), который с помощью Божией победил Хозроя и заключил мир с сыном последнего, Сироесом, христианам была возвращена их святыня - Крест Господень. С великим торжеством Животворящий Крест был принесен в Иерусалим. Император Ираклий в царском венце и порфире понес Крест Христов в храм Воскресения. Рядом с царем шел Патриарх Захария. У ворот, которыми восходили на Голгофу, император внезапно остановился и не мог двинуться дальше. Святой Патриарх объяснил царю, что ему преграждает путь Ангел Господень, ибо Тот, Кто нес на Голгофу Крест для искупления мира от грехов, совершил свой Крестный путь в уничиженном виде. Тогда Ираклий, сняв венец и порфиру, надел простую одежду и беспрепятственно внес Крест Христов в храм.

 

В слове на Воздвижение Креста святой Андрей Критский (память 4 июля) говорит: "Крест воздвигается, и все верные стекаются, Крест воздвигается, и град торжествует, и народы совершают празднество".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Великий не двунадесятый праздник.

Покров Пресвятой Богородицы

14 (1) октября

В царствование Льва VI Философа (886—911), в начале X века, в 910 году, во время вторжения сарацин в пределы греческой империи, св. Андрей, Христа ради юродивый, и ученик его Епифаний, находясь в 1-й день октября во Влахернском константинопольском храме, в коем хранилась риза Богородицы, при всенощном воскресном пении, видели на воздухе чудное явление

 

Пресвятой Девы Богородицы, окруженной как венцом — пророками, апостолами и ангелами, солнечным светом сияющей, молящейся о грешном мире и покрывающей христиан честным своим мафорнем.

 

Сподобившийся этого видения Андрей спросил ученика своего Епифания: "Видишь ли брате, Ца­рицу и Госпожу всех, молящуюся о всем мире? Вижу, св. отче, — отвечал ему Епифаний, — и ужасаюся". Видение прославлено было сперва молящимися во храме, потом во всем Константинополе. Жители Константинополя, услы­шав об этом утешительном знамении, исполнились радости и упования, что Бог по молитвам Заступницы избавит их от бед, нанесенных им вторжением сарацин в их империю. Действительно, вскоре после видения враги Церкви были побеждены и прогнаны.

 

Впрочем, по случаю разных смут в царстве греческом, там день Покрова не внесен в число праздничных. Честь установления этого праздника принадлежит Церкви российской, которая от самого начала своего вверилась Покрову Богоматери и освятила день явления его торжественным празднованием. Видение последовало 1-го октября, и так в этот день Церковь установила праздник ежегодного воспоминания явления ей особенного над нею Покрова Богородицы. Прославляя свою небесную Заступницу, Церковь поет: "Днесь благовернии людие светло празднуем, осеняеми твоим, Богомати, прише­ствием, и к твоему взирающе пречистому образу, умильно глаголем: покрый нас честным твоим покровом и избави нас от всякого зла, молящи Сына твоего Христа Бога нашего, спасти души наша". "Владычице, с честными и славными пророки, с верховными апостолы и со священномученики, и со архиереи, за ны грешные Богу помолися, твоего покрова праздник в россий­ской земли прославлениия". Сими словами объясняется, что праздник Покрова действительно установлен в России. Праздник Покрова Богородицы особенно почитается в православной России. Он есть великий и, кроме богослужения, приличного ему, Православная церковь имеет акафист Покрову Богоматери.

 

Утешительным свидетельством особенного Покрова Божией Матери для Прав. Церкви служат, и все воспоминания многоразличных явлений благодатной помощи Матери Божией верующим, совершаемые в России местно и повсюдно.

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных

21 ноября

 

Празднование Собора Архистратига Божия Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных установлено в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе, бывшем за несколько лет до Первого Вселенского Собора. Совершается праздник в ноябре - девятом месяце от марта (с которого в древности начинался год) - в соответствии с числом 9-ти чинов Ангельских. Восьмой же день месяца указывает на будущий Собор всех Сил Небесных в день Страшного Суда Божия, который святые отцы называют «днем восьмым».

 

С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил на Руси. Предстательства за города русские Пресвятой Царицы Небесной всегда осуществлялись Ее явлениями с Воинством Небесным, под предводительством Архистратига. Благодарная Русь воспела Пречистую Богородицу и Архангела Михаила в церковных песнопениях. Архистратигу посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Архангельские соборы стоят в Смоленске, Нижнем Новгороде, Старице, монастырь в Великом Устюге (нач. XIII в.), собор в Свияжске. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Один из главнейших храмов города Москвы - храм-усыпальница в Кремле - посвящен ему.

 

На иконах Архангелы изображаются в соответствии с родом их служения:

Михаил - попирает ногами диавола, в левой руке держит зеленую финиковую ветвь, в правой - копье с белой хоругвью (иногда пламенный меч), на которой начертан червленый крест. Гавриил - с райской ветвью, принесенной им Пресвятой Деве, пли со светящимся фонарем в правой руке и зеркалом из ясписа - в левой. Рафаил - держит сосуд с целительными снадобьями в левой руке, а правой ведет Товию, несущего рыбу. Уриил - в поднятой правой руке - обнаженный меч на уровне груди, в опущенной левой руке - «пламень огненный». Селафиил - в молитвенном положении, смотрящий вниз, руки сложены на груди. Иегудиил - в деснице держит золотой венец, в шуйце - бич из трех красных (или черных) вервий. Варахиил - на его одежде множество розовых цветов. Иеремиил - держит в руке весы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Введение во храм Пресвятой Богородицы

21 ноября / 4 декабря

 

 

О празднике Введения во храм Пресвятой Владыцицы нашей Богородицы и Приснодевы Марии

 

 

Введение во храм Пресвятой Богородицы совершилось, по сохраненным Преданием рассказам, следующим образом. Родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, молясь о разрешении неплодства, дали обет, если родится дитя, посвятить его на служение Богу.

 

Когда Пресвятой Деве исполнилось три года, святые родители решили выполнить свое обещание. Собрав родственников и знакомых, одев Пречистую Марию в лучшие одежды, с пением священных песней, с зажженными свечами в руках привели ее в Иерусалимский храм. Там встретил Богоотроковицу первосвященник со множеством священников. В храм вела лестница в пятнадцать высоких ступеней. Младенец Мария, казалось, не могла бы Сама взойти по этой лестнице. Но как только Ее поставили на первую ступень, укрепляемая силой Божией, Она быстро преодолела остальные ступени и взошла на верхнюю. Затем первосвященник, по внушению свыше, ввел Пресвятую Деву в Святое святых, куда из всех людей только раз в году входил первосвященник с очистительной жертвенной кровью. Все присутствовавшие в храме дивились необыкновенному событию.

 

Праведные Иоаким и Анна, вручив Дитя воле Отца Небесного, возвратились домой. Преблагословенная Мария осталась в помещении для девственниц, находившемся при храме. Вокруг храма, по свидетельству Священного Писания (Исх. 38; 1 Цар. 1, 28; Лк. 2, 37) и историка Иосифа Флавия, имелось много жилых помещений, в которых пребывали посвященные на служение Богу.

 

Глубокой тайной покрыта земная жизнь Пресвятой Богородицы от младенчества до вознесенья на небо. Сокровенна была и Ее жизнь в Иерусалимском храме. Если бы кто спросил меня, — говорил блаженный Иероним, — как проводила время юности Пресвятая Дева, — я ответил бы: то известно Самому Богу и Архангелу Гавриилу, неотступному хранителю Ее.

 

Но в Церковном предании сохранились сведения, что во время пребывания Пречистой Девы в Иерусалимском храме она воспитывалась в обществе благочестивых дев, прилежно читала Священное Писание, занималась рукоделием, постоянно молилась и возрастала в любви к Богу. В воспоминание Введения Пресвятой Богородицы в Иерусалимский храм Святая Церковь с древних времен установила торжественное празднество. Указания на совершение праздника в первые века христианства находятся в преданиях палестинских христиан, где говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь Введения во храм Пресвятой Богородицы.

 

В IV веке упоминание об этом празднике есть у святителя Григория Нисского. В VIII веке проповеди в день Введения произносили святители Герман и Тарасий, Константинопольские патриархи. Праздник Введения во храм Пресвятой Богородицы — предвозвестие благоволения Божия к человеческому роду, проповедь спасения, обетование Христова пришествия.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

МОСКВА, 26 дек - РИА Новости. Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй назвали важнейшими событиями уходящего года объединение Русской православной церкви за границей (РПЦЗ) с Московским патриархатом и выборы в Государственную Думу.

 

"В нашей Церкви, думаю, самым важным событием было воссоединение Русской зарубежной церкви с Матерью-Церковью, которое произошло каноническим подписанием акта о воссоединении 17 мая этого года в праздник Вознесения Господня", - сказал Алексий Второй, отвечая на вопросы журналистов об итогах года в жизни Церкви и государства.

 

В том, что "воссоединение органически входит в жизнь" патриарх убедился, совершая 29 ноября молебен перед чудотворной Курской Коренной иконой Божией Матери в кафедральном соборе Мюнхена. "Было около 400 человек молящихся, и я не почувствовал никакого намека на разделение, на средостение, которое культивировалось и продолжалось почти 80 лет", - отметил он.

 

"Для государства очень важным событием были выборы в Государственную Думу, и сейчас - та подготовка, которая идет к выборам президента Российской Федерации", - заявил патриарх.

 

"Думаю, это важнейшие события, которые произошли", - подытожил предстоятель РПЦ.

 

Он отметил также празднование в ноябре 2007 года 90-летия восстановления патриаршества на Руси. Патриарх подчеркнул, что в рамках этого юбилея из запасников музеев Московского Кремля Церкви был возвращен ковчег с частицей ризы Христовой - великой христианской святыни. "Другие святыни, которые сегодня еще находятся в Кремле, они будут постепенно возвращаться Церкви", - добавил Алексий Второй.

 

"Думаю, это важное событие, которое имеет отношение и к государству, и к Церкви", - заключил патриарх.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Игорь34

Рождество Христово

25 декабря/7 января

 

 

Господь наш Иисус Христос, Спаситель мира, родился от Пресвятой Девы Марии в царствование императора Августа (Октавия) в городе Вифлееме. Август повелел сделать всенародную перепись во всей своей империи, к которой относилась тогда и Палестина. У евреев был обычай вести народные переписи по коленам, племенам и родам, всякое колено и род имели свои определенные города и праотеческие места, потому Преблагословенная Дева и праведный Иосиф, как происходившие от рода Давидова, должны были идти в Вифлеем (город Давида), чтобы внести и свои имена в список подданных кесаря. В Вифлееме они не нашли уже ни одного свободного места в городских гостиницах. В известняковой пещере, предназначенной для стойла, среди сена и соломы, разбросанных для корма и подстилки скоту, далеко от постоянного местожительства, среди чужих людей, в холодную зимнюю ночь, в обстановке, лишенной не только земного величия, но даже обыкновенного удобства — родился Богочеловек, Спаситель мира. Таинство странное вижду и преславное,— с удивлением воспевает Святая Церковь,— Небо — вертеп; Престол Херувимский — Деву: ясли — вместилище, в них же возлеже невместимый Христос Бог (ирмос 9-й песни канона). Безболезненно родившая Богомладенца Пресвятая Дева, Сама, без посторонней помощи, повит Его и положи в яслех (Лк. 2). Но среди полночной тишины, когда все человечество объято было глубочайшим греховным сном, весть о Рождестве Спасителя мира услышали пастухи, бывшие на ночной страже у своего стада. Им предстал Ангел Господень и сказал: Не бойтеся: се бо благовествую вам радость велик), яже будет всем людем, яко родися вам днесь Спаситель, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове, и смиренные пастыри первые удостоились поклониться ради спасения людей Снисшедшему до рабия зрака. Кроме ангельского благовестия вифлеемским пастырям, Рождество Христово чудесною звездою возвещено было волхвам звездословцам, и в лице восточных мудрецов весь языческий мир, незримо для него самого — преклонил свои колена пред истинным Спасителем мира, Богочеловеком. войдя в храмину, где был Младенец, волхвы — падше поклонишься Ему, и отверзше сокровища своя, принесоша Ему дары: злато и ливан и смирну (Мф. 2, 11).

 

 

В воспоминание Рождества во плоти Господа нашего Иисуса Христа установлен Церковью праздник. Начало его относится ко временам Апостолов. В Апостольских Постановлениях говорится: храните, братия, дни праздничные, и во-первых день Рождества Христова, которое да празднуется вами в 25 день десятаго месяца (от марта). Там же, в другом месте сказано: День Рождества Христова да празднуют, в оньже нечаемая благодать дана человекам рождением Божия Слова из Марии Девы на спасение миру. Во II столетии на день Рождества Христова 25 декабря указывает святитель Климент Александрийский. В III веке о празднике Рождества Христова, как о бывшем прежде.. упоминает святой Ипполит Римский, назначая чтение Евангелия в этот день из 1 главы от Матфея. Известно, что во время гонения христиан Максимианом, в 302 году, никомидийские христиане в самый праздник Рождества Христова сожжены были в храме в числе 20 000. В том же веке, когда Церковь после гонения получила свободу вероисповедания и сделалась господствующей в Римской империи, праздник Рождества Христова находим во всей Вселенской Церкви, как можно видеть это из поучений святого Ефрема Сирина, святителей Василия Великого, Григория Богослова, святителя Григория Нисского, святителей Амвросия, Иоанна Златоуста и других отцов Церкви IV века на праздник Рождества Христова. Святитель Иоанн Златоуст в слове своем, которое он говорил в 385 году, называет праздник Рождества Христова древним и очень древним. В том же веке на месте пещеры Вифлеемской, прославленной рождением Иисуса Христа, равноапостольная царица Елена соорудила храм, о великолепии которого много старался державный ее сын. В кодексе Феодосия, изданном в 438 году. и Юстиниана — в 535, излагается закон о всеобщем праздновании дня Рождества Христова. В этом смысле, вероятно, Никифор Каллист, писатель XIV века, в своей истории говорит, что император Юстиниан в VI веке установил праздновать Рождество Христово по всей земле. В V веке Анатолий, патриарх Константинопольский, в VII — Софроний и Андрей Иерусалимские, в VIII — святые Иоанн Дамаскин, Косма Маиумский и Герман, Патриарх Цареградский, в IX — преподобная Кассия и другие, которых имена неизвестны, написали для праздника Рождества Христова многие священные песнопения, употребляемые ныне Церковью для прославления светло празднуемого события.

 

Впрочем, в первые три века, когда гонения стесняли свободу христианского Богослужения, в некоторых местах Востока Церквах Иерусалимской, Антиохийской, Александрийской и Кипрской — праздник Рождества Христова соединялся с праздником Крещения 6 января, под общим именем Богоявления. Причиной этого, вероятно, было мнение, что Христос крестился в день Своего рождения, как можно заключать об этом из слов святителя Иоанна Златоуста, который в одной из бесед своих в Рождество Христово говорит: не тот день, в который родился Христос, называется Богоявлением, но тот, в который Он крестился. К такому мнению могли подать повод слова евангелиста Луки, которые, говоря о крещении Иисуса Христа, свидетельствует, что тогда о Иисусу: лет яко тридесять (Лк. 3, 23). Празднование Рождества Христова вместе с Богоявлением в некоторых Церквах восточных продолжалось до конца IV века, в иных — до V и даже до VI века. Памятником древнего соединения праздников Рождества Христова и Богоявления доныне в Православной Церкви служит совершенное сходство в отправлении этих праздников. Тому и другому предшествует сочельник, с одинаковым народным преданием, что в сочельники должно поститься до звезды. Чин Богослужения в навечерия обоих праздников и в самые праздники совершенно одинаков.

 

День Рождества Христова издревле причислен Церковью к великим двунадесятым праздникам, согласно с Божественным свидетельством Евангелия, изображающего празднуемое событие величайшим, всерадостнейшим и чудесным. Се благовествую вам,— сказал Ангел вифлеемским пастырям,— радость велию, яже будет всем людем. Яко родися вам Спас, Иже есть Христос Господь, во граде Давидове. И се вам знамение: обрящете Младенца повита, лежаща в яслех. Тогда же внезапу бысть со Ангелом множество вой небесных, хвалящих Бога и глаголющих: слава в вышних Богу, и на земли мир, в человецех благоволение. Вей слышавший дивишася о глаголанных от пастырей о рождшемся Спасителе, и сами пастыри возвратишася, славяще и хваляще Бога о всех, яже слышаша и видеша (Лк. 2, 10–20). Так Рождество Христово, как событие высочайшее и чрезвычайное, сопровождалось дивной вестью пастырям и волхвам о всемирной радости для всех людей, яко родися Спас, Ангельским славословием родившемуся Спасу, поклонением Ему пастырей и волхвов,. благоговейным удивлением многих, слышавших слова пастырей, о родившемся Отрочати, славою и хвалою Его от пастырей. Согласно с Божественным свидетельством Евангелия, отцы Церкви в своих Богомудрых писаниях изображают праздник Рождества Христова величайшим, всемирным и радостнейшим, который служит началом и основанием для прочих праздников.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Татиана

Крещение Господне- праздник православной церкви, принадлежит к числу двунадесятых. Празднуется 6 января ст. ст. (19 января нов. ст.). В этот день вспоминается крещение Иисуса Христа Иоанном Предтечей (Крестителем) в реке Иордан. (Греческое слово, переданное на славянский и затем русский языки словом "крещение", более точно следует переводить словом "погружение". Иоанново Крещение было собственно очистительным омовением. Христианское же крещение понимается как взятие на себя креста и соотносится со словами Спасителя: "Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, возьми крест свой, и следуй за Мною" (Лк. 9; 23)). Крещение Иоанна Крестителя имело смысл духовно очищающего действия. Поэтому, когда Иисус Христос пришел креститься, Иоанн стал удерживать Его, говоря: "Мне надобно креститься от Тебя" (Мф. 3; 14), "Так надлежит нам исполнить всякую правду" (Мф. 3; 15) ответил Иисус. И когда Иисус крестился - "Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение!" (Лк. 3; 22). См. также Мф. 3; 13-17; Мк. 1; 9-11; Лк. 3; 21-22; Ин. 1; 26-34. Праздник Крещения также называется праздником Богоявления - так как в этот день Бог явил Себя явственно миру в трех лицах Своего Божества: Бог Сын - Иисус Христос принимал крещение в Иордане, Дух Святой нисшел на Него в виде голубя, Бог Отец засвидетельствовал Иисуса Христа гласом с неба. Накануне праздника Крещения Господня (Крещенский сочельник) установлен строгий пост. Всенощное бдение праздника Крещения состоит из великого повечерия, литии, утрени и первого часа. В день праздника и в день Крещенского сочельника совершается Великое водоосвящение.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Джулия Робертс

. Юбилеи и праздники

Торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти преподобного Серафима Саровского , проходят 1 августа в Дивееве Нижегородской области

 

 

icon.jpg

Торжественные мероприятия, посвященные Дню памяти и 20-летию перенесения мощей преподобного Серафима Саровского, проходят 1 августа в Дивееве Нижегородской области.

 

На соборной площади в Свято-Троицкого Серафимо-Дивеевского монастыря началось чинопоследование Божественной литургии. Литургию возглавляет Патриарший наместник Московской епархии митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий в сослужении 13 архиереев.

 

Как сообщается на сайте Нижегородской епархии, на праздничные богослужения в Дивеево прибыли правящие архиереи епархий Русской Православной Церкви: митрополит Крутицкий и Коломенский Ювеналий, митрополит Чебоксарский и Чувашский Варнава, архиепископ Нижегородский и Арзамасский Георгий, архиепископ Владимирский и Суздальский Евлогий, архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий, архиепископ Самарский и Сызранский Сергий, архиепископ Уфимский и Стерлитамакский Никон, архиепископ Йошкар-Олинский и Марийский Иоанн, архиепископ Вятский и Слободский Марк, архиепископ Почаевский Владимир, архиепископ Витебский и Оршанский Дмитрий, епископ Саратовский и Вольский Лонгин, епископ Краснослободский и Темниковский Климент, епископ Нарвский и Причудский Лазарь.

 

На торжествах присутствуют представители различных органов власти и другие официальные лица. Участие в богослужении принимают около пяти тысяч человек.

 

Ранее планировалось, что торжества возглавит Патриарх Московский и всея Руси Кирилл. Однако из-за болезни он был вынужден отменить свой визит в Нижегородскую область.

 

Как сообщалось ранее, Дивеево полностью готово к торжествам, посвященным дню памяти и 20-летию перенесения мощей преподобного Серафима Саровского. Накануне торжеств в разбитый в Дивеево палаточный лагерь прибыло около двух тыс. паломников. Они обеспечены едой, в лагере круглосуточно дежурят медики.

 

День памяти преподобного Серафима Саровского отмечается Русской православной церковью 1 августа. Преподобный Серафим Саровский, в миру Прохор Машнин, родился 19 июля 1759 года в городе Курске в благочестивой купеческой семье. В семнадцать лет он уже твердо решил оставить мир, и мать благословила его на монашеский подвиг своим медным крестом, с которым преподобный не расставался до конца жизни. Старец Киево-Печерской Лавры Досифей (преподобная Досифея) благословил Прохора идти спасаться в Саровскую Успенскую пустынь, на границе Нижегородской и Тамбовской губерний, известную строгим исполнением иноческих уставов и подвижнической жизнью насельников.

 

18 августа 1786 года послушник принял иноческий постриг с именем Серафим ("Пламенный") и в декабре 1787 года был посвящен в сан иеродиакона. В 1793 году святой Серафим был рукоположен в сан иеромонаха и положил начало подвигу пустынножительства и уединенной молитвы в лесной келлии, на берегу реки Саровки.

 

2 января 1833 года преподобный Серафим предал душу Господу во время коленопреклоненной молитвы перед иконой Богоматери. 19 июля (1 августа) 1903 года совершилось прославление угодника Божия.

 

1 августа 1991 года, в день памяти преподобного Серафима Саровского, его святые мощи были возвращены в Дивеевский монастырь 2 августа 1991 года Святейший Патриарх Алексий II впервые посетил город Саров.

(НИА "Нижний Новгород" - Арсений Соловей)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Lana

Меня всегда интересует вопрос - а где были мощи преподобного Серафима раньше, до передачи их в Дивеево?

 

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

"В 1920 году при советской власти ковчег с мощами Серафима Саровского был вскрыт, мощи передали в Москву в Музей религиозного искусства в Донском монастыре. Впоследствии след святых мощей затерялся. Вновь их обнаружили лишь в 1990 году в запасниках Музея религии в Санкт-Петербурге в Казанском соборе. В январе 1991 года мощи передали в Москву, а в июле 1991 года отправили крестным ходом в Свято-Троицкий Серафимо-Диевский женский монастырь. В 2003 году там состоялись торжества по случаю 100-летия канонизации этого святого".Так сообщает Башинформ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
kss60

Просить прощения в воскресенье, так на Руси заведено.

Простите меня, коль согрешил, а я простил вас давно

Share this post


Link to post
Share on other sites
Джулия Робертс

В Прощенное Воскресенье , прошу у всех попросить прощения кого обидела, и вы простите меня. :)

 

630ec251867f.jpg

Share this post


Link to post
Share on other sites
oledant

Напрасно во грехе ропщу:

Благославления ищу...

А нынче всё и всем прощу,

Как птах из клетки отпущу...

  • Like 1

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия

Сегодня Благовещение. В этот день, согласно библейскому преданию, Деве Марии явился архангел Гавриил и принес благую весть: у нее родится сын, который станет Спасителем мира. Посланник небес держал в руках белую лилию — символ непорочности.

 

Этот цветок изображают на всех благовещенских иконах. Еще один символ праздника — белый голубь. У дверей храма принято выпускать на волю птиц. С ними благая весть разносится по миру.

 

Патриарх Кирилл вместе с детьми выпустит голубиную стаю со ступеней Благовещенского собора Московского Кремля. В этом году Благовещение совпало с Лазаревой субботой — днем в память о чуде, которое совершил Иисус Христос, воскресив умершего Лазаря, сообщает НТВ.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Евдокия
cbb059a4b198.gif

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...