Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин

Люси's блог

  • entries
    8
  • comments
    58
  • views
    35,055

Возвращение слуха. Часть седьмая

Люси

4,048 views

В сентябре прошлого года я вновь приехала в Петербург в клинику НИИ ЛОР по адресу ул. Бронницкая, 9. Цель в этот раз была – подключение и первая настройка второго кохлеарного импланта (КИ). Напомню: в мае прошлого года я сделала вторую операцию КИ (на правое ухо). На левое ухо КИ сделали и подключили в феврале 2012 года. По прибытии в клинику меня сразу отправили на подключение. Всё повторилось в точности, как и в первый раз – компьютер, провода, соединяющие с процессором, настройка программы, выравнивание громкости по всем частотам. Только в этот раз подключение проводил профессор Виктор Иванович Пудов.

Виктор Иванович работает в НИИ ЛОР уже 40 лет. По профессии он врач сурдолог. В 1997 году в НИИ ЛОР провели первую операцию КИ. Операции эти дорогостоящие, а государственного финансирования ещё не было, поэтому в конце 90-х оперировали всего 5-6 человек в год. Затем количество пациентов КИ увеличилось за счёт детей. Расходы на КИ глухих малышей до трёх лет взяло на себя государство. Сейчас гос.казна оплачивает кохлеарную имплантацию всем россиянам без ограничения возраста, тем, кому эти операции показаны. Вот поэтому количество пациентов с КИ в Питерском НИИ ЛОР многократно увеличилось. В настоящее время здесь имплантируются в среднем 500 человек в год, обретая возможность слышать. Тысячам взрослых и детей подключил речевой процессор (РП) профессор Пудов. И всегда первый его вопрос после подключения – Вы меня слышите? - Этот же вопрос он задал мне. Я услышала его сразу. Если после подключения первого РП (на левое ухо) первые звуки больше напоминали марсианские сигналы (ЦИ,ЦИ…), то после подключения правого процессора (при отключенном левом), я сразу стала понимать речь, точно так же, как понимаю левым через 1,5 года после занятий по разборчивости речи. Объясняется это тем, что центр слуха в голове один, и он сразу же начал работать в отношении вновь подключенного «уха». Неделю после подключения я ходила только с правым РП специально для того, чтобы мозг обратил внимание на звуки от нового РП.

Каждый день проводились занятия с сурдопедагогом, логопедом, каждый день Виктор Иванович настраивал и совершенствовал программы. Всего мне установили четыре программы. Через неделю сделали аудиограмму слуха с новым РП. Оказалось 85-90% (на разных программах). Этот показатель считается нормальным после настройки РП, он соответствует первой степени потери слуха. После этого мне разрешили носить два РП, на обоих ушах. Двусторонний слух мне очень понравился, громкий, звонкий, и сразу понятно, с какой стороны доносятся звуки. Ещё неделю Виктор Иванович настраивал оба РП, подгоняя программы. Затем опять сделали аудиограмму с левым и правым РП по отдельности. Наконец, после 2-недельного пребывания в клинике НИИ ЛОР меня выписали домой. Напоследок вручили чемоданчик от фирмы MED-EL с запчастями к РП, зарядником, простыми и аккумуляторными батарейками, сушильной камерой для РП и прочим.

Надо сказать, что начиная с того дня, когда мне разрешили носить оба РП, я никогда не ходила только с одним. Это всё равно, что смотреть на мир одним глазом или двумя. Оба РП как-то дополняют друг друга. Правым лучше слышны низкие звуки, левым более высокие. Помню, когда я приехала домой из Питера, уже с двумя РП, и включила музыку, меня поразило, что в одной из песен я слышу музыку правым ухом, а голос певицы – левым. Своеобразный стереоэффект. Так слышно, конечно, не каждую песню. Обычно музыку и песни слышу обоими «ушами», хоть и немножко по-разному. Но главное, это не раздражает, нет диссонанса двух РП.

Сразу же после возвращения из Петербурга я снова стала заниматься с логопедом. Конечно, лучше бы сказать, с сурдопедагогом, ведь такие занятия проводят сурдопедагоги. Но так как в нашем посёлке нет ни одного сурдопедагога, а почти в каждом детском садике есть логопед, поэтому и пришлось логопеду замещать сурдопедагога. Итак, мы занимаемся ежедневно по часу, кроме выходных. Ещё до отъезда в Питер на занятиях начали читать книгу Э.Успенского «Дядя Фёдор, Пёс и Кот». Поначалу было трудно. За 30 минут осиливали 2-3 страницы. Половину времени логопед Надежда Ивановна открывала своё лицо, чтобы я могла прочесть с губ. После возвращения из Петербурга, когда я носила уже оба РП, дело пошло намного быстрее. За всё занятие лишь несколько раз Надежда Ивановна открывает своё лицо, на особо трудных словах, которые мой мозг никак не может расшифровать. К Новому году, т.е. за 4 месяца, мы прочли уже 4 книги Э.Успенского из этой серии про дядю Фёдора. Но наши занятия состоят не только из чтения книг. Очень важным оказался метод «открытого выбора». Суть его вот в чём. Берётся таблица с любыми словами, длинными или короткими, существительными, глаголами, прилагательными – без разницы - любыми. Логопед закрывает своё лицо щитком (пяльцы с натянутой тканью), листок со словами тоже загораживает, чтобы я не видела, и читает мне эти слова. Я повторяю каждое услышанное слово. Если я слово поняла неправильно, произнесла сходное по звучанию, логопед пишет в тетради первую букву правильного слова, и снова произносит его. Если и это не помогло, записывает всё слово и то слово, которое я произнесла. Так за занятие накапливается 10-20 неправильно понятых мной слов. Следующее занятие мы начинаем с того, что логопед произносит все эти слова, и правильные, и неправильные. После повторения звучание этих слов я запоминаю накрепко. Такое занятие заставляет мозг быстро соображать, ориентируясь в звучании слов, и как следствие, улучшается разборчивость речи. Вообще Надежда Ивановна сказала мне, что с двумя РП разборчивость стала намного лучше. Да я и сама это почувствовала. Послушав на плеере записанные стихи-потешки, вдруг разобрала много новых слов, которые с одним РП понять не могла. Очень понравилось смотреть по компьютеру, в наушниках, мультфильмы без субтитров. Если речь героев мультфильма не заглушает шум и музыка, то я её чаще понимаю, чем не понимаю. И не только в старых мультфильмах, которые я помню с детства. Но и мультфильмы, выпущенные уже после того, как я оглохла, я слышу чётко и ясно. Конечно, не все произнесённые в мультике слова понимаю, но около половины слов разбираю. С телевизором дело обстоит сложнее. Там речь слишком быстрая и внимание отвлекают зрительные образы. Тут скрыта ещё одна проблема. За 40 лет глухоты я привыкла видеть и «слышать» глазами. И сейчас остаётся большая опора на зрение и слишком маленькая опора на слух. Это заметила ещё в сентябре сурдопедагог в Питере. «Вот зачем вы повернулись? Ведь вы же правильно назвали то, что услышали. Зачем же вы повернулись, чтобы посмотреть и убедиться? Вы не доверяете своему слуху, сами создаёте себе проблемы». Так говорила мне сурдопедагог на занятии по проверке звучания разных музыкальных инструментов. Я думаю, что со временем эта проблема исчезнет, и опора на слух будет занимать не меньшее место, чем опора на зрение. Вот почему люди, потерявшие слух сравнительно недавно (1-2 года в глухоте), быстро начинают разбирать речь. У них ещё не успела сформироваться слишком большая опора на зрение, и жестов они не знают, и по губам читать не умеют.

Кстати, в сентябре в клинике НИИ ЛОР в одной палате со мной лежала женщина из Оренбурга Ольга Т., 40 лет. Слух потеряла в 20 лет от уколов гентамицина. Тотальная глухота на оба уха, СА не было никогда. Весной ей сделали операцию КИ на правое ухо. Поключили РП ей в один день со мной. Только у меня подключали второй РП, а у нее первый. Вторую операцию она пока делать не собирается. Так она с первых минут после подключения начала слышать почти всё! В нашей палате стоял телевизор, она с первого вечера стала понимать речь в телепередачах. Я лично проверяла у неё разборчивость – закрывала своё лицо и произносила числа, дни недели, месяцы, цвета и много ещё разных слов. И ни разу она не ошиблась, всё чётко слышала без повторений. Это настоящий феномен! Как сказали врачи в НИИ – такое бывает, хотя и очень редко.

Ну а мне над разборчивостью с КИ ещё работать да работать. Хотя то, что есть сейчас, мне очень нравится. Я хорошо слышу музыку, особенно ритмичную. Если текст перед глазами, то чётко слышу слова песен. Слушать музыку и песни мне очень нравится. Могу свободно общаться с людьми, глядя на их губы (до операции КИ это было невозможно, ведь по губам я понимала плохо). Я начинаю разбирать речь в мультфильмах, потому что там говорят чётко и не быстро. Слышу все домашние шумы – шум газовой горелки, льющейся воды, закипающего чайника, звонок домофона. На улице слышу шум машин за спиной, лай собак, крики детей, разговоры прохожих. Слышу стук дождевых капель о зонт. Однажды в начале октября после дождя я гуляла по улице с 8-летней внучкой и остановилась под высоким деревом возле 3-хэтажного дома. Моё внимание привлекли необыкновенно красивые мелодичные звуки. Поискала глазами открытое окно, откуда могла доноситься мелодия, но все окна были закрыты. Я повернулась к внучке и спросила: - Ты слышишь эти звуки? Что это? - Она ответила, удивлённая моей непонятливостью: - Баба, это поют птицы!

  • Like 9


23 Comments


Recommended Comments

Василиса2002

Posted

Большое спасибо ,что Вы нашли время поделиться с нами Вашими впечатлениями, мыслями, способами реабилитации. Это очень нужно нам, мамам, которым приходится принимать многие решения за своих малолетних детей.

Очень заинтересовала меня Ваша мысль о том, что центр слуха один и поэтому второе ухо стало сразу разбирать речь. Мне кажется,что это чисто индивидуально. Если второе ухо не тренированное СА и большой стаж глухоты , то результаты могут быть не так оптимистичны,  как у Вас. Некоторым необходимо не малое время для реабилитации   

  • Like 1

Share this comment


Link to comment
Джулия Робертс

Posted

Да, Василиса. Вы правы.

Share this comment


Link to comment

Василиса, Джулия, думаю, вы обе ошибаетесь. Мне ещё до 2-й операции Левин в НИИ ЛОР говорил, что второе ухо реабилитируется быстрее. Но не только у меня второе в считанные минуты догнало первое. Мой знакомый недавно подключил РП на второе ухо. И у него точно так же, как и у меня, разборчивость сразу же сравнялась с первым, тренированным ухом. В его палате ещё несколько мужчин были на настройке второго. У всех та же картина. Другое дело, если второе ухо от рождения никогда не слышало. Тут я судить не берусь.

Share this comment


Link to comment
Джулия Робертс

Posted

Знакомый позднооглоший? 

Имхо, у всех индивидуально по разным причинам. 

  • Like 1

Share this comment


Link to comment

мы по привычке говорим - тренированное ухо, не тренированное ухо.

а ведь наши уши уже того :) что там тренировать.

и с КИ мы тренируем именно мозг.

 

а вот случай с женщиной после укола гентамицина, которая стала отлично слышать сразу меня заставил задуматься.

получается, при НСТ не только уши поражены, но и нервы и возможно есть поражения в мозге. поэтому и не слышим мы так хорошо, как хотелось бы.

а у нее  "просто" погиб нерв,и волосковые клетки может быть (я не в теме), все это заменили имплантом.

а вот с мозгом у нее все ок, отсюда результат.

кто-бы понимающий прокомментировал.

Share this comment


Link to comment

Знакомый позднооглоший? 

Имхо, у всех индивидуально по разным причинам. 

Знакомый тот оглох в 12 лет. Не согласна, что индивидуально, т.е. мне и знакомому повезло в этом плане. Ведь сказал же настройщик Левин, что второе ухо реабилитируется гораздо быстрее. Похоже, что у позднооглохших этот срок сокращается до минимума. ))

Share this comment


Link to comment

мы по привычке говорим - тренированное ухо, не тренированное ухо.

а ведь наши уши уже того :) что там тренировать.

и с КИ мы тренируем именно мозг.

 

а вот случай с женщиной после укола гентамицина, которая стала отлично слышать сразу меня заставил задуматься.

получается, при НСТ не только уши поражены, но и нервы и возможно есть поражения в мозге. поэтому и не слышим мы так хорошо, как хотелось бы.

а у нее  "просто" погиб нерв,и волосковые клетки может быть (я не в теме), все это заменили имплантом.

а вот с мозгом у нее все ок, отсюда результат.

кто-бы понимающий прокомментировал.

Насколько я знаю, слуховой нерв не погибает. Погибают только волосковые клетки в улитке, и центр слуха в голове перестает функционировать.Тренировками мы вновь заставляем его работать. Возможно, центр слуха во время "простоя" принял на себя какую-то другую функцию и теперь с неохотой возвращается к своей работе. )) А у той женщины он оставался свободным, и как только пошли звуки, сразу стал работать.

Но это только моё предположение, я ведь тоже не специалист.

Share this comment


Link to comment
Devotee

Posted

у меня к примеру второе ухо первое так и не догнало, хотя уже два года почти прошло.

 

так что этот вопрос неоднозначный. все еще от кучи факторов зависит.

  • Like 1

Share this comment


Link to comment

у меня к примеру второе ухо первое так и не догнало, хотя уже два года почти прошло.

 

так что этот вопрос неоднозначный. все еще от кучи факторов зависит.

В том числе и от того, слышало ли это ухо когда-нибудь нормально?

Девоти, Вы после подключения второго РП сколько дней ходили только с ним одним?

Share this comment


Link to comment
Джулия Робертс

Posted

Люси, вам вопрос, вы считаете что этот тип все правильно пишет? )))) 

Share this comment


Link to comment

Люси, вам вопрос, вы считаете что этот тип все правильно пишет? )))) 

Отвечаю. Я далеко не со всем в этой книге согласна. Но что-то есть и дельное, правильное.

  • Like 1

Share this comment


Link to comment

Самая большая ошибка в том, на мой взгляд, что скорость реабилитации не зависит от времени жизни в глухоте.  Практика это опровергает, Далее. Теория личного пространства. Что невозможно или очень трудно понять разговоры, в которых не обращаются непосредственно к вам. Думаю, всё дело в тренировке. 

  • Like 1

Share this comment


Link to comment
Джулия Робертс

Posted

деятельного и правильного в его писанине мало. и давать ссылку человека, не специалиста и местами пишущий бред, мда.

  • Like 1

Share this comment


Link to comment

деятельного и правильного в его писанине мало. и давать ссылку человека, не специалиста и местами пишущий бред, мда.

Пусть почитает. Книга интересная. А если он с чем-то не согласен, то будет иметь своё мнение. 

Share this comment


Link to comment
Джулия Робертс

Posted

Самая большая ошибка в том, на мой взгляд, что скорость реабилитации не зависит от времени жизни в глухоте.  Практика это опровергает,

 А от чего зависит?  

Share this comment


Link to comment

 

Самая большая ошибка в том, на мой взгляд, что скорость реабилитации не зависит от времени жизни в глухоте.  Практика это опровергает,

 А от чего зависит?  

 

Скорость реабилитации зависит именно от срока  жизни в глухоте. Я говорю только о позднооглохших. Я, например, 40 лет не слышала. Моя знакомая не слышала всего 1,5 года. Не удивительно, что уже через 10 дней она понимала речь. А я и через 2 года плохо понимаю. Еще зависит от того, был или нет СА до операции. Проще реабилитироваться тем, кто до КИ носил СА. Джулия, ведь всё это Вы и сами знаете. ))

  • Like 1

Share this comment


Link to comment
Devotee

Posted

 

у меня к примеру второе ухо первое так и не догнало, хотя уже два года почти прошло.

 

так что этот вопрос неоднозначный. все еще от кучи факторов зависит.

В том числе и от того, слышало ли это ухо когда-нибудь нормально?

Девоти, Вы после подключения второго РП сколько дней ходили только с ним одним?

 

несколько дней. потом приехал домой, вышел на работу. с одним правым не походишь, людей надо понимать...

Share this comment


Link to comment

а при подключении вы ничего не чувствуете?или у ракушки нет рецепторов никахих

Share this comment


Link to comment

а при подключении вы ничего не чувствуете?или у ракушки нет рецепторов никахих

Подключение абсолютно безболезненно. Ушная раковина в подключении не участвует.)) Просто мозг сразу начинает воспринимать звуки, от высоких до низких частот, по порядку подключения каналов аудиологом.  Слышны только сигналы ПИ, ПИ, ПИ от высоких до низких. Задача -  сказать аудиологу, чтобы увеличил или уменьшил громкость какого-то звука, так чтобы все частоты по громкости были одинаковыми.

Очень важно, что у РП нет вкладыша, не травмируется ушная раковина, нет головных болей от ношения РП (речевой процессор). В этом преимущество КИ перед СА.

Share this comment


Link to comment
Золотой

Posted

Спасибо вам большое! Узнала много интересного и полезного из вашего блога, так подробно описаны ощущения после КИ. Гораздо  лучше теперь понимаю своего ребенка (после операции прошло 5 месяцев).

Share this comment


Link to comment
Guest ###111###

Posted

 

а при подключении вы ничего не чувствуете?или у ракушки нет рецепторов никахих

Подключение абсолютно безболезненно. Ушная раковина в подключении не участвует.)) Просто мозг сразу начинает воспринимать звуки, от высоких до низких частот, по порядку подключения каналов аудиологом.  Слышны только сигналы ПИ, ПИ, ПИ от высоких до низких. Задача -  сказать аудиологу, чтобы увеличил или уменьшил громкость какого-то звука, так чтобы все частоты по громкости были одинаковыми.

Очень важно, что у РП нет вкладыша, не травмируется ушная раковина, нет головных болей от ношения РП (речевой процессор). В этом преимущество КИ перед СА.

 

Share this comment


Link to comment
Guest ###111###

Posted

 

 

а при подключении вы ничего не чувствуете?или у ракушки нет рецепторов никахих

Подключение абсолютно безболезненно. Ушная раковина в подключении не участвует.)) Просто мозг сразу начинает воспринимать звуки, от высоких до низких частот, по порядку подключения каналов аудиологом.  Слышны только сигналы ПИ, ПИ, ПИ от высоких до низких. Задача -  сказать аудиологу, чтобы увеличил или уменьшил громкость какого-то звука, так чтобы все частоты по громкости были одинаковыми.

Очень важно, что у РП нет вкладыша, не травмируется ушная раковина, нет головных болей от ношения РП (речевой процессор). В этом преимущество КИ перед СА.

 

 

А у меня после 1 подключения не было сигналов типа ПИ ПИ.Только шумовые звуки.

Share this comment


Link to comment

 

 

 

 

 

 

А у меня после 1 подключения не было сигналов типа ПИ ПИ.Только шумовые звуки.

 

Наверное, каждый понимает по-своему звуки, доносящиеся во время настройки. Я просто образно описала их, как ПИ ПИ от низких до высоких .Но можно их воспринимать просто как звуки, не ассоциируя ни с какими буквами алфавита. ))

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...