Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин
Шрекенсон

Основы православной культуры

Как Вы относитесь к введению ОПК в школах  

67 members have voted

  1. 1. Вы относитесь к введению "Основам православной культуры" (сокр. ОПК) в школах

    • Положительно
      36
    • Отрицательно
      23
    • Безразлично
      3
    • Другой вариант ответа (напишите)
      5


Recommended Posts

Шрекенсон

Прошу всех желающих принять участие в опросе и высказать свое мнение.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika

На мой взгляд, никакого вреда кроме пользы.

 

Другое дело, это должно быть на достойном уровне подготовлено и организовано.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay

Другой вариант (Крайне отрицательно).

Против религиоведения ничего против не имею, как факультатива.

 

Но именно выделение из всех религий и изучения основ исключительно православия считаю крайне негативным.

А если еще и обязаловка, а не факультатив , то вообще - мрак.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Шрекенсон
Против религиоведения ничего против не имею

 

1. Религиоведения или культурологии?

2. Почему изучение ОПК (заметьте не Основ православной РЕЛИГИИ (ОПР), а именно культуры (ОПК)) Вы считаете крайне негативным?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika

Какие только предметы в школе не вводили: ОБЖ (основы безопасности жизнедеятельности), москвоведение....

Ничего плохого не случилось, просто из любой программы можно сделать"конфетку", а можно тоску смертную. Все будет зависеть от уровня преподавания.

Я запомнила рабочую тетрадь по москвоведению - неинтересна и перегружена информацией. А учительница рассказывала своими словами и на прогулки по Москве их водили и возили, было детям хорошо.

Конечно, надо знать и свой город, и страну, и основы православной культуры нужны всем, как без этого понять историю России? Тем, кто в ней живет, надо ее понимать. А без прошлого нет будущего.

Никто не собирается переносить опыт пионерской организации на религию, строем креститься водить.....

 

Классе в 5 наших детей возили на экскурсию в Сергиев Посад. По дороге заехали в монастырь, монахиня в церковной лавке сказала кому-то из детей, что можно написать записочку о здравии мамы и папы .... Вы бы видели, как они их писали... Экскурсоводу и учительнице оставалось просто подождать минут 40, пока все дети выяснили, как и что надо делать. Я думаю, родители бы даже удивились, сколько тепла и нежности в душах детей, которые в обычной жизни и не слушаются, и с мнением родителей не очень считаются. Мальчики с репутацией хулиганов были в первых рядах.

 

Дети сами решат свои отношения с религией (если этот вопрос не определился раньше), но они же должны быть информированы.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika
Другой вариант (Крайне отрицательно).

Против религиоведения ничего против не имею, как факультатива.

 

Но именно выделение из всех религий и изучения основ исключительно православия считаю крайне негативным.

А если еще и обязаловка, а не факультатив , то вообще - мрак.

 

У меня вопрос - Вы против ОПК в какой стране или вообще? Я понимаю, что раньше была общая Киевская Русь. Но сейчас ситуация различается - и что в нескольких российских областях мне кажется хорошо, на Украине бы могло послужить еще одним поводом для раскола.

Что вы имели в виду под крайним отрицанием?

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest NataliGz
Другой вариант (Крайне отрицательно).

Против религиоведения ничего против не имею, как факультатива.

 

Но именно выделение из всех религий и изучения основ исключительно православия считаю крайне негативным.

А если еще и обязаловка, а не факультатив , то вообще - мрак.

SinSay, я не буду Вас убеждать в необходимости пересмотра взглядов. Вашей стране и так досталось... И Вы судите о предмете, возможно, имея личный опыт общения... И, все же, давайте подумаем. Действительно, речь ведь идет о культуре. О возрождении культуры и духовности народа. О том, что человек должен быть нравственным. И не раздаривать душу по мелочам. О том, что Бог есть любовь. И только. Я, честно говоря, сомневаюсь, что это знание сильно повредит нашим детям. Конечно, если они будут видеть, что человек, проповедующий им в школе нравственные поступки, за пределами школы поступает совсем не по заповедям, то ничего хорошего из этого не выйдет. Но это уже будут проблемы школы и проблемы общества. И родителей, в том числе. Главное, как мне кажется, заложить в человечке мысль, что хорошие люди это знали. А дальше - жизнь рассудит.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay
1. Религиоведения или культурологии?

2. Почему изучение ОПК (заметьте не Основ православной РЕЛИГИИ (ОПР), а именно культуры (ОПК)) Вы считаете крайне негативным?

 

1.Смотря что вкладывать в понятие "культурология".

Религиоведение - тут понятно, истоки, постулаты, сравнительный анализ. Есть из чего выбирать.

2.Потому что Россия (и Украина, кстати, тоже) - государство светское. Потому отдавание предпочтений (имею в виду "на государственном уровне")какой-либо одной из религиозных культур вызывает во мне чувство категорического неприятия.

"Основы религиозных культур" - не возражаю.

"Основы православной культуры" - приемлю только, как факультатив, и исключительно по желанию самих учащихся.

 

...монахиня в церковной лавке сказала кому-то из детей, что можно написать записочку о здравии мамы и папы ....

Вот в этом и вижу проблему: кто первый сказал, тому и поверят, вместо того, чтоб разобраться самим.

 

А зачем записки писать, если можно самому пожелать здравия маме и папе? :)

 

 

О том, что Бог есть любовь.

 

Вот если так будет, то я категорически против таких ОПК.

Потому что под соусом культурологии будут затуманиваться ( кто-то из верующих, возможно, скажет: "просветляться" :) ) неокрепшие детские мозги.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Herbst

Я против. Несколько причин.

 

1. Мы живем в многонациональном государстве. Давай посмотрим правде в глаза. Будет ли приятно еврею, татарину, католику (а таких немало), если их детей ОБЯЗУЮТ посещать этот предмет, сдавать экзамены?

 

2. Ввести подобный обязательный предмет - значит отбить у детей веру. Так же, как всем нам почти отбили охоту к классике. Теперь отбивают охоту к Булгакову. Мастер и Маргарита - теперь самый скучный и нудный роман века (вот так теперь).

 

3. Если и вводить, то Религиеведение - и только как факультатив, в которой рассматривались бы различные аспекты религий. Потому что в мире не одно православие. Основные религии - католичество, православие, иудаизм и ислам, протестантизм - они есть.

Share this post


Link to post
Share on other sites
cat_Begemot
Я против. Несколько причин.

 

1. Мы живем в многонациональном государстве. Давай посмотрим правде в глаза. Будет ли приятно еврею, татарину, католику (а таких немало), если их детей ОБЯЗУЮТ посещать этот предмет, сдавать экзамены?

 

2. Ввести подобный обязательный предмет - значит отбить у детей веру. Так же, как всем нам почти отбили охоту к классике. Теперь отбивают охоту к Булгакову. Мастер и Маргарита - теперь самый скучный и нудный роман века (вот так теперь).

 

3. Если и вводить, то Религиеведение - и только как факультатив, в которой рассматривались бы различные аспекты религий. Потому что в мире не одно православие. Основные религии - католичество, православие, иудаизм и ислам, протестантизм - они есть.

 

 

Ключевое - что предлагается предмет "Основы православной культуры"

т.е. преподают не "Закон Божий", не религиоведение, а именно основы православной культуры..

Ессно, что православной - ведь история России неразрывно связана с православием. Если живешь в России - то как не знать о ее истории, искусстве, культуре? А именно православная культура и была много веков в основе русского бытия.. Ведь элементарных вещей о культуре своей страны не знают иной раз...

Ничего плохого для еврея или татарина в том, чтобы знать культуру страны, в которой живешь..

Вероисповедание никому не навязывают..

 

Уж плохого-то для детей точно не будет...

 

а "Мастер и Маргарита" - каким был, таким и остался.. :)

во всяком случае, я не перестал мяукать... :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Narniec

cat_Begemot, РЕСПЕКТ! +1

 

 

Хватит ленивых отговорок! "выделение из всех религий и изучения основ исключительно православия считаю крайне негативным"! Надо выделять! и смотреть глубже пустоповерхностных газетных и телепубликаций на «религиозные» темы.

Пора заканчивать демагогию типа: «все религии одинаково равны, поэтому всерьёз изучением доктрины хотя бы одной из них я заниматься не буду» или «Чаво заниматься одной религией, ведь все религии равны, но всерьёз изучать хотя бы одну из предложенных жизни не хватит, что и мешает всерьёз заниматься всеми религиями никого не обижая. Лучше я просто посижу(лежу) телик посмотрю или в инете полазаю, заодно посмотрю никто там за изучение какой ни будь одной религии не ратует, а то надо напомнить ,что есть и другие религии, которые нельзя обижать своим вниманием».

 

Заявление о том, что надо изучать все религии – это декларация безразличия к данной теме.

Заявление о том, что надо изучать любую другую религию, кроме Православия – это уже позиция. Далее можно переходить к обоснованию.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest NataliGz
Вот если так будет, то я категорически против таких ОПК.

Потому что под соусом культурологии будут затуманиваться ( кто-то из верующих, возможно, скажет: "просветляться" :) ) неокрепшие детские мозги.

Простите, SinSay, эту фразу Вы написали в ответ на мое "Бог есть любовь". Возможно, Вы считаете, что фраза несет какой-то негатив. Я его не вижу. Не поясните?

Дальше.

Почему Вы считаете, что детские мозги "неокрепшие"? Работая с необычными детками, однажды приходишь к удивительному выводу: это у нас мозги "зашорены", извините за выражение, разными условностями и догматами. У них все намного проще. И они воспринимают добро и зло так, как их по всем нравственным законам воспринимать надо. Ведь не зря в храмах для того, чтобы взрослому причаститься, надо исповедоваться. А детям до определенного возраста - нет. Детей-инвалидов тоже не исповедуют в большинстве своем.

Возможно, это Вас не интересует. Но подумайте: свято место пусто не бывает. Или ребенок будет учиться на примерах хороших людей из истории своего народа, или на примерах дяди Васи из соседнего подъезда, который напившись гоняет тетю Машу. Поймите, на настоящий момент третьего не дано, увы.

Впрочем, может быть, я чего-то не знаю. Тогда предлагайте - с удовольствием Вас выслушаю.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest NataliGz
Насколько я знаю,вопрос не стоит так категорично-чтобы только Православию обучать.Я читал,что будет возможность выбора для детей- что изучать- Православие или другие религии.И все это будет факультативно-т.е. не в обязаловке.А вообще такие предметы очень нужны.
Гесер, поэтому и возникли разногласия, потому что в ряде областей России (в том числе в Белгородской и Рязанской области) "Основы православной культуры" - уже обязательный предмет. И, если у нас разговор об этом шел уже давно, "под него" создан в гос. университете теософский факультет, выпускающий учителей-предметников, и вообще проведена очень большая работа с населением, а, значит, проблем с введением его в школах не возникало, то во всех остальных областях, похоже проблемы появились. По крайней мере, судя по информации с Рязани, там народ возмущается... Скорее всего оттого, что не знает - а чему же там наших детей учить будут? :)

Попытаюсь объяснить откуда это название курса. Вообще-то говоря, его можно было бы назвать "основы духовной культуры" или как-то наподобие этого, потому что в основе любой религии лежит, как мне видится, стремление человека жить праведной жизнью, но тогда возникла бы проблема с миллионами православных людей в стране. Именно поэтому за основу взято православие. Но детей не обучают каким-то канонам, присущим только православию, а рассказывают о заповедях Христа, истолковать которые неверно весьма проблематично. Поэтому я и проголосовала за введение курса. То, что человечек с детства будет знать что такое хорошо, а что такое плохо, мне кажется, ему в жизни не повредит. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
Narniec
"под него" создан в гос. университете теософский факультет, выпускающий учителей-предметников,

 

Наверно, имелся в виду Теологический факультет. Теософия - это нечто другое. :D :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Guest NataliGz
Наверно, имелся в виду Теологический факультет. Теософия - это нечто другое. :D :)
Да, извините. :D

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay
Заявление о том, что надо изучать все религии – это декларация безразличия к данной теме.

Это не декларация.Это как раз и есть реализация той толерантности к другим религиям, о которой так распространяются в учебнике по ОПК.

 

Заявление о том, что надо изучать любую другую религию, кроме Православия – это уже позиция. Далее можно переходить к обоснованию.

И кто ж такое заявлял? Я говорю, что не надо выпячивать Православие на фоне других религий.

Т.е. выделение в отдельный предмет изучения основ православной культуры одновременно с неизучением основ неправославных культур - это, по меньшей мере, не очень взвешено :)

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika
А.С.Пушкин "Гаврилиада"

 

Как же не принуждает, а крестить младенцев неразумных?

Неужто те сами добровольно в веру обращаются :)

 

У Пушкина были довольно сложные взаимоотношения с православием, в молодости он сознательно отошел от него, но перед смертью пригласил священника, чтобы исповедоваться и причаститься.

 

Крестить "младенцев неразумных" - безусловное право родителей. К школьному курсу это никакого отношения не имеет, зачем мешать в одну кучу.

Другое дело, что зачастую дети крещены в Православие в младенчестве, но если крестные и родители - люди не воцерковленные, то никакого воспитания, даже в смысле элементарного кругозора они не получают.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika
Это не декларация.Это как раз и есть реализация той толерантности к другим религиям, о которой так распространяются в учебнике по ОПК.

И кто ж такое заявлял? Я говорю, что не надо выпячивать Православие на фоне других религий.

Т.е. выделение в отдельный предмет изучения основ православной культуры одновременно с неизучением основ неправославных культур - это, по меньшей мере, не очень взвешено :)

 

Мне кажется, что естественно сначала узнать именно историю православия. Чтобы потом возникло желание понять и смысл других религиозных течений. Это не отменяется, это один из этапов познания мира, просто не первый. Сравнения-то надо понять. Была где-то фраза (в теме про секты, кажется), что расхождения были по содержанию Символа веры. Что толку это говорить людям, которые не знают содержания Символа, не знают историю его возникновения и его роль.... ОПК - это духовный ликбез.

 

Разве кто-то начинает изучение иностранных языков раньше, чем своего? Мне кажется сравнение русского языка в этой аналогии с православными традициями уместно. Посмотрите историю древней Руси - образование княжеств, крещение.... князья Борис и Глеб - первые прославленные православные святые, княгиня Ольга, Владимир, Александр Невский.... История России и православия довольно долго были нераздельны, да и потом тесно переплетались, почему не надо это знать? И чего потом стоил отход от основ православия.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay
У Пушкина ...

Да, не в Пушкине дело. Я о цитатах классиков, как о средстве убеждения:)

Л.Н.Толстого, например, вообще от церкви отлучили.

 

Крестить "младенцев неразумных" - безусловное право родителей.

К школьному курсу это никакого отношения не имеет, зачем мешать в одну кучу.

Вот и я думаю, зачем в школьном курсе утверждать то, что так легко подвергается опровержению?

Т.е. утверждается, что никто не принуждается, но в то же время младенцы крестятся не по своей воле.

И право родителей на крещение детей я бы всё же назвал условным. Как и, например, обрезание.

 

Так ведь можно договориться, что если человек верит, что для того чтоб спастить, надо себя сигаретой прижигать каждый день, то и своего ребенка он тоже имеет право сигаретой жечь.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika
Так ведь можно договориться, что если человек верит, что для того чтоб спастить, надо себя сигаретой прижигать каждый день, то и своего ребенка он тоже имеет право сигаретой жечь.

 

Вот как раз ОПК - защита от всякой ересей, дурного самоволия или сотворения кумиров, которые неизвестно чему научат. При наличии определенного культурного слоя в обществе будет меньше чудиков с сигаретами.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay
Мне кажется, что естественно сначала узнать именно историю православия. Чтобы потом возникло желание понять и смысл других религиозных течений.

 

А мне кажется, что естественно начать с основ - истоков происхожения любых религий.

Почему люди верили сначало в одно, потом в другое, потом в третье?

Что служило толчком для изменения представлений о Мире?

И дойти до политических мотивов крещения Руси.

Потом перейти на политические мотивы введения предмета ОПК ;)

 

Разве кто-то начинает изучение иностранных языков раньше, чем своего?

А разве кто-то начинает изучение языка с синтаксического разбора слов или с пунктуации?

Нет, на мой взгляд, принципа последовательности.

Т.е. бац- православная культура - изучайте.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika
бац- православная культура - изучайте.

 

"Программа апробирована в школах различного типа с 1996 года

 

Программа учебного историко-культурологического курса "История религиозной культуры" разработана для 1–11 классов общеобразовательных школ, лицеев, гимназий. Курс получил широкое распространение как один из путей повышения качества базового образования по русскому языку, литературе, истории, обществоведению, граждановедению, мировой художественной культуре, региональным краеведческим курсам, ..."

 

это цитата из аннотации на учебник, на который дана ссылка выше.

Его 10 лет апробировали, в Белгороде специальный факультет создали, чтобы кадры заранее подготовить, а Вы говорите "бац".

Кстати, если регионы подготовились и решились, Бог в помощь. Православные в чужой монастырь со своим уставом не лезут, но хотят сохранить свои исконные сферы. Что плохого?

Вот Европа со своей толерантностью уже полной лопатой огребает.

И в Москве, кажется, уже православные в меньшинстве.

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay
"Программа апробирована в школах различного типа с 1996 года

 

ПРЕДМЕТ ИСТОРИИ РЕЛИГИОЗНОЙ КУЛЬТУРЫ

 

Тема1.ЧТО МЫ ЗНАЕМ О ПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ?

 

Темы ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ? я что-то не нашел.

 

По благословению Высокопреосвященнейшего Сергия, митрополита Солнечногорского, сопредседателя Координационного совета по взаимодействию Министерства образования России и Московской Патриархии РПЦ.

 

Т.е. всё-таки "бац".

Share this post


Link to post
Share on other sites
Mothaika
Темы ЧТО МЫ ЗНАЕМ О НЕПРАВОСЛАВНОЙ РЕЛИГИИ? я что-то не нашел.

Т.е. всё-таки "бац".

 

А вы уверены, что основы мусульманства в изложении православных устроят в первую очередь самих мусульман?

Может быть, лучше каждый останется в сфере своей компетентности.

Если в Татарстане введут основы мусульманской культуры, и дети, независимо от национальности и вероисповедания, будут их изучать, это вызовет такой же протест?

Кстати, Татарстан - часть России и русских там немало, поэтому логично изучать и то, и другое .

 

ИМХО, экзаменов быть не должно (но про них я не читала)

Share this post


Link to post
Share on other sites
SinSay
А вы уверены, что основы мусульманства в изложении православных устроят в первую очередь самих мусульман?

 

А почему именно в "изложении православных"?

Создать, если его еще нет, комитет по сотрудничеству Мусульманской религиозной общины с Министерством Образования.

И пусть изложат сами мусульмане основы своей религии.

 

И аналогично подпишут учебник "Одобрено Верховным Муфтием ..." или главы учебника.

И другие конфессии подключить "Что мы знаем о Протестанстве, Католичестве, Лютеранстве ...."

 

Вот тогда я увижу толерантность, а не насаждение Православия, одобренное Правительством РФ.

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...