Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин

Arabica's блог

Sign in to follow this  
  • entries
    11
  • comments
    27
  • views
    38,873

По обе стороны стеклянной стены

Sign in to follow this  
Arabica

2,687 views

f158289a9851.jpg

 

Лия – удивительная, умная и добрая женщина. Несмотря на то, что она в детстве потеряла слух, ей удалось стать успешной и гармоничной личностью, стать для многих объектом для подражания. Лия тонко чувствует людей, характер взаимоотношений, психологию и делится с нами своими мыслями в книге «По обе стороны стеклянной стены».

Это книга о мире глухих и слышащих, о том, как эти миры взаимодействуют, как люди могут оказаться по разные стороны невидимой стеклянной стены, которая порой вырастает там, где нет понимания. Таких книг очень мало; таких людей, как Лия, очень мало, и сегодня у нас есть уникальная возможность познакомится с ней.

 

arabica: Ваша первая книга носит очень звучное и как нельзя лучше отражающее суть название «По обе стороны стеклянной стены». Скажите, пожалуйста, как появилась идея назвать книгу именно так, были ли другие варианты?

 

Лия: А другого названия быть не может. Уже в начале работы над книгой стало ясно, что она будет так и называться «По обе стороны стеклянной стены». По-моему, это название как нельзя лучше иллюстрирует жизнь людей, лишённых слуха. «Мы всё видим, но…вокруг нас безмолвие. Словно нас окружает прозрачная стеклянная стена». Уже после издания книги мне рассказали о В. Паоли, неслышащей итальянке, которая в 1998 году на основе своего личного дневника написала книгу «По ту сторону препятствия». Я тогда поразилась схожести названий. Это говорит о точном обозначении жизни глухого человека среди слышащих, как за стеклянной стеной – препятствием для свободного общения.Так что другого названия быть и не могло!

 

arabica: Многие сурдопереводчики читавшие вашу книгу признались, что, несмотря на многолетний опыт работы, они только сейчас открывают для себя новые грани психологии человека, который не слышит. А глухие и слабослышащие читатели нашли в вашей книге ответы на те вопросы, которые волновали их всегда. Скажите, Лия, читая подобные отзывы, вы были удивлены? Может быть, нашли новые вопросы, идеи, которые стоит освятить уже в другой, новой работе?

 

Лия: Хотела бы привести слова сурдопедагога из Оренбуржья М. Яковлевой из отзыва на книгу «По обе стороны стеклянной стены»: «Мне как человеку, много лет работающему с глухими и слабослышащими людьми, всегда было интересно, о чём и как думают эти люди, ведь они с трудом излагают свои мысли в письменной или устной речи. Автор - человек из их среды, знающий жизнь изнутри»

М. Яковлева верно отметила проблему глухих - выразить мысли в привычной для слышащих устной речи. У нас, лишённых слуха, отличное от привычного для слышащих восприятие и мышление. Голосовые сообщения, которые мы не можем слышать, таки неестественный для нас способ коммуникации. С письменными сообщениями в этом плане легче. Это, кстати, должно быть понятно всем слышащим. Из-за этого языкового барьера глухие часто кажутся непонятными, загадочными, вызывающие противоречивые мнения. Сами сурдопедагоги признавались, что они «действительно иногда смотрят сквозь стеклянную стену». Т.е. видят, но не понимают нас.

Тут я хотела бы отметить такой вот вопрос. Кое-кто даже из сурдопедагогов отказывает глухим, но не слабослышащим в наличии развитого интеллекта. Мне писали, что книгу может написать только слабослышащий человек, глухой никогда не смог бы… Увы, писали такое. Пришлось объяснить, что уровень интеллекта не зависит от степени потери слуха. Я же сама отношусь к глухим.

И лично знаю многих неслышащих -умных, интересных и блестящих собеседников. Они видят недоверчивое отношение к себе со стороны слышащих, и это является причиной того, что люди с нарушениями слуха не стремятся делиться со слышащими своими впечатлениями. Да и языковой барьер играет немаленькую роль. Всё это говорит о том, что не всё изучено в психологии человека с нарушением слуха. Надеюсь, что книга «По обе стороны стеклянной стены» помогла кому-то найти ответ на вопрос, кто же такой человек, который живёт в мире тишины, и о его возможностях. Возможностях, о которых не подозревают не только слышащие, но и сами многие глухие.

 

arabica: мы давно уже привыкли к словосочетанию – мир глухих, так говорят многие люди, которые причастны к жизни людей с нарушением слуха, а так же сами глухие. Как вы видите мир глухих? Кто его создал? В чем различия этих миров - глухих и обычных людей?

 

Лия: Мир глухих. Люди с нарушениями слуха всегда были. В любой цивилизации всегда можно найти упоминания о неслышащих. В Евангелии от Марка описан случай, как Господь с помощью жестовых знаков исцелил глухого. Как видим, уже в библейские времена знали жесты для глухих. О глухих как устойчивом сообществе заговорили в 16 веке, когда стали изучать ЖЯ (жестовый язык) и открывать школы для детей, лишённых слуха.

К настоящему времени общество глухих имеет чёткие границы своей группы с развитой культурой. Это не только язык, специальные школы, но и социальные, политические, спортивные организации, художественные (театр, кино, литература, клубы, кружки) выражения, а также опыт жизни (вернее, опыт выживания) меньшинства внутри всего общества. Вот это общество глухих со своеобразной культурой и есть Мир глухих. Не мешает подчеркнуть, что к этому Миру принадлежат не все глухие, а те, кто сам является носителем ЖЯ, их родные, а также переводчики ЖЯ. Социальные и культурные нормы Мира глухих немного отличаются от правил поведения слышащих людей. И эти отличия вызывают у последних непринятие глухих как нормальных… Нужна работа в этом направлении – сглаживание разногласий и помощь в понимании глухих как представителей этнической группы.

ЖЯ, как часть культуры глухих, разграничивает Миры глухих и слышащих. Но, как ни парадоксально это звучит, может помочь стереть границы. Как? Через признание его как официального языка и внедрение как 2-го языка в сферу образования, обслуживания и т.п. Тогда интеграция глухих людей в общество будет более успешной, что, в свою очередь, значительно повысит уровень жизни людей с нарушением слуха. При этом нужно беречь и развивать Мир глухих. Хочу сказать, что сейчас идут разговоры среди чиновников от образования, что прогресс в технической реабилитации позволит упразднить школы для глухих, а самих детей отдать в массовые школы… Я считаю это неразумным, поспешным предложением.

Многие глухие дети по разным причинам не могут пользоваться слуховыми аппаратами, даже КИ - не всегда выход. Такие дети, обучаясь в массовых школах, будут просто – напросто выброшены из общества, что приведёт к углублению проблем глухих. Лучше хорошая специализация, чем плохая, непродуманная интеграция. Так что, включение глухих детей в школы для слышащих - это угроза сохранению культуры глухих и их наследия. Нужно сохранять не только школы для глухих детей, но и клубы, театры и другие места, гденеслышащие могут встречаться, общаться и духовно развиваться.

 

arabica: Очевидно, что неслышащие люди имеют трудности в социализации, интеграции в мир слышащих. На ваш взгляд, в чем основные причины этих проблем? Что нужно предпринять, чтобы разбить эту стеклянную стену?

 

Лия: Действительно, имеют место быть определённые трудности интеграции людей с нарушениями слуха в общество слышащих. Считаю, что основная причина – равнодушие по отношению к глухим, которых воспринимают как инвалидов. Стоит такой вопрос: «Зачем нужны инвалиды?» По тому, как в обществе относятся к людям с ограничёнными возможностями, можно судить об уровне цивилизованности, ведь такие инвалиды - зеркало нравственного состояния общества. Ситуацию в России я не могу назватьнормальной, к сожалению. Положение нашего микросоциума – общества глухих - я бы сравнила с положением изгоя. Тут надо отметить, что большинство глухих не считает себя инвалидами, а представителями культурного меньшинства со своеобразным языком, который лингвисты ставят в один ряд с другими национальными языками. И проблемы глухих в нашей стране схожи с теми, которые испытывают национальные меньшинства.

Это ограниченный доступ к внешней информации. ТВ имеет большое значение в общественной жизни людей. Но глухие не смотрят его. Какой смысл разглядывать «говорящие головы», если не понимаешь, о чём они речь ведут?! Субтитрование на нашем ТВ – роскошь, которую могут позволить себе очень немногие программы на центральных каналах, и то в определённое время. Многие каналы не считают нужным даже обсуждать про субтитры. Это дискриминация.

Она ещё проявляется в ограничённых возможностях получения вузовского образования. Например, на мой вопрос, могу ли я пользоваться сурдопереводом на лекциях, получила ответ: «Не положено по штату». Что я могу сказать?! Хотя наш ВУЗ готовит будущих педагогов, которые потом будут работать с глухими детьми и среди студентов есть неслышащие…

И таких примеров хватает. Про трудоустройство глухих молчу…

Пару слов о сурдопереводчиках, которые имеют большую роль как посредника между глухим и обществом слышащих. В высокоразвитых странах на 8-10 глухих приходится один переводчик ЖЯ. А в Москве, насколько мне известно, один переводчик на 250-270 человек. Каково?! Но это ещё не всё. ЖЯ - очень своеобразный язык, и не все слышащие могут научиться пользоваться им.

Не секрет, что многие сурдопереводчики не могут сразу понять жестов глухого человека… Тут, как я понимаю, нужна другая, более адаптированная к нынешним реалиям, программа подготовки переводчиков ЖЯ. Сурдопереводчик должен быть всесторонне развитым человеком, иметь сурдопедагогическое или специальное психологическое образование, и через это хорошо понимать глухих и их внутренний мир. Тогда социализация глухих в обществе с помощью квалифицированных переводчиков ЖЯ пройдёт намного легче и успешнее.

 

arabica: Отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, уже много лет ломают копья в спорах о языке жестов. В настоящее время язык жестов дискриминируется в учебных заведениях. Что думаете вы по этому поводу?

 

Лия: Важной частью любой культуры является язык. Жестовый язык, соответственно, - язык общества глухих. В обсуждениях проблем глухих самый главный вопрос – статус ЖЯ. Представители Мира глухих хотят, чтобы ЖЯ получил статус официального языка. Это даст людям с нарушениями слуха возможность повысить уровень жизни как микросоциума в обществе слышащих. Это, во–первых, уделят должное внимание подготовке квалифицированных специалистов – переводчиков ЖЯ. Как следствие, повысится качество школьного и вузовского образования. ТВ обяжут субтитрование и т.д. Тогда люди с нарушениями слуха, повторяю, будут иметь широкий доступ к внешней информации, и через это преодолеют замкнутость своей «касты», которую слышащие не всегда понимают и, чего скрывать, иногда боятся и избегают контактов с этой «кастой». А статус ЖЯ как официального языка поможет разомкнуть эту закрытость глухих, облегчит их интеграцию в обществе.

А начинать пользоваться ЖЯ надо ещё в школах для детей с нарушениями слуха. В младших классах ввести дактильный язык как вспомогательный для основного - устного. А в старших классах ЖЯ становится параллельным устному, т.е. уроки можно вести с сурдопереводом, и одновременно изучать культуру ЖЯ. Это значительно облегчает процесс школьного образования.

Что касается среднеспециального и высшего образования, то в России таких заведений, где есть группы глухих студентов, пользующиеся услугами сурдопереводчика, единицы. Официальный статус нашего языка даст возможность выпускникам школ для глухих получить дальнейшее образование в колледжах и ВУЗах, где смогут «слушать» лекции с помощью переводчика ЖЯ.

 

arabica: Существуют общества глухих в разных странах, которые считают себя не инвалидами, а субкультурой – со своим языком, традициями, историей, борются за то, чтобы жестовый язык получил официальный статус. Прокомментируйте, пожалуйста.

 

Лия: Известный советский психолог и дефектолог Л.С.Выготский писал, что «глухота…не болезненное состояние…глухого ребёнка», а «недостаток социальный». Многие глухие (и я в том числе), опираясь на свой личный опыт, не считают себя инвалидами. Мы рассматриваем себя как социально-культурная общность со своим языком, культурой и т.д. Конечно, есть организации глухих, которые продолжают себя считать инвалидами для того, чтобы не лишиться определённых привилегий и прав, связанных с инвалидностью. Но большинство глухих считают себя лингвистическим меньшинством, и проблемы наши похожи на проблемы языковых меньшинств.

Это различного рода дискриминация, например в получении информации. Непризнание ЖЯ как языка глухих создаёт трудности в общении и лишает неслышащих многих возможностей. В развитых странах, где права человека - не пустой звук, к проблемам общества относятся с достаточным вниманием, обсуждают их и пытаются решить, создавая глухим комфортные условия в среде слышащих. Первым делом жестовому языку дали официальный статус. Например, в Швеции всему населению рекомендуют изучать жестовую речь. Или ученик с нарушенным слухом в массовой школе имеет своего ассистента – переводчика жестовой речи (в США и др. странах). Моя русскоязычная подруга, живущая в США, рассказала, что она воспользовалась правом получить высшее образование, даже если в группе студентов будет один – с нарушением слуха.

Для него на всех лекциях ведётся сурдоперевод. Подруга, получив образование сурдопедагога, теперь работает в американской школе для глухих детей. О таком внимании к людям с ограничёнными возможностями, как в США, мы можем только мечтать. Отсутствие проблем в общении, участие в жизни общества является залогом равенства и социальной справедливости. Если для развития интеграции в странах Западной Европы и США создана законодательная база, то о России этого нельзя сказать, хотя определённые сдвиги есть, но их мало. Увы…

 

arabica: Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

 

Лия: Верить в свои возможности, бороться за свои права, не бояться преодолевать препятствия на пути вперёд и побеждать!

Sign in to follow this  


12 Comments


Recommended Comments

Шрекенсон

Posted

Через признание его как официального языка и внедрение как 2-го языка в сферу образования, обслуживания и т.п.

 

Внедрение насильственное, в форме приказов и распоряжений. Через обязательства и наказания. На федеральном уровне это уже кажется идеей фикс, т.к. Россия не ограничивается Москвой и другими крупными городами. Прежде чем внедрять, заставлять, вписывать ЖЯ в какие-либо сферы, следует спросить - а готовы ли те, кому это придется расхлебывать?

 

Тогда интеграция глухих людей в общество будет более успешной, что, в свою очередь, значительно повысит уровень жизни людей с нарушением слуха.

 

Уровень жизни связан с уровнем доходов. В меньшей мере с коммуникативными навыками. Школы глухих - это карикатура на школу в обычном смысле, т.к. уровень преподавания в них весьма и весьма невысок.

Повысьте статус этих школ, сделайте так, чтобы окончившие эти школы глухие были востребованы.

 

Считаю, что основная причина – равнодушие по отношению к глухим, которых воспринимают как инвалидов.

 

А разве глухие не инвалиды? Разве они не получают пенсию по инвалидности?

 

Многие глухие (и я в том числе), опираясь на свой личный опыт, не считают себя инвалидами. Мы рассматриваем себя как социально-культурная общность со своим языком, культурой и т.д.

 

Как насчет социального обеспечения и пенсий? Почему не имеют пенсии панки или там готы, которые в слово в слово могут сказать про себя "Мы рассматриваем себя как социально-культурная общность со своим языком, культурой и т.д. " ?

 

ЖЯ - очень своеобразный язык, и не все слышащие могут научиться пользоваться им.

 

И заметьте, от этого незнания слышащим - ни холодно и не жарко.

 

***

Share this comment


Link to comment

что расхлебывать то? Сейчас все хорошо и ничего не стоит менять в жизни гухих?

 

Лия и говорит о том, что нужно изменить уровень преподавания, включив в программу ЖЯ, это повысит уровень образования в целом и как следствие уровень жизни глухих.

 

Я тоже думаю, что глухие не инвалиды. Да и вообще отношение у нас в стране к инвалидам очень странное. Поддержка от государства должна быть, людям жить труднее, но считать себя инвалидами т.е. людьми с ограниченными возможностями не обязательно, у нас вообще у всех возможности разные.

 

Ни холодно ни жарко от незнания ЖЯ и преподавателям в школах глухих и сурдопедагогам и родителям, что же тут хорошего то?

 

 

 

 

Share this comment


Link to comment

Сейчас все хорошо и ничего не стоит менять в жизни гухих?

А в жизни тех, кому исполнять? У них что, все в шоколаде? У препов, например, которым вы еще один гемор за просто так готовите?

 

включив в программу ЖЯ, это повысит уровень образования в целом и как следствие уровень жизни глухих.

Какие доводы приводят противники включения ЖЯ в программу предметов? Считаю, что ЖЯ в массовых школах - не нужен он (в массовых школах и иностранными языками не всё гут, приходиться с репетиторами заниматься. но иностранными так, в теперешней жизни они пригодятся детям. А ЖЯ?)

 

Поддержка от государства должна быть, людям жить труднее, но считать себя инвалидами т.е. людьми с ограниченными возможностями не обязательно, у нас вообще у всех возможности разные.

 

Т.е. глухие - не инвалиды?

 

Ни холодно ни жарко от незнания ЖЯ и преподавателям в школах глухих и сурдопедагогам и родителям, что же тут хорошего то?

Глухие не немые. Надо учить говорить. ЖЯ этому не способствует,предлагая чисто вербальное общение.

Share this comment


Link to comment

Преподавателям в школах глухих как и дефектологам, сурдопедагогам знать ЖЯ необходимо, меня удивляет, что они не желают понимать своих детей.

 

Включить ЖЯ в программу школ для глухих, а не массовых.

 

Я считаю, что ЖЯ как раз способствует обучению говорить т.к. во-первых в раннем развитии помогает познавать мир и полноценно общаться. Во-вторых нужно использовать все возможности, доносить до ребенка всю инфу, так чтобы он понял. И на данный момент ЖЯ в школе запрещен, педагоги его не знают и знать не желают, что же тогда уровень образования такой невысокий тогда

Share this comment


Link to comment

И вот, ради этого вот - вы хотите замутить признание ЖЯ официальным языком??? Думаю, что неправильно выбран вектор приложения сил. Сперва найдите толковых педагогов на нищенскую зарплату со знанием ЖЯ... ну и т.д.

Share this comment


Link to comment

ЖЯ как раз способствует обучению говорить

Он способствует не говорить, а жестикулировать. Говорить - это немного о другом.

Share this comment


Link to comment

Нет, Шрека, именно говорить голосом способствует знание ЖЯ, об этом у нас говорят мало т.к. ушли в сторону обучения без жестов и более не заморачиваются.

 

А про то, чтобы признать ЖЯ официальным языком - это полноценный язык, на нем говорят люди и много людей, но языка нет... неприятно все же. Опыт стран принявших язык, говорит о том, что плюсов много, но ладно нам до этого далеко. Что же касается педагогов - это проблема не только спец. школ, но и массовых - учить нынешних детей уже некому и если ничего не изменится то будет фигово, экономим на главном. На данный момент то как преподают в школах для глухих для меня - фантастика т.к. детей я вижу и они не говорят, не понимают то, что им преподают, а ведь нет ЖЯ, который по мнению этих педагогов вреден. Что касается обучения ЖЯ педагогов - было бы желание (я с нуля и без острой потребности выучила язык), у них его нет, нет мотивации.

 

 

Share this comment


Link to comment

Тут я ничего сказать не могу, Арабика - т.к. говорить о вкусе устриц можно только попробовав их. То, что видишь ты, это не фантастика, а очень печально. Насчет мотивации ты совершенно права.

Добиваться признания ЖЯ, ИМХО, преждевременно. Сначала следует наладить систему обучения-воспитания, затем коммуникативные навыки на уровне электронных средств СМИ, затем обеспечит наполняемость ВУЗов толковыми ребятишками, затем их трудоустроить, да не абы как, а с перпективой и чтобы последующие выпуски были востребованы. Поставить это на поток в течении двух-трех поколений. А уж затем... И везде нужны кадры, кадры, кадры по работе с такими детьми.

Нужна система. Например, Леонгард - это система. Лучше хоть какая нить система, чем отсутствие таковой.

Share this comment


Link to comment

Согласна, во многих сферах нам нужно подтянуться для того, чтобы осуществить задуманное. Пока я как то существенных сдвигов не вижу :( Поживем увидим и надеюсь увидим возрождение страны и вместе с ней воспитание, образование и уровень жизни будут другими.

 

 

Share this comment


Link to comment

А тем временем разрешите всех "поздравить"! Дамы и господа, с сегодняшнего дня мы живем в полицейском государстве.

 

Такие дела... Арабика, а все-ж в "интересное" время живем :) Перестройки, распады, войны, катастрофы, реформы.

Share this comment


Link to comment
Крапива

Posted

Многие глухие (и я в том числе), опираясь на свой личный опыт, не считают себя инвалидами. Мы рассматриваем себя как социально-культурная общность со своим языком, культурой и т.д.

 

Хотя в постах про это уже обговорено, но мне захотелось добавить свою точку зрения.

Понимаете меня очень коробит, когда говорят " мол, не считаю себя инвалидом, и адаптирован в обществе слышащих"

Тогда смело откажитесь от инвалидности,от пенсии, от льготных услуг : от проездных , от санаторно-курортных и пр. Покупаете на свои деньги дорогие СА от 30 тысяч и выше.

Но ведь НИКТО не написал отказ, не так ли ? А бегут каждый раз оформлять справки по инвалидности. Стоят в жуткой очереди, а потом в волнении ждут результата медицинской комиссии.

И в чем она заключается эта хваленая адаптация? Давайте посмотрим правде в глаза. А в том, мир слышащих принимает нас, какие мы есть - глухие и слабослышащие. Это прямое общение- разговоры или жесты ( кто освоил ЖЯ). И на этом вся адаптация в обществе заканчивается.

Можете мне возвратить, как же так, мы адаптированы- умеем разговаривать. Выучились в школе Имеем высшее образование. Работаем.Но все равно проблемы со слухом есть. Не все слабослышащие могут разговаривать по телефону. Глухие нуждаются в помощи сурдопереводчика при оформлении документов.Такие примеры можно приводить бесконечно.

Обратила внимание на фразу социально-культурная общность со своим языком, культурой и т.д.. Как говорится по- простому " проблемы глухого понимает сам глухой. И, хочется отметить как я писала выше, приводя два примера и тем самым ясно и четко видно от мира слышащих глухой субкультуре деваться некуда . Все взаимосвязано.

Не стоит так говорить, НЕ считаю себя инвалидом. А реально признать" да, я инвалид по слуху. " И ничего в этом стыдного нет.

 

Зы. Конечно, чтобы ощутить полноценным человеком, как и писалось выше в постах Шреки+ Эсквайра и Арабики надо многое изменить в обществе.

Share this comment


Link to comment

согласна, что можно вполне комфортно чувствовать себя инвалидом по слуху. Но я согласна и с тем, что глухие являются инвалидами социально, проблема то только в общении и это сильно отличает от инвалидов вообще. Я не воспринимаю глухоту как недуг. Действительно есть своя культура, свое общество, свой круг как н-р у малой нации. А от льгот на трезвую голову никто не откажется )))

 

 

Share this comment


Link to comment

Join the conversation

You are posting as a guest. If you have an account, sign in now to post with your account.
Note: Your post will require moderator approval before it will be visible.

Guest
Add a comment...

×   Pasted as rich text.   Paste as plain text instead

  Only 75 emoji are allowed.

×   Your link has been automatically embedded.   Display as a link instead

×   Your previous content has been restored.   Clear editor

×   You cannot paste images directly. Upload or insert images from URL.

×
×
  • Create New...