Репортаж из лицея

26.05.2016

Вы знаете, что Россия заняла первое место в мире по числу людей с высшим образованием в возрасте от 25 до 64 лет в рейтинге стран, приведенном в докладе Международной организации экономического сотрудничества и развития(TheOrganisationforEconomicCooperationandDevelopment)?Согласно этим данным, высокообразованных россиян в данной возрастной категории— 54%. Хорошо это или плохо? С одной стороны, цифры приятно щекочут самолюбие, с другой стороны, более важным критерием считается возможность использовать полученное образования для максимальной самореализации. А так ли это? Огромное количество людей работает не по специальности, парикмахер или продавец с дипломом, а то и с магистратурой уже никого не удивляет, «офисный планктон» растет, по-настоящему востребованы оказываются единицы из бесконечного потока выпускников всевозможных ВУЗов.


С грустью вспоминается советская система профтехобразования, пусть она была и не совершенна, зато любой человек мог бесплатно получить профессию и всегда иметь возможность заработать на свой кусок хлеба. Особенно это касается людей с ограниченными возможностями, которые более уязвимы иизначально находятся в невыгодном положении. Но есть и хорошие новости! Несмотря на то, что в годы перестройки и далее произошел определенный перекос в образовательной системе, остались еще островки благополучия. Вот об одном из специальных образовательных заведений я хочу рассказать в своем мини-репортаже.


На прошлой неделе мне удалось побывать на дне открытых дверей в «Профессиональном реабилитационном лицее» г. Санкт-Петербурга. Получила очень интересный опыт и полностью изменила мнение о нынешней системе профтехобразования. Самое удивительное, что лицей принимает на обучение лиц с ограниченными возможностями и выпускников коррекционных школ от 15 до 60 лет! До 60! Это меня поразило особенно. Специально поинтересовалась подробностями – для получения полного образовательного курса все-таки берут людей помладше, до 45. Зато на дополнительных вечерних курсах, которые до сих пор бесплатны, могут обучаться все желающие до 60. Перечень курсов достаточно многообразен – это и пользователь компьютера, и мастер по ремонту обуви, переплетные курсы, лоскутное шитье, лозоплетение. В основном, конечно, лицей предназначен для юного поколения – дети могут получить профессию как на базе 9 классов, так и на базе полного среднего образования. Полный перечень профессий и условий для поступления можно найти на сайте, я же хочу вкратце обрисовать то, что успела увидеть и услышать во время своего посещения.


Итак, спортивный зал – несмотря на то, что в лицее учатся дети с определенными ограничениями, к физкультуре тут относятся серьезно. Есть даже спортивные секции по волейболу, настольному теннису, есть тренажерный зал.

Ну а для «ленивцев» существует другой зал – комната психологической разгрузки. Это я, конечно, шучу. На самом деле в лицее все сделано для того, чтобы ученики чувствовали себя комфортно.


В комнате релаксации кроме таких замечательных отдыхательных подушек есть массажное кресло и массажная кушетка. Этой комнатой можно воспользоваться на больших переменах. 
Вообще сам лицей производит очень приятное впечатление. Чистые, светлые коридоры, много цветов, отремонтированное здание, приятные преподаватели. Особенно хочу отметить преподавательницу швейного дела, специальность «Портной». Сразу видно, что человек увлеченный и творческий, и что занятия идут не по шаблону. Дети с гордостью показывали свои работы, которые сшили на занятиях. Я обратила внимание на двух учеников, которые переговаривались жестами и уточнила возможность обучения для глухих и слабослыщащих. Оказывается, пока только эта специальность обеспечивается сурдопереводом! В планах лицея расширить возможности обучения, возможно даже, со следующего года. Но в этом году официальный набор на обучение с сурдопереводом идет только на специальность«Портной»

Не обошла я своим вниманием и другие мастерские – обувную, переплетную и лоскутное шитье, последнее понравилось мне настолько, что я всерьез подумываю пойти на курсы для тех, кому нет 60 J.


Для людей, имеющих развитой эстетический вкус и любовь к природе есть интересные специальности – «садовник» и«ландшафтный дизайнер». Обучение соответственно год и 10 месяцев на базе неполного среднего образования и 10 месяцев после 11 класса. Очень востребованныепрофессии, да еще и содействие в трудоустройстве предполагается. Как жаль, что эти специальности не идут в виде дополнительного образования для взрослых!


Не обошел лицей и компьютерную грамотность, без которой нынче никуда. Есть несколько профессий на выбор – «наладчик компьютерных сетей», «мастер по обработке цифровой информации», «делопроизводитель». Для тех, кто не имеет полного среднего образования возможно обучение профессии«оператор ЭВМ». Все учебные классы чистые, светлые, хорошо оборудованные. Занятия во взрослых группах и детских идут отдельно, чтобы разновозрастные учащиеся не мешали друг другу. Сами группы небольшие, каждому ученику гарантируется внимание и личный подход.


Учащимся выплачивается стипендия по итогам успеваемости, обеспечивается льготный проезд на общественном транспорте плюс бесплатное питание. 
Конечно, каждый родитель мечтает, чтобы ребенок получил максимально хорошее образование, но к сожалению, наши желаниязачастую упираются в возможности наших детей. В силу различных причин высшее образование может быть недоступно, однако получение востребованной профессии в данной ситуации будет отличной альтернативой. 
Да и для взрослых людей, потерявших возможность работать по прежней специальности по состоянию здоровья, это тоже хороший шанс получить новую специальность.

Продвижение сайта