Jump to content
фестиваль --товары для людей с потерями слуха и зрения --интернет магазин

Arabica's блог

Sign in to follow this  
  • entries
    11
  • comments
    27
  • views
    38,874

About this blog

Страна глухих в городе Че

Entries in this blog

Arabica

f158289a9851.jpg

 

Лия – удивительная, умная и добрая женщина. Несмотря на то, что она в детстве потеряла слух, ей удалось стать успешной и гармоничной личностью, стать для многих объектом для подражания. Лия тонко чувствует людей, характер взаимоотношений, психологию и делится с нами своими мыслями в книге «По обе стороны стеклянной стены».

Это книга о мире глухих и слышащих, о том, как эти миры взаимодействуют, как люди могут оказаться по разные стороны невидимой стеклянной стены, которая порой вырастает там, где нет понимания. Таких книг очень мало; таких людей, как Лия, очень мало, и сегодня у нас есть уникальная возможность познакомится с ней.

 

arabica: Ваша первая книга носит очень звучное и как нельзя лучше отражающее суть название «По обе стороны стеклянной стены». Скажите, пожалуйста, как появилась идея назвать книгу именно так, были ли другие варианты?

 

Лия: А другого названия быть не может. Уже в начале работы над книгой стало ясно, что она будет так и называться «По обе стороны стеклянной стены». По-моему, это название как нельзя лучше иллюстрирует жизнь людей, лишённых слуха. «Мы всё видим, но…вокруг нас безмолвие. Словно нас окружает прозрачная стеклянная стена». Уже после издания книги мне рассказали о В. Паоли, неслышащей итальянке, которая в 1998 году на основе своего личного дневника написала книгу «По ту сторону препятствия». Я тогда поразилась схожести названий. Это говорит о точном обозначении жизни глухого человека среди слышащих, как за стеклянной стеной – препятствием для свободного общения.Так что другого названия быть и не могло!

 

arabica: Многие сурдопереводчики читавшие вашу книгу признались, что, несмотря на многолетний опыт работы, они только сейчас открывают для себя новые грани психологии человека, который не слышит. А глухие и слабослышащие читатели нашли в вашей книге ответы на те вопросы, которые волновали их всегда. Скажите, Лия, читая подобные отзывы, вы были удивлены? Может быть, нашли новые вопросы, идеи, которые стоит освятить уже в другой, новой работе?

 

Лия: Хотела бы привести слова сурдопедагога из Оренбуржья М. Яковлевой из отзыва на книгу «По обе стороны стеклянной стены»: «Мне как человеку, много лет работающему с глухими и слабослышащими людьми, всегда было интересно, о чём и как думают эти люди, ведь они с трудом излагают свои мысли в письменной или устной речи. Автор - человек из их среды, знающий жизнь изнутри»

М. Яковлева верно отметила проблему глухих - выразить мысли в привычной для слышащих устной речи. У нас, лишённых слуха, отличное от привычного для слышащих восприятие и мышление. Голосовые сообщения, которые мы не можем слышать, таки неестественный для нас способ коммуникации. С письменными сообщениями в этом плане легче. Это, кстати, должно быть понятно всем слышащим. Из-за этого языкового барьера глухие часто кажутся непонятными, загадочными, вызывающие противоречивые мнения. Сами сурдопедагоги признавались, что они «действительно иногда смотрят сквозь стеклянную стену». Т.е. видят, но не понимают нас.

Тут я хотела бы отметить такой вот вопрос. Кое-кто даже из сурдопедагогов отказывает глухим, но не слабослышащим в наличии развитого интеллекта. Мне писали, что книгу может написать только слабослышащий человек, глухой никогда не смог бы… Увы, писали такое. Пришлось объяснить, что уровень интеллекта не зависит от степени потери слуха. Я же сама отношусь к глухим.

И лично знаю многих неслышащих -умных, интересных и блестящих собеседников. Они видят недоверчивое отношение к себе со стороны слышащих, и это является причиной того, что люди с нарушениями слуха не стремятся делиться со слышащими своими впечатлениями. Да и языковой барьер играет немаленькую роль. Всё это говорит о том, что не всё изучено в психологии человека с нарушением слуха. Надеюсь, что книга «По обе стороны стеклянной стены» помогла кому-то найти ответ на вопрос, кто же такой человек, который живёт в мире тишины, и о его возможностях. Возможностях, о которых не подозревают не только слышащие, но и сами многие глухие.

 

arabica: мы давно уже привыкли к словосочетанию – мир глухих, так говорят многие люди, которые причастны к жизни людей с нарушением слуха, а так же сами глухие. Как вы видите мир глухих? Кто его создал? В чем различия этих миров - глухих и обычных людей?

 

Лия: Мир глухих. Люди с нарушениями слуха всегда были. В любой цивилизации всегда можно найти упоминания о неслышащих. В Евангелии от Марка описан случай, как Господь с помощью жестовых знаков исцелил глухого. Как видим, уже в библейские времена знали жесты для глухих. О глухих как устойчивом сообществе заговорили в 16 веке, когда стали изучать ЖЯ (жестовый язык) и открывать школы для детей, лишённых слуха.

К настоящему времени общество глухих имеет чёткие границы своей группы с развитой культурой. Это не только язык, специальные школы, но и социальные, политические, спортивные организации, художественные (театр, кино, литература, клубы, кружки) выражения, а также опыт жизни (вернее, опыт выживания) меньшинства внутри всего общества. Вот это общество глухих со своеобразной культурой и есть Мир глухих. Не мешает подчеркнуть, что к этому Миру принадлежат не все глухие, а те, кто сам является носителем ЖЯ, их родные, а также переводчики ЖЯ. Социальные и культурные нормы Мира глухих немного отличаются от правил поведения слышащих людей. И эти отличия вызывают у последних непринятие глухих как нормальных… Нужна работа в этом направлении – сглаживание разногласий и помощь в понимании глухих как представителей этнической группы.

ЖЯ, как часть культуры глухих, разграничивает Миры глухих и слышащих. Но, как ни парадоксально это звучит, может помочь стереть границы. Как? Через признание его как официального языка и внедрение как 2-го языка в сферу образования, обслуживания и т.п. Тогда интеграция глухих людей в общество будет более успешной, что, в свою очередь, значительно повысит уровень жизни людей с нарушением слуха. При этом нужно беречь и развивать Мир глухих. Хочу сказать, что сейчас идут разговоры среди чиновников от образования, что прогресс в технической реабилитации позволит упразднить школы для глухих, а самих детей отдать в массовые школы… Я считаю это неразумным, поспешным предложением.

Многие глухие дети по разным причинам не могут пользоваться слуховыми аппаратами, даже КИ - не всегда выход. Такие дети, обучаясь в массовых школах, будут просто – напросто выброшены из общества, что приведёт к углублению проблем глухих. Лучше хорошая специализация, чем плохая, непродуманная интеграция. Так что, включение глухих детей в школы для слышащих - это угроза сохранению культуры глухих и их наследия. Нужно сохранять не только школы для глухих детей, но и клубы, театры и другие места, гденеслышащие могут встречаться, общаться и духовно развиваться.

 

arabica: Очевидно, что неслышащие люди имеют трудности в социализации, интеграции в мир слышащих. На ваш взгляд, в чем основные причины этих проблем? Что нужно предпринять, чтобы разбить эту стеклянную стену?

 

Лия: Действительно, имеют место быть определённые трудности интеграции людей с нарушениями слуха в общество слышащих. Считаю, что основная причина – равнодушие по отношению к глухим, которых воспринимают как инвалидов. Стоит такой вопрос: «Зачем нужны инвалиды?» По тому, как в обществе относятся к людям с ограничёнными возможностями, можно судить об уровне цивилизованности, ведь такие инвалиды - зеркало нравственного состояния общества. Ситуацию в России я не могу назватьнормальной, к сожалению. Положение нашего микросоциума – общества глухих - я бы сравнила с положением изгоя. Тут надо отметить, что большинство глухих не считает себя инвалидами, а представителями культурного меньшинства со своеобразным языком, который лингвисты ставят в один ряд с другими национальными языками. И проблемы глухих в нашей стране схожи с теми, которые испытывают национальные меньшинства.

Это ограниченный доступ к внешней информации. ТВ имеет большое значение в общественной жизни людей. Но глухие не смотрят его. Какой смысл разглядывать «говорящие головы», если не понимаешь, о чём они речь ведут?! Субтитрование на нашем ТВ – роскошь, которую могут позволить себе очень немногие программы на центральных каналах, и то в определённое время. Многие каналы не считают нужным даже обсуждать про субтитры. Это дискриминация.

Она ещё проявляется в ограничённых возможностях получения вузовского образования. Например, на мой вопрос, могу ли я пользоваться сурдопереводом на лекциях, получила ответ: «Не положено по штату». Что я могу сказать?! Хотя наш ВУЗ готовит будущих педагогов, которые потом будут работать с глухими детьми и среди студентов есть неслышащие…

И таких примеров хватает. Про трудоустройство глухих молчу…

Пару слов о сурдопереводчиках, которые имеют большую роль как посредника между глухим и обществом слышащих. В высокоразвитых странах на 8-10 глухих приходится один переводчик ЖЯ. А в Москве, насколько мне известно, один переводчик на 250-270 человек. Каково?! Но это ещё не всё. ЖЯ - очень своеобразный язык, и не все слышащие могут научиться пользоваться им.

Не секрет, что многие сурдопереводчики не могут сразу понять жестов глухого человека… Тут, как я понимаю, нужна другая, более адаптированная к нынешним реалиям, программа подготовки переводчиков ЖЯ. Сурдопереводчик должен быть всесторонне развитым человеком, иметь сурдопедагогическое или специальное психологическое образование, и через это хорошо понимать глухих и их внутренний мир. Тогда социализация глухих в обществе с помощью квалифицированных переводчиков ЖЯ пройдёт намного легче и успешнее.

 

arabica: Отечественные и зарубежные педагоги, и психологи, уже много лет ломают копья в спорах о языке жестов. В настоящее время язык жестов дискриминируется в учебных заведениях. Что думаете вы по этому поводу?

 

Лия: Важной частью любой культуры является язык. Жестовый язык, соответственно, - язык общества глухих. В обсуждениях проблем глухих самый главный вопрос – статус ЖЯ. Представители Мира глухих хотят, чтобы ЖЯ получил статус официального языка. Это даст людям с нарушениями слуха возможность повысить уровень жизни как микросоциума в обществе слышащих. Это, во–первых, уделят должное внимание подготовке квалифицированных специалистов – переводчиков ЖЯ. Как следствие, повысится качество школьного и вузовского образования. ТВ обяжут субтитрование и т.д. Тогда люди с нарушениями слуха, повторяю, будут иметь широкий доступ к внешней информации, и через это преодолеют замкнутость своей «касты», которую слышащие не всегда понимают и, чего скрывать, иногда боятся и избегают контактов с этой «кастой». А статус ЖЯ как официального языка поможет разомкнуть эту закрытость глухих, облегчит их интеграцию в обществе.

А начинать пользоваться ЖЯ надо ещё в школах для детей с нарушениями слуха. В младших классах ввести дактильный язык как вспомогательный для основного - устного. А в старших классах ЖЯ становится параллельным устному, т.е. уроки можно вести с сурдопереводом, и одновременно изучать культуру ЖЯ. Это значительно облегчает процесс школьного образования.

Что касается среднеспециального и высшего образования, то в России таких заведений, где есть группы глухих студентов, пользующиеся услугами сурдопереводчика, единицы. Официальный статус нашего языка даст возможность выпускникам школ для глухих получить дальнейшее образование в колледжах и ВУЗах, где смогут «слушать» лекции с помощью переводчика ЖЯ.

 

arabica: Существуют общества глухих в разных странах, которые считают себя не инвалидами, а субкультурой – со своим языком, традициями, историей, борются за то, чтобы жестовый язык получил официальный статус. Прокомментируйте, пожалуйста.

 

Лия: Известный советский психолог и дефектолог Л.С.Выготский писал, что «глухота…не болезненное состояние…глухого ребёнка», а «недостаток социальный». Многие глухие (и я в том числе), опираясь на свой личный опыт, не считают себя инвалидами. Мы рассматриваем себя как социально-культурная общность со своим языком, культурой и т.д. Конечно, есть организации глухих, которые продолжают себя считать инвалидами для того, чтобы не лишиться определённых привилегий и прав, связанных с инвалидностью. Но большинство глухих считают себя лингвистическим меньшинством, и проблемы наши похожи на проблемы языковых меньшинств.

Это различного рода дискриминация, например в получении информации. Непризнание ЖЯ как языка глухих создаёт трудности в общении и лишает неслышащих многих возможностей. В развитых странах, где права человека - не пустой звук, к проблемам общества относятся с достаточным вниманием, обсуждают их и пытаются решить, создавая глухим комфортные условия в среде слышащих. Первым делом жестовому языку дали официальный статус. Например, в Швеции всему населению рекомендуют изучать жестовую речь. Или ученик с нарушенным слухом в массовой школе имеет своего ассистента – переводчика жестовой речи (в США и др. странах). Моя русскоязычная подруга, живущая в США, рассказала, что она воспользовалась правом получить высшее образование, даже если в группе студентов будет один – с нарушением слуха.

Для него на всех лекциях ведётся сурдоперевод. Подруга, получив образование сурдопедагога, теперь работает в американской школе для глухих детей. О таком внимании к людям с ограничёнными возможностями, как в США, мы можем только мечтать. Отсутствие проблем в общении, участие в жизни общества является залогом равенства и социальной справедливости. Если для развития интеграции в странах Западной Европы и США создана законодательная база, то о России этого нельзя сказать, хотя определённые сдвиги есть, но их мало. Увы…

 

arabica: Что вы хотели бы пожелать нашим читателям?

 

Лия: Верить в свои возможности, бороться за свои права, не бояться преодолевать препятствия на пути вперёд и побеждать!

Arabica

Сегодня во дворце культуры ВОГ Челябинска прошла встреча с двукратной олимпийской чемпионкой Светланой Ишмуратовой.

Чемпионка присутствовала на соревнованиях по баскетболу среди юношеских команд клуба «Метеор», после чего вместе с председателем ВОГ Евгением Николаевичем Безруковым, тренером Геннадием Родионовым и маленьким сыном Мишей вручила подарки участникам.

Для всех , кто пришел на встречу с легендарной спортсменкой,был показан фильм о спортивной жизни, о семье и о новых успехах нашей знаменитой соотечественницы.

 

 

Светлана Ирековна Ишмуратова— российская биатлонистка, заслуженный мастер спорта России. В 1996году единожды стартовала в розыгрыше кубка мира по лыжным гонкам. На Зимних Олимпийских играх 2006 выиграла две золотых медали в индивидуальной гонке и в эстафете. Также в её активе бронзовая медаль в эстафете Зимних Олимпийских играх 2002 в Солт-Лейк-Сити.Пятикратная чемпионка мира— в эстафете 2001, 2003 и 2005, смешанной эстафете 2005 и в командной гонке 1998 . Обладательница двух серебряных медалей (масс-старт 2003, эстафета 2004) и одной бронзовой (гонка преследования 2003). Двукратная чемпионка мира по летнему биатлону (1999). Лучший результат в Кубке мира— 6 место в 2000 и 2006годах. 2 декабря 2007года избрана депутатом Государственной Думы

 

Светлана поздравила всех с началом нового года и обратилась с напутственной речью к детям:

«Вас учат ваши педагоги, передают свои знания, вкладывают в вас душу, но они никогда не смогут прочувствовать те ощущения, те эмоции, которые вы испытываете. Вам обязательно нужно совершенствоваться, а для этого необходимо постоянно учиться.

Учеба и спорт – это как две параллели,и когда-нибудь они обязательно пересекутся, как получилось у меня на олимпиаде в Турине, когда я год находилась на самоподготовке и надеялась только на себя, на свою голову, на свои знания, которые я получила. И поэтому,ребята, по возможности, не забывайте, что спорт – это спорт, в нем нужно достигать успеха, но учеба – она идет всегда рядом с вами, и учиться нужно всегда. Знания помогут вам всегда и обязательно пригодятся, когда вы сами будете учить других детей, передавать свой опыт, помогать им. Я уверяю вас – вы получите огромную радость, когда ваш ученик добьется успеха, когда ваш ученик взойдет на олимпийский пьедестал, вот это будет здорово!Сегодня,увидев вас в зале, я испытала такой задор, такую ностальгию, мне захотелось так же поотжиматься рядом с вами и поделать упражнения на пресс. Спасибо большое вам за доставленное удовольствие! Я желаю вам удачи!».

 

Далее Светлана беседовала с залом – отвечала на вопросы детей о спорте и взрослых о политике. Всем участникам запомнится встреча с обаятельной, сильной и удивительно скромной спортсменкой, которой по праву гордится Урал и вся Россия.

 

И ,конечно, в завершении встречи артисты творческого коллектива «Зримая песня» порадовали гостей яркими номерами жестовой песни.

 

9aa5e5bc14e1.jpg

 

 

 

 

 

 

Arabica

В челябинском центре «Мой особый ребенок» прошло праздничное представление, посвященное Новому году.

 

dfcec1408804.jpg

Специалисты центра постарались сделать для своих маленьких друзей новогоднюю елку не просто приятным времяпровождением, но и подарить детям яркие мгновения, которые обязательно останутся радостными воспоминаниями детства.

Детки поучаствовали в сказочном представлении – познакомились с Ведьмочкой, помогали Деду Морозу выручать Снегурочку от колдовских чар, рассказывали стихи, танцевали, водили хороводы и конечно подружились со сказкой. Все ребята получили подарки и сфотографировались со своими новыми сказочными друзьями.

 

cfa84cbbad71.jpg

 

Специалисты центра «Мой особый ребенок» это друзья особых детей, которые понимают, в каком подходе нуждается каждый ребенок, с какими трудностями он сталкивается на своем жизненном пути, и помогают ему научится верить в себя и свои силы, использовать все возможности для достижения гармоничной жизни.

7350cce2f0f0.jpg

«Мой особый ребенок» http://www.defectolog-chel.ru/

Arabica

В Челябинске состоялся традиционный "Бал чемпионов", на котором чествовали лучших спортсменов с нарушением слуха.

 

Практически вся спортивная элита южноуральской столицы собралась в этот день на торжественное вручение почетных наград лучшим спортсменам и тренерам 2010 года. 073c53043b3f.jpg

Челябинская область по праву может гордиться достижениями своих спортсменов и в этом году есть повод радоваться новым победам.

ea1a641b2d5b.jpg

В 2010 году состоялся первый Чемпионат России по керлингу в городе Дмитрове Московской области. Одержала победу сборная Южного Урала. Благодаря этой победе, спортсмены Челябинской области примут участие в XVII Сурдлимпийских играх, которые состоятся в 2011 году в Словакии

Профессионально ведет свою работу баскетбольный клуб «Метеор», где занимаются более 120 детей, юношей, девушек и взрослых. Мужская команда Челябинска 10_кратный чемпион России. Женская команда так же завоевала золотые медали, а в этом году девушки взяли бронзу.

 

В Челябинске развиты различные виды спорта и наши спортсмены активно и удачно выступают в борьбе дзюдо, легкой атлетике, футболе, спортивному ориентированию, пулевой стрельбе. Проводились соревнования по настольному теннису, бадминтону и волейболу, челябинцы участвовали во Всероссийских массовых забегах, сплавах по уральским рекам.

 

Спортсменов поздравили артисты коллектива «Зримая песня», которые исполнили веселые и красивые номера.

 

158085d50894.jpg

 

«Страна глухих» поздравляет наших спортсменов и желает новых побед! Мы болеем за вас!

 

 

 

 

 

Arabica

Право на жесты

автор Надежда Чаушьян

 

Последнюю точку в решении написать эту статью поставил разговор с одной слабослышащей молодой бабушкой, у которой внук, как и у меня, оказался с недостатком слуха. Она рассказала, что членам ее семьи трудно заставить заниматься двухлетнего ребенка, он просто не хочет. Я спросила, на каком языке они с ним занимаются, и получила ответ: «Конечно, мы ему устно все проговариваем».

 

Как же сильны у нас стереотипы – с глухим ребенком надо заниматься устно! Жестовую речь запретить, иначе ребенок не будет говорить! Скольких детей сгубило это заблуждение! Сразу расставим все точки над i – я обеими руками за все современные методы обучения глухого ребенка: обязательный слуховой аппарат, развитие слухового восприятия, работа с логопедом. Это крайне необходимо. НО – вместе с жестовым языком. Когда рождается глухой ребенок – как ему объяснить первые необходимые понятия: кушать, туалет, спать, играть, если он не слышит? Как учить такого ребенка?

Слышащие решили: пусть глухой ребенок будет воспитываться, как воспитывались они сами. Но ребенок-то не слышит!

 

Главный принцип обучения любого ребенка – доступность информации. О какой доступности может идти речь, когда маленький ребенок должен напрягаться, чтобы прочесть и понять что-то по губам? Это первый корень зла. У нас в большинстве случаев такой ребенок до трех лет, пока его не определят в детсад, растет сам по себе, слышащие родные изобретают всякие условные жесты, чтобы ребенок их хоть немного понимал. Ребенок лишен нормального общения – этого ключевого фактора развития личности человека. И это накладывает отпечаток на всю его жизнь.

 

У нас в стране нет массовой программы раннего развития глухого ребенка до трех лет. Это второй корень зла. Упорно игнорируется старый, уже проверенный, надежный путь – путь к всесторонне развитой личности через жестовый язык. Я, в прошлом педагог, сколько раз убеждалась в верности этой дороги: у меня глухой сын, воспитанный на двух языках: жестовом и словесном. Его грамотности могли бы позавидовать многие слышащие сверстники. Работала я и с детьми в билингвистической гимназии, которые прямо на глазах преображались, когда им разрешали на жестовом языке обсуждать прочтенное (теперь большинство выпускников билингвистического класса имеют высшее образование).

 

Жестовый язык был первым и верным помощником при знакомстве моих детей с окружающим миром. Особенно это было заметно у моего четырехлетнего слабослышащего внука, т.к. его развитие прослеживалось с самого рождения. Когда нашему Никитке было полтора годика, мы узнали, что он плохо слышит. Ничего не поделаешь, сказалась наследственность сразу двух линий и поколений, у него все бабушки и дедушки – глухие. Наш малыш с пеленок имел свободный доступ к информации: мама и папа разговаривали с ним на двух языках – словесном (мама говорила ему на ушко) и жестовом. Пользоваться слуховым аппаратом ребенок отказывался. Мы с родителями ребенка живем отдельно, но все летние месяцы Никитка проводил с нами, т.е. с бабушкой и дедушкой, на даче. Каждый день с утра до вечера я разговаривала с ним, читала ему сказки, показывала картинки и объясняла все. Зачем мы ходим в магазин, почему дует ветер, почему солнце по вечерам уходит за горизонт, куда мама и папа уезжают каждое воскресенье и т.д. Ну буквально все! Разумеется, на жестовом языке. Это продолжается до сих пор, но с невольным нарастанием калькирующей жестовой речи, по мере накопления его словесного запаса. В 3 года Никитка уже прекрасно понимал значения вопрсов: «Зачем, почему, куда, где, как, когда» и умел ими пользоваться. Сын мне по факсу писал: «Никитка с утра почемучникает и зачемникает – с ума сойти!». «Пират – пираты, бумага – бумагы». «Нет, неправильно, надо говорить бумаги». «Почему?». И пошло-поехало: «А это как будет?» В 3 года САМ заинтересовался словообразованием. Это же мечта любого педагога, а сурдопедагога тем паче! Но как объяснить малышу – почему? «Запомни и все. Все так говорят». Дактилология очень помогает, мы ведь не слышим, как он произносит слова, а при помощи дактилологии выявлялись все ошибки: СУНДУК – УДУК, ЧАШКА – ШАШКА, КОРОБКА – АРОБА и т.д. Ребенок, играючи, без малейшего напряжения, учился всему. И без конца задавал вопросы, на которые мы старались обязательно дать ответы. А это было довольно трудно. Почему в море вода соленая, как появляются смерчи, что такое аренда, куда уходит вода из раковины, почему папа и мама спят вместе, а он – один, почему пар изо рта идет – и так бесконечно. У нас дома, как драгоценность, хранятся видеокадры, украдкой снятые дедушкой, где Никитка плачет, слушая сказку о гадком утенке. Трехлетний малыш сопереживал страданиям гадкого утенка! Тот, кто занимается вопросами воспитания, поймет, как это важно…

 

Нам и еще повезло – Никитка ходит в хороший детсадик №1635. Там продолжают то, что мы ему дали. Теперь в 4 года Никитка бегло читает и уже пишет предложения, хорошо считает. По вечерам вместе, поочередно с его мамой, читаем книги «Волшебника Изумрудного города». Интересно, что он будет делать в первом классе? Теперь вопрос: жестовый язык – враг или друг? Если враг – тогда вот третий корень зла.

 

В начале XIX века жил один замечательный человек, он фактически был первым сурдопедагогом царской России, звали его Виктор Иванович Флери. В 1835 году он издал книгу «Глухонемые». В этой книге он уже тогда писал о том, что образование глухого ребенка должно начинаться в самом раннем возрасте. И общение с ним родителей на жестовом языке просто необходимо – это будет наивысший знак любви родителей к ребенку. И потом уж родители должны призвать на помощь словесный язык и дактилологию. Таким образом, Флери предлагал систему, предусматривающую использование всех речевых средств: жестовой и словесной речи (устной, письменной и дактильной) в обучении глухих детей.

 

С тех пор прошло более 170 лет, а идеи Флери не потеряли актуальности и сегодня.

Крупнейший советский ученый Л.С. Выготский в 1931 г. писал:

«Борьба устной речи с мимикой, несмотря на все добрые намерения педагогов, как правило, всегда оканчивается победой мимики, не потому, что именно мимика с психологической стороны является истинной речью глухонемого, не потому, что она легче, как говорят многие педагоги, а потому, что она есть подлинная речь во всем богатстве ее функционального значения, а искусственно прививаемое устное произношение слов лишено жизненного богатства и является только мертвым слепком с живой речи. Мы должны использовать все возможности речевой деятельности глухонемого ребенка, не относясь свысока, пренебрежительно к мимике и не третируя ее как врага, понимая, что различные формы речи могут служить не только конкурентами друг для друга и взаимно тормозить развитие одна другой, но и ступенями, по которым глухонемой ребенок восходит к овладению речью»… Другой выдающийся сурдо- и сурдотифлопедагог И.А. Соколянский писал: «Игнорирование жестовой речи глухого ребенка в дошкольный и школьный период – это тягчайшее преступление...»

И мне будут говорить, что жестовый язык мешает развитию речи глухого ребенка?! Какие еще исследования подтверждают этот «постулат»?! Довольно голословных утверждений!

 

Почему у нас в России ЖЯ в положении ненужного родственника? А потому, что в свое время о нем пренебрежительно высказался сам Сталин. До перестройки в СССР не было инвалидов и секса. А значит, и жестового языка тоже.

«Говорить» на жестовом языке в публичных местах считалось постыдным. Сложилась нелепая ситуация: глухие лидеры обращались устно к неслышащей аудитории, которая внимала переводчикам. В педагогических вузах на дефектологических факультетах жестовому языку практически не учат, учителя и воспитатели в детсадах и школах для глухих детей не знают ЖЯ и не всегда понимают, о чем говорит глухой ребенок. Педагог имеет право не говорить с ребенком на жестовом языке, если он считает это ненужным, если у него есть другие способы общения с ним, но понимать ребенка он ОБЯЗАН! Глухой ребенок запоминает слова, пользуется ими, зачастую не понимая значения слов, и проверить – правильно ли он понимает значение, можно только через жестовый язык. Незнание ЖЯ педагогами и воспитателями – серьезное препятствие для развития глухого ребенка, лишающее его свободы коммуникации и доступа к информации.

 

Невозможно себе представить, чтобы в нормальную русскоязычную школу пришел работать педагог, не владеющий русским языком. Тогда почему по всей России в детсадах и школах для глухих работают педагоги и воспитатели, не знающие ЖЯ? А в некоторых школах жестовый язык уставом даже запрещен! Как, например, в Петропавловск-Камчатской школе. Так решило областное управление образования. Какое дикое невежество!

 

Главное в воспитании глухого ребенка – развитие свободной, широко образованной личности. А развитие слухового восприятия – это уже второе. А у нас во главу угла ставят именно последнее. И упускают из виду, что глухого ребенка надо в первую очередь учить думать, размышлять, анализировать. В результате из школ для глухих детей в большинстве случаев выходят малограмотные ребята, «с интернатским мышлением: все им обязаны, они – никому» (выражение Г.Н. Гавриловой). Раболепные перед мнением слышащих. И жизнь их жестоко наказывает. А кто виноват? Они? Люди, которые отвечали за их образование? Кто? Мы! Вот четвертый корень зла.

 

Мы – потому, что молчим. Мы – это глухие всей России. Мы у себя в Обществе много говорим о том, что школы выпускают совершенно неподготовленную к жизни, малообразованную молодежь. Но кто-нибудь из нас предпринял какие-нибудь действия? Председатели регионов у себя на местах поднимали этот вопрос перед департаментом образования? Молчим и все!

 

Я недавно наблюдала одну сценку в маршрутном такси. Напротив меня уселась семья слышащих родителей с глухим ребенком, лет пяти на вид. Он смотрел в окно, вдруг обернулся к родителям, хотел что-то сказать или спросить, родители стыдливо на него замахали руками – молчи, мол, потом. Родители не хотели при всех разговаривать с глухим ребенком. А у ребенка были живые глаза, и он обиженно на меня взглянул – из-за таких, как я, родители не хотят сейчас с ним говорить. Никто ничего не заметил, только я, глухой человек, поняла его, потому что не раз была в такой ситуации. Ужасная ситуация – ребенку с детства «прививается» комплекс неполноценности.

 

Многие глухие на голубом глазу утверждают, что жестовый язык мешает развитию глухого человека, но когда просишь доказательств – все, как один, запинаются, пожимают плечами, когда спрашиваешь – почему же вы говорите на ЖЯ, не используете словесную речь в общении, сами начинают понимать абсурдность ситуации и, когда предлагаешь запретить в школах ЖЯ – принимаются горячо защищать его...

 

Синдром неполноценности! Мир принадлежит слышащим, они лучше нас знают! Это наша неполноценность говорит, что жестовый язык мешает нашему развитию. Пора избавляться от этого синдрома! Пора бороться за право пользоваться нашим жестовым языком, за признание его полноценным языком, который объединяет нас, который наперекор всему живет и развивается.

 

Эти корни зла можно выдернуть, если русскому жестовому языку придадут официальный статус. Откроются учебные заведения, где можно будет получить профессию переводчика ЖЯ. Хочешь учиться в выбранном тобой университете? Университет предоставляет тебе переводчика жестового языка. Идешь в поликлинику или больницу, а там самим врачом в кабинет вызывается переводчик и он переводит тебе все, что говорит врач. Заманчивая перспектива? За рубежом, например, в Швеции или в Англии, это давно действительность. Но это и у нас имеет шансы воплотиться в жизнь, если мы будем бороться. Под лежачий камень вода не течет…

 

Я обращаюсь ко всем глухим – напишите рассказ о роли жестового языка в вашей жизни; как вами воспринимался окружающий мир; как вам объяснялись значения слов; мешает ли жестовый язык развитию глухого человека и почему; что способно заменить глухому человеку жестовый язык. И пришлите его нам. Самые примечательные рассказы войдут в приложение к тому пакету документов, который должен убедить наше правительство придать жестовому языку официальный статус.

 

Адрес: Москва, ул. 1905 года, д. 10. Департамент ВОГ по исследованию и развитию жестового языка, пометка: «Роль жестового языка в моей жизни». Е-mail: tmcm@mail.ru.

 

 

Из журнала ВЕС ("В едином строю") март 2007

 

05efa5d30cc1.jpg

Arabica

«Метеор» - это команда, которой по праву гордятся челябинские болельщики. «Метеор» клуб не простой – золотой! Девять раз челябинцы побеждали чемпионат России по баскетболу!

 

Еще с советских времен глухие и слабослышащие челябинские баскетболисты известны как сильные спортсмены, достойно выступающие на чемпионатах Союза. У команды «Метеор» богатая история и бессменный лидер - директор и создатель БК «Метеор», чемпион СССР в составе команды Московский области для спортсменов с нарушением слуха Геннадий Родионов.

 

Команда "Метеор" - была создана в том же 1994 году усилиями Геннадия Радионова и его товарищей, ветеранов челябинского баскетбола Евгением Соломиным, Юрием Шеиным, Евгением Репиным и Алексеем Кривенковым, радеющих за спорт глухих в нашем городе.

 

«Метеор», команда уникальная и невзирая на трудности, челябинские спортсмены отвоевывали себе призовые места –

 

· 1994 и 1995 годы - четвертое место на чемпионате России среди глухих;

 

· 1996-й – второе место на чемпионате России среди глухих;

 

· 1997 и 1998-й – третье место на чемпионате России среди глухих;

 

· В 1999 году "Метеор" впервые стал чемпионом страны !!

 

Сейчас «Метеор» это не только мужская команда чемпионов, но и подрастает новое золотое поколение в юношеских и детских командах. Женская команда тоже носит гордый чемпионский титул. Поистине золотой «Метеор»!

 

Интересно, что наш председатель РО ВОГ Евгений Николаевич Безруков восьмикратный чемпион России в составе команды «Метеор» и конечно он делает все возможное, чтобы спортивная жизнь глухих и слабослышащих челябинцев была яркой и насыщенной.

 

Сегодня во дворце культуры ВОГ чествовали баскетболистов! В празднике принимали участие артисты, дети, мужская и женская команды, и конечно ветераны.

 

 

 

Сайт «Страна глухих» поздравляет спортсменов Челябинска и желает успеха, удачи и новых побед! Мы болеем за вас!

 

22b8a298f7e2.jpg

Arabica

c7110dacbbf3.jpg

 

Школа-интернат №35 города Магнитогорска празднует юбилей 75 лет со дня открытия! За 75-летнюю историю существования школы было выпущено свыше 700 человек, а 90 выпускников окончили школу с отличием.На сегодняшний день в школе обучается около 100 детей. Глухие и слабослышащие школьники Магнитогорска активно участвуют в спортивных и творческих мероприятиях, занимают призовые места. Педагоги создают новые программы и проекты для успешного обучения и воспитания детей.

Концерт, посвященный празднованию юбилея, проходил вЛевобережном Дворце культуры Металлургов ОАО "ММК". Детей и педагогов пришли поздравить ветераны, родители, выпускники и Председатель Челябинского регионального отделения ВОГ Евгений Николаевич Безруков. Сайт «Страна глухих» Поздравляет коллектив и учеников школы с юбилеем!

 

Историческая справка:

Школа-интернат №35 была организована в 1935 году. Первыми организаторами школы были Ширинкин П.А., а с октября 1939 года – Щербаков П.И.. Состав детей по возрасту в период организации школы был неоднороден: глухие, слабослышащие 7-ми и 13-ти летние обучались в одном классе. С ростом населения увеличился контингент учащихся. Если в 1935 году он составлял 26 человек, то уже в 1939 – 86 учащихся.

Во время ВОВ в магнитогорской школе количество глухих детей увеличилось в 2 раза, т.к.школа приняла 78 детей, эвакуированных из Ленинграда. Учащиеся старше 13-ти лет работали на заводах, фабриках и и в мастерских города.

В 1947 году школа-интернат была переведена из помещения барачного типа в здание общеобразовательной школы №44 по адресу Полевая,д. 3, где и находится в настоящее время.

Arabica

Сборная Южного Урала обеспечила себе путевку на Сурдолимпиаду, выиграв чемпионат России по керлингу.

 

Состоялся первый Чемпионат России по керлингу в городе Дмитрове Московской области. Одержала победу сборная Южного Урала.

Наши чемпионы – Олег Дарчиев, Сергей Жиров, Юрий Макеев, Александр Пятков, Константин Шестобитов. Тренеры – Ефим Жиделев и Олег Пригоренко.

 

Благодаря этой победе, спортсмены Челябинской области примут участие в XVII Сурдлимпийских играх, которые состоятся в 2011 году в Словакии. Керлинг еще молодой вид спорта в Сурдлимпийских играх, которые проходят каждые четыре года под руководством международного спортивного комитета глухих.

 

Спасибо нашим спортсменам за победу!

f8dccb306d15.jpg

Arabica

Поющие руки в Че

вроде получилось :i76: пока выложу эту заметку

В Челябинске 25-26 декабря во дворце культуры глухих прошел фестиваль жестовой песни «Поющие руки». Участвовали артисты трех федеральных округов России –Приволжского, Сибирского и Уральского. Было очень приятно видеть на сцене красивых, талантливых людей из разных городов - Омска, Тюмени, Екатеринбурга, Перми, Кургана, Челябинска, Магнитогорска и Златоуста. Артисты порадовали не только замечательными номерами жестовой песни, но и танцами, яркими, необычными идеями костюмов и театральных постановок, оригинальностью выбора песен. Для конкурса каждый город выбрал песни о главном – о России, о Родине, о Великой Отечественной войне, о матери и конечно, о любви!

Хотелось бы, чтобы такие встречи проходили чаще, ведь это не просто концерт – это культура неслышащих, возможность показать свои неограниченные возможности, пообщаться с интересными людьми и найти новых друзей!

 

c5d98e6a261e.jpg

Ведущие фестиваля Ильшат Каримуллин и Наталья Лебедева

 

0d116635d713.jpg

Директор ВОГ Евгений Николаевич Безруков

 

14cf7c8615.jpg

стиляги

 

фото Михаила Федоренко

Sign in to follow this  
×
×
  • Create New...