Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин
Татиана

Храм Тихвинской иконы Божией Матери

Recommended Posts

Армеец

Сегодня нашему храму 630 лет

Поздравляю с Престольным праздником!!! :post-10-1121931376: :post-10-1121931376: :post-10-1121931376:

Share this post


Link to post
Share on other sites
Армеец

Неслышащие православные молятся голосом и жестами

 

18 лет назад в бывшем Симоновом монастыре открылся первый в России храм для неслышащих людей

 

art_1_foto105653.jpg

 

art_2_foto105654.jpg

 

art_3_foto105655.jpg

 

Слезинка воска тает на свече. Справа от царских врат священник за аналоем непривычно для меня читает Херувимскую песнь. «Всякое ныне житейское отложим попечение» – долетают слова.

Произнося «попечение», иерей показывает руками так, будто отодвигает в сторону что-то тяжелое. Стоящие напротив верующие глазами «читают» и вторят такими же движениями. От выглянувшего за окном солнца на освещенной стене храма проступают жесты-слова общей молитвы.

Необычные богослужения проходят в православном храме Тихвинской иконы Божией Матери бывшего Симонова монастыря. Вот уже 14 лет тут совершают службы одновременно голосом и жестами. С 1993 года по благословению патриарха Алексия II этот храм передали общине неслышащих и слабослышащих православных христиан. Первые молитвы после 80 лет вынужденного безмолвия при советской власти зазвучали из уст неслышащих людей.

 

Язык создавали сами

Храм для служения на жестовом языке выбрали не случайно. Главное требование к архитектуре здания – оно не должно было иметь внутренних столпов, мешающих неслышащим видеть малейшие манипуляции пальцев служителя. И еще находиться в центре города, что немаловажно для людей из удаленных районов столицы.

А многие прихожане приезжают из Подмосковья и близлежащих областей, тратя на дорогу больше трех часов.

– «Вначале было слово…» и этого слова они были лишены, – я слушаю неторопливый рассказ о. Андрея, настоятеля храма Тихвинской иконы Божьей Матери бывшего Симонова монастыря.

Для первой литургии попробовали привлечь сурдопереводчиков. Но практики перевода богослужений, которые ведутся на церковно-славянском языке, на жестовый язык не было, как не было и подходящих жестов, понятных неслышащим. Пришлось о. Андрею самому стать переводчиком и заговорить на «языке рук». Неслышащие люди подсказывали, как найти правильный жест, который бы соответствовал смыслу церковно-славянского языка.

– Слово «грех» – большими пальцами показываем направление к сердцу – словно стрелы, пронзающие человека, – объясняет о. Андрей. – «Богородица» – сложный жест, не сразу появился. Он состоит из двух слов: «Бог» и «рождение». Жест, показывающий путь рождения младенца, использовать нельзя. С догматической точки зрения мы вступаем в противоречие. Ведь Богородица осталась девой, мы не знаем, как Христос родился. С помощью неслышащих людей мы нашли замену этому жесту, изображая младенца, которого женщина качает на руках.

 

Без запинки, будто слышат

Всю службу настоятель и помогающий совершать литургию священник обращены лицом к прихожанам. Царские врата сделаны по-особому. Они низкие, и даже когда во время приготовления причастия батюшка молится в алтаре за закрытыми вратами, его слова звучат и видны прихожанам: «Приимите, едите, сие есть Тело Мое…» И благоговейно крестятся верующие.

В богослужении нет никаких пауз, как будто каждый его участник может слышать. А ведь из трех священнослужителей храма слышащий лишь отец настоятель – протоиерей Андрей (Горячев).

Диакон о. Павел (Афанасьев) – слабослышащий, а священник о. Валентин (Терехов) – неслышащий.

На службе о. Валентин стоит вполоборота и видит жесты о. Андрея. Богослужение совершается неспешно, в одном ритме, что помогает уловить этот ритм и подстроиться.

После литургии узнаю, что о. Валентин потерял слух во время службы в армии. И первое время не мог обрести себя ни среди слышащих, ни в рядах неслышащих. Потом стал прихожанином Тихвинского храма, пошел на курсы жестового языка, стал чтецом-сурдопереводчиком, а через некоторое время окончил Свято-Тихоновский Богословский институт и был рукоположен в сан священника. Он – единственный православный неслышащий священник.

В храме Тихвинской иконы Божией Матери из 16 работающих 13 – инвалиды по слуху.

 

«Особенным» прихожанам сложнее выразить мысль

Часть храма отгорожена ширмой. Время от времени батюшка вызывает прихожан, и они скрываются за ней от посторонних глаз. Там совершается «тайна исповеди». Так неслышащий чувствует себя более защищенным: никто не может, пусть и случайно, увидеть движения его рук, понять, что он говорит.

«Особенным» прихожанам сложнее сосредоточиться и выразить свои мысли. Исповедь поэтому проходит дольше обычного.

– Вначале, когда я служил один, на Вербное воскресенье к нам приехали 40 неслышащих паломников из Волгограда.

Все они исповедовались впервые в жизни. Поэтому служба закончилась в 11 часов вечера.

Между тем, по нормам сурдопереводчиков, уже через полчаса работы на языке жестов нужно делать перерыв. В центре храма на аналое лежит икона Богородицы «Умягчение злых сердец». Образ написал слабослышащий верующий, и икона уже 6 лет мироточит. Гирлянды цепочек и колец – как видимые свидетельства благодарности за чудесную помощь – украшают Божию Матерь.

Замечаю, что некоторые иконы установлены в храме парами: два образа целителя Пантелеймона, два – святителя Николая Чудотворца. Один из образов – резной, чтобы слабовидящие и незрячие могли прикоснуться и «прочитать» руками. С 2000 г. в храм стали приходить слепо-глухие люди.

– В первый момент это было потрясением для наших прихожан, – вспоминает настоятель, – они увидели, что есть люди, которым еще тяжелее, еще труднее, чем им. И сразу же начали помогать: в руках слепо-глухого человека стали переводить жесты, которые видели во время службы. Вот таким образом слепо-глухие люди воспринимали службу через тактильный перевод.

Хора здесь нет. Сами прихожане речитативом произносят все, что в обычном храме поет хор. Они «поют» как могут: кто словами, кто звуками, кто жестами, кто мимикой, стараясь воспроизвести слова.

 

Благая весть на всех голосах

Чтобы подать записку на молебен, подхожу к свечному ящику. Девушка, которая только что «подпевала» жестами вместе с другими прихожанами «Отче наш», прекрасно меня понимает.

Те, кто здесь уже около 20 лет, свободно могут общаться с говорящими людьми. А ведь поначалу сам факт общения в многоголосом мире вызывал страх. Сейчас инвалиды по слуху самостоятельно ездят в паломнические поездки и могут исповедаться у священника в обычном храме.

– Я спрашиваю у них: «А как же ты понимаешь, какой момент службы?» «Да очень просто – отвечают они, – Если первый раз диакон вышел, значит, начало службы. Когда второй раз вышел – «паки и паки». Они знают наизусть всю службу.

Один случай порадовал о. Андрея и поразил до глубины души. В храм пришла женщина и рассказала, как после смерти супруга нигде не могла найти утешения. «У вас здесь я так душевно поговорила с глухой работницей свечного ящика. Она, глухая, меня так утешила, так поддержала», – благодарила за участие женщина.

К сожалению, бывает и другая реакция. Не всякий может набраться терпения и слышать голоса глухих.

…Раннее утро, но, на удивление, спать не хочется вовсе. Присутствие полное, удивительная сосредоточенность.

Посторонним мыслям нет места: слух и зрение дают так много информации сознанию. К концу службы мне уже самой хочется сбросить скованность и включиться руками в литургию. Я чувствую, вижу и понимаю, как Евангелие проповедуют на «иностранном», таком понятном, языке жестов.

 

Справка «ВМ»

В Москве инвалидов по слуху (по данным бюро медико-социальной экспертизы) 6062 человека. На учете Московского общества глухих стоят 11 869 человек (в том числе 2 тысячи детей).

Сейчас во всех округах Москвы действуют 70 клубов общения глухих, которые работают на базе центров социального обслуживания.

 

Кстати

Когда-то величественный Симонов монастырь, основанный в XIV в. учеником Сергия Радонежского Федором, насчитывал 6 храмов. За годы советской власти 5 из них взорвали, а огромный белокаменный собор Тихвинской иконы Божией Матери уцелел лишь чудом. Из пяти башен остались всего три. Монастырские постройки, имеющие около 70% износа, нуждаются в реставрации.

Храм стал родным домом для более чем 100 неслышаших и слабослышащих. Община храма окормляет 7 интернатов для неслышащих и слабослышащих детей в Тамбовской, Брянской, Калужской и других областях России.

В этом году 11 декабря бывший Симонов монастырь отмечает 630-летие.

 

ЧИТАЕМ ВМЕСТЕ

Почему непопулярна профессия сурдопереводчика?

Кирилл ЩИТОВ, депутат Мосгордумы:

– Эта профессия достаточно сложная, как и любой труд, связанный с лицами с ограниченными физическими возможностями. К сожалению, не все готовы к открытой работе с такими людьми. Это психологически тяжело.

 

© Вечерняя Москва

Share this post


Link to post
Share on other sites
Татиана

Голосом и жестом

 

27 октября, 2009

В « Настольной книге священнослужителя » протоиерея Григория Дьяченко говорится о том, что священник может исповедовать глухого или слабослышащего человека, оценивая только его эмоциональное состояние. Если на его лице и в его поведении читалось покаянное чувство, то исповедь принималась без словесного общения. « Получается, что слабослышащий инвалид не мог выразить боль, которая была у него внутри, не мог облегчить свое духовное состояние, — рассказывает протоиерей Андрей Горячев , настоятель храма Тихвинской иконы Божией матери. — В нашем приходе мы сумели коренным образом изменить эту ситуаци ю» . Сегодня богослужения в храме проводятся на языке жестов. На этом же языке священники принимают исповедь — за специальной высокой ширмой, чтобы жестов не было видно. Сами же священники и диакон служат одновременно голосом и жестами лицом к прихожанам. Храм Тихвинской иконы Божией Матери Патриаршего подворья Симонова монастыря — единственный в Москве, где церковная жизнь ориентирована на слепоглухих и неслышащих людей.

До 2001 года здесь все было по – другому: перевод службы осуществлял специальный сурдопереводчик. Но от этой практики решили отказаться. « Дело в том, что неслышащий человек терялся, не зная, на кого смотреть — на сурдопереводчика или на священника, — рассказывает отец Андрей. — А поскольку для инвалида по слуху зрение служит единственным способом получения информации, то человек сбивался, не мог сосредоточиться и погрузиться в службу » . И тогда решили, что вести службу одновременно голосом и на языке жестов должны сами священники.

Вскоре двое прихожан, выпускники Православного Свято – Тихоновского гуманитарного университета —неслышащий Валентин Терехов и слабослышащий Павел Афанасьев —приняли саны иерея и диакона. По словам отца Андрея, они стали первыми в стране священнослужителями, которые несут Божье слово на своем родном жестовом языке.

Жестовый язык богослужений — калькирующий: каждое слово переводится на жест. Создавать этот язык общине Тихвинского храма приходилось фактически с нуля, ведь раньше в России не было опыта служб на таком языке. В его разработке участвовали не только клирики, но и сами прихожане: священники объясняли им чинопоследование службы, смысл слов, который должен дойти до сознания и души человека, а носители языка жестов предлагали свои варианты.

Здесь возникает множество трудностей. « Уровень интеллектуальных возможностей наших прихожан сильно различается, — говорит отец Андрей. —Поэтому одна из серьезных проблем для нас —это неполное понимание обращенной к неслышащему речи, которая дублирована жестом. Следовательно, в нашем случае процесс духовного просвещения может быть только индивидуальным, поскольку обратиться к людям с « унифицированной » проповедью с амвона —недостаточно. По сути, исповедь в нашем храме одновременно выполняет функции и проповеди, и даже воскресной школы » .

Службы в Тихвинском храме в силу своих особенностей оказываются продолжительнее, чем в обычной церкви. Но это никого не смущает. « У нас нет прихожан, которые живут рядом с храмом, —рассказывает отец Андрей. — Неслышащие приезжают к нам не только из Москвы и Московской области, но и из соседних областей. Тратят на дорогу от двух до четырех часов. Я считаю, что для неслышащего человека — это в каком – то смысле духовный подвиг. К тому же они приезжают, подготовившись к Причастию — натощак. После службы помогают по храму. И только потом уезжают домой. Думаю, что не всякий здоровый человек готов совершать такой подвиг регулярно »

 

 

 

В храме Тихвинской иконы Божией Матери нет церковного хора —так решили сами прихожане. Когда – то хор – был, но неслышащие чувствовали себя неуютно, поскольку время, которое затрачивается на сурдоперевод песнопения, не совпадает со временем его исполнения. Получалось, что переводчик уже закончил перевод, а хор еще поет. И неслышащий не мог понять, что происходит. « Когда мы отказались от хора, то сами прихожане вместе со священником, диаконом и чтец о м одновременно голосом и жестами стали проговаривать то, что в обычном храме исполняется хором. И это имело огромное психологическое и духовное значение, так как неслышащие стали более активно участвовать в службе » , —считает отец Андрей.

А главное, подобное « нововведение » позволило инвалидам хорошо выучить последовательность службы, свободно в ней ориентироваться. Теперь неслышащие могут участвовать в богослужениях в любом обычном храме. А кроме того, хорошо освоившись в Церкви, они даже получили возможность ездить в паломнические поездки вместе со слышащими. « Духовное окормление неслышащих людей дает начало их настоящей социальной реабилитации, —утверждает отец Андрей. —Они способны начать общение с обычными людьми, или, как они их называют, ”говорящими”, и понять друг друга » .

В Тихвинский храм ходят не только неслышащие —есть среди прихожан и вполне здоровые люди. По их словам, такая служба, когда сами неслышащие произносят молитвы, стараясь использовать одновременно свой собственный голос и жесты, кажется поначалу очень странной. Но со временем к этому не только привыкаешь, но и начинаешь ощущать, что молитва инвалида, возможно, является даже более искренней, чем у обычных людей.

« Для меня, как для духовника общины слабослышащих, особая радость — видеть, как неслышащий впервые во время службы начинает пользоваться своим голосом, — говорит отец Андрей. —Это сродни чувству, когда родитель впервые слышит, как его ребенок произносит какое – то слово » .

 

 

 

В 2000 году в Тихвинский храм впервые пришли слепоглухие. Для слабослышащих это стало потрясением, потому что они вдруг увидели, что в мире есть люди, которым еще тяжелее: вновь пришедшие не только не слышали, но и не видели. « Моя духовная радость была в том, что слабослышащие сразу же принялись помогать слепоглухим, причем без дополнительных подсказок, —вспоминает отец Андрей. —Они начали жестами переводить для человека все, что видели глазами, то есть брали руки слепоглухого и повторяли ими те жесты, которые делали священник и диакон. И в этом заключается еще одна наша общая победа: неслышащий вышел из круга только своих проблем, он почувствовал горести ближнего, и тогда в нем родилось сострадание » .

А еще инвалиды уже начали помогать воцерковляться… здоровым. « Однажды ко мне в храме подошла совершенно нормальная женщина со словами благодарности, —привел один пример отец Андрей. —Она рассказала, что потеряла мужа. В отчаянии пришла в обычный храм в поисках утешения. Но, к сожалению, не нашла участия и теплоты. Она сказала: ”Ноги почему – то привели меня в ваш храм. И я так душевно поговорила с вашей неслышащей работницей у свечного ящика! Она меня утешила и поддержала!” Меня поразили эти слова. Как происходила их беседа —понять не могу. Но она состоялась. Можно назвать это как угодно, в частности интеграцией инвалида в общество. Но для меня совершенно очевидно: в этой неслышащей прихожанке говорила душа » .

Материал спецвыпуска журнала «Фома»: Знаки равенства.

Share this post


Link to post
Share on other sites
Татиана

В московском храме молятся и исповедуются жестами

 

Ирина Власова

«Мой район»

16 октября 2009

 

Богослужения в храме Тихвинской иконы Божией Матери проходят одновременно голосом и на языке жестов.

 

popi_520.jpg

 

 

Прихожанка Наталья Ежова помогает священнику Валентину Терехову вести службу. Она слабослышащая. Фото Евгения ГЛАДИНА

 

 

Храм для особенных богослужений выбирали такой, чтобы не было колонн и священника было видно с любой точки зала. В церкви можно исповедоваться жестами — место для исповеди отгорожено ширмой. Слепоглухие воспринимают службу с помощью тактильного перевода.

На службы приезжают люди из других городов. Приходят сюда и те, кто слышит нормально. «Я не понимаю языка жестов, но от службы в восторге», — рассказывает Елена Паршина. «Нас сюда тянет», — говорит Михаил Перов. Он посещает храм с женой и детьми.

 

1_400.jpg

 

2_400.jpg

 

glavnaya_520.jpg

 

Священник Валентин Терехов (вверху) проводит литургию в храме Тихвинской иконы Божьей Матери на улице Восточной (метро «Автозаводская») в воскресенье 11 октября. На эту службу приехала делегация верующих из Воронежа — 40 человек. Фото Евгения ГЛАДИНА

Share this post


Link to post
Share on other sites
Улыбка

Здравствуйте, дорогая Татьяна! Я была в Вашем храме, два месяца жила поблизости , на ул. Автозаводская в конце 2006 года.

Познакомилась с настоятелем о. Андреем, с добрыми помощницами Галиной и Татьяной. Бывала на службах в приделе: служил о. Валентин. поразили выразительные жесты во время псалма 90 " Живый в помощи Вышняго" и Херувимской, жесты, как обращаются к святым, протягивая к ним ладони...там же происходило истечение елея на иконе Божией Матери " Умягчение злых сердец".

После виденного я записала:

 

АНГЕЛ БЛАГОЕ МОЛЧАНИЕ

 

Природе оссиянной Дева на Покров

подарит разноцветно-тихие снега.

Хотя цари несли иконам жемчуга,

Пречистою Невестою осталась вновь.

 

Кантаты древние немым, без слов,

Распевы плавные глухим, без звуков.

Масличный взгляд , любя, потреплет ухо.

В волнении от пальчиков ловлю тепло.

 

Их взмахи не простые жесты - знаки -

Премудрость для душевно-зрячих,

когда без суеты молитвою горячей

Глухонемые Херувимскую поют.

 

В раю обнявшись, хором непривычным

Мы Матерь Света в песнях возвеличим

Жалея нас,и Дева нежным мирром плачет,

И плачу я, когда перед крестом стою.

 

Не перестану у Креста другим желать

Такой же верной преданности сына.

Остаться ради молодой-красивой.

И детям прежде нас не умирать.

 

Тут батюшка младенца обнимает,

как любящая мать его качает -

"От злых сердец" икона нам внимает

и Дева батюшке ребёнка доверяет.

 

Родное Небо тут как дома, и на службе -

предельно просто со святыми говорят,

к их образам возденут знаки дружбы,

невольно уловлю и на себе их взгляд.

 

И тихую простую душу будут слушать.

На сокрушённых сердцем Ангела крыла,

Молчание Благое плечи покрывает -

тут истинное Слово наяву благоухает.

Лена Лисицына

А вчера у меня был такой случай: в храме ВСЕХ СВЯТЫХ в нашем городе в Введенском приделе идет ремонт, там через месяц планируется вести службы для инвалидов, которые состоят в обществе слепых. Староста принял в дар резные деревянные иконы для людей с ограниченными возможностями, лишенных зрения. Но вот молитвословов для слепых нет нигде в городе.

 

Видела в церкви во имя иконы Божией Матери Тихвинская недорогие молитвословы, в которых есть основные православные молитвы. Нам бы таких книжечек штук 5 хотя бы. Все расходы будут оплачены. И хотя бы один

экземпляр песнопений. Могу выслать авансом 400 рублей.

Edited by Улыбка

Share this post


Link to post
Share on other sites
oledant

4 декабря, в 14 часов в малом зале ДК ЗИЛ (метро Автозаводская в Москве) будут проводиться мероприятия, посвящённые 20-летию Православглй общины инвалидов по слуху и слепоглухих Храма Тихвинской иконы Божбей матери (Симонов монастырь, м.Автозаводская).

Вход свободный.

Приглашаются все желающие.

В программе: фильмы, песни, всё о Симоновом монастыре...

Передайте своим друзьям

Edited by oledant

Share this post


Link to post
Share on other sites

Create an account or sign in to comment

You need to be a member in order to leave a comment

Create an account

Sign up for a new account in our community. It's easy!

Register a new account

Sign in

Already have an account? Sign in here.

Sign In Now

×
×
  • Create New...