инклюзия в спорте

26.06.2015

25 июня в Общественной палате РФ прошел круглый стол, организованный РООИ «Перспектива», на тему «Инклюзияв спорте: адаптивная физкультура и массовый спорт среди детей и подростков с инвалидностью и без»

На заседании шла речь о необходимости развивать физкультуру и спорт для детей с инвалидностью, а также организовывать совместные занятия спортом для детей с инвалидностью и без.

Открывая заседание, директор «Перспективы» Денис Роза подчеркнула важность поднятой проблемы: «Сегодня для всех детей стоит проблема двигательной активности, но если дети без инвалидности летом все-таки имеют шанс больше заниматься спортом, поехать куда-то в лагерь или пойти в поход, то дети с инвалидностью всего этого лишены, и это нельзя так оставлять».

Паралимпийский чемпион депутат Государственной думы Сергей Поддубный поддержал Денис Роза со своей позиции:«Паралимпийский спорт для взрослых у нас находится на высоком уровне, не хуже, чем олимпийский, о чем говорят многочисленные золотые медали, которые российские паралимпийцы завоевывают на мировых первенствах. Но при этом совсем не уделяется внимание физической активности и спорту для детей с инвалидностью». Чемпион отметил, что отношение к детям с инвалидностью в нашей стране сводится к двум задачам: учить и лечить, поэтому речи о приобщении таких детей к спорту в интернатах или реабилитационных центрах обычно не идет. Однако детям очень важно выходить из дома, общаться с людьми, чувствовать себя равноценными членами общества, и спорт в этом может помочь. Хотя, конечно, это очень непросто – организовать спортивные занятия для детей с инвалидностью, и с этой задачей справится далеко не каждый. Однако признав, что запрос общества в этом отношении справедлив, Сергей Поддубный пообещал поднять его и в стенах нижней палаты российского парламента.

Выступление американского эксперта Илая А. Вульфа было посвящено возможностям спорта для инклюзии людей с инвалидностью в общество. «Когда вы видите атлета, пловца с инвалидностью, на что вы в первую очередь обращаете внимание – на его атлетическую мощь или на его инвалидность?», — задал Илай вопрос присутствующим, показывая кадры спортсменов-паралимпийцев. Он призвал относиться к людям с инвалидностью на равных, признавая за ними право вести такую же жизнь, как и все прочие люди, в том числе заниматься спортом. По мнению эксперта, настоящая инклюзия – это когда человек с инвалидностью невидим, но не потому, что исключен, а наоборот, потому что воспринимается обществом как его неотъемлемый член, хоть и с некоторыми особыми потребностями.

Елизавета Чиркова, директор московской школы №2121, рассказала о проекте, в котором ее ученики участвовали вместе с РООИ «Перспектива»: знакомились с паралимпийским спортом, встречались с чемпионами, пробовали свои силы в разных видах спорта. По ее мнению, включение детей с особенностями гораздо легче проходит на занятиях физической активностью

чем в изучении основных предметов школьной программы. Учитель физкультуры этой же школы Дмитрий Бесполов, победитель конкурса «Учитель года Москвы»-2004, рассказал о сложностях, с которыми сталкиваются преподаватели, желающие включить в занятия детей с инвалидностью. По его словам, с такими детьми разрешено работать только специалистам по лечебной физкультуре, и обычный учитель физкультуры, даже прошедший курс спортивной медицины, боится ответственности при работе с ними. В школе же далеко не всегда есть специалист по лечебной физкультуре. При этом в Министерстве образования уже взяли курс на то, чтобы в ходе уроков физкультуры никто не сидел на скамейке освобожденных от занятий. За составление программы взялись олимпийские чемпионы, рассказал Бесполов. «Детейс инвалидностью нужно оценивать не по спортивным результатам, как прочих, а по мотивации и их личной динамике, — считает учитель. – А педагога оценивать не по количеству кубков, стоящих в холле школы, а по тому, насколько полно включены в занятия все дети с разными особенностями». Он также предложил подумать, каким образом можно было бы включать детей с инвалидностью в любые соревнования, согласно их возможностям, а не придумывать для них отдельные«парасостязания». «Основная задача нынешней физкультуры – поднять ученика со скамейки освобожденных, — заявил Бесполов. – Но для этого в первую очередь со скамейки должен подняться учитель».

Выступивший затем Максим Попов, генеральный директор«Кенгуру-про», президент Федерации воркаута России, рассказал, как формировал среду для людей с инвалидностью, передвигающихся на коляске – бывших байкеров, получивших травмы. Разрабатывал элементы конструкций – рукоходов, брусьев… Ради занятий на снарядах, удобных для передвигающихся на колясках, молодые люди с инвалидностью выходили из дома, возникла тусовка, а следом – мотивация не закрываться дома, не переживать одному свою инвалидность. О таких же площадках с конструкциями для work out рассказал президент Федерации по Параворкауту Александр Воробьев.

Затем слово взял еще один гость РООИ «Перспектива» Роб Мюллер, который рассказал, какие еще существуют способы адаптировать привычные физические упражнения для людей с инвалидностью. При этом, как заметил Кирилл Козырев, заместитель начальника программы развития и по связям с регионами в Российском Футбольном Союзе, помимо доступных спортплощадок и залов, нужна доступная среда на улицах города, доступный общественный транспорт, иначе спортсмен с инвалидностью просто не сможет ездить на тренировки.

Своим опытом проведения уроков физкультуры для детей с аутизмом поделился учитель физкультуры школы №1321«Ковчег» Юрий Торгашев. Представитель ФК «Динамо-Москва Ирина Тихомирова подняла тему незрячих спортсменов, и Алексей Шипилов, тренер подмосковной сборной по голболу, рассказал, что в эту игру могут играть и спортсмены с инвалидностью по зрению, и без инвалидности, закрыв глаза специальной повязкой. При этом Алексей посетовал, что зачастую информация о голболе, о командах и клубах, просто не доходит до молодежи с инвалидностью по зрению, и из-за этого чрезвычайно трудно вовлекать в голбол молодое поколение.

Представитель Федерации спортивной борьбы России Василий Цандыков изложил присутствующим целую схему вовлечения детей и молодежи в спорт, которая не ограничивается уроками физкультуры и даже спортивными секциями, но предполагает встречи со знаменитыми спортсменами и мастер-классы, школьные спортивные фестивали и соревнования, собственные спортивные клубы – причем все это для детей всех возрастов и с любыми особенностями. Разумеется, это предполагает переподготовку педагогического коллектива и обмен опытом, а также активное участие родителей, местной общественности, и в целом доступность спорта для всех участников процесса. В свою очередь советник ректора по инклюзивному образованию в

Российском государственном университете физической культуры, спорта, молодежи и туризма Наталья Рубцова сообщила, что вуз разработал программы для занятий спортом людей с инвалидностью, более того, вступительные тесты в университет и дальнейшие экзамены также адаптированы для абитуриентов и студентов с инвалидностью: «Многие из них только у нас впервые начинают заниматься спортом», — рассказала Рубцова. По ее словам, сегодня Университет физкультуры – единственный вуз в России, использующий иклюзивную методику в спортивной подготовке. Тьюторами для студентов с инвалидностью выступают их однокурсники без инвалидности. Сурдопереводчиков нет, но с молодежью занимаются преподаватели соответствующих направлений, и ко второму году обучения практически все студенты осваивают жестовый язык.

После того, как выступили все желающие, собравшиеся на круглый стол перешли к обсуждению рекомендаций для ведомств различного профиля и властей различного уровня. Учитель Дмитрий Бесполов предложил подумать об отмене строгих ограничений по здоровью для участия детей в соревнованиях разного уровня. «Например, для участия в президентских соревнованиях я должен набрать из одного класса восемь мальчиков и восемь девочек основной группы здоровья, — рассказал он. – Но нередко это невозможно сделать в рамках одного класса, ведь даже плоскостопие сразу переводит ребенка в другую группу».

Выслушав многочисленные замечания и предложения общественников и педагогов, единственный представитель исполнительной власти на заседании Ольга Джумачук, начальник отдела по адаптивной физической культуре и адаптивному спорту Москомспорта, сообщила, что в Москве 247 тренеров прошли переподготовку в учебном центре и могут работать с детьми с инвалидностью, и в общей сложности в различных секциях занимается около 10 тысяч людей с инвалидностью. Она заверила собравшихся, что их пожелания услышаны: «Главное, чтобы было желание человека с инвалидностью или родителей ребенка с инвалидностью заниматься спортом, а мы со своей стороны поможем», — пообещала представитель Москомспорта.