ИНВАЛИДЫ ПОМОРЬЯ ПРОСЯТ ЧИНОВНИКОВ КОНТРОЛИРОВАТЬ ВЫПОЛНЕНИЕ ТРЕБОВАНИЙ О ДОСТУПНОСТИ ИНКЛЮЗИВНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

16.10.2014

Общественные организации инвалидов Архангельской области обратились в правительство региона с предложением о мониторинге доступности школьного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью. Письмо за подписями членов областного Союза общественных объединений инвалидов, отправлено министру образования и науки Архангельской области Игорю Скубенко.

В своем коллективном письме инвалиды Поморья выразили крайнюю обеспокоенность ситуацией, которая складывается в муниципальных образованиях региона при предоставлении образовательных услуг детям с инвалидностью.

Например, дети, прошедшие курс реабилитации и социализации в«Котласском реабилитационном центре для детей с ограниченными возможностями» не могут посещать обычные муниципальные школы. Дело в том, что администрация муниципалитета не предпринимает необходимых усилий для создания доступной среды в этих учреждениях. Такие дети переводятся на домашнее обучение и не могут получать образовательные услуги вместе со сверстниками по месту жительства.

Аналогичная ситуация несколько лет назад была и в городе Мирном (Плесецкий район, Архангельской области), когда дети с ментальными нарушениями не могли получать образовательные услуги и находились на домашнем обучении. Лишь вмешательство федерального суда заставило муниципалитет г. Мирного создать условия для обучения этих детей в муниципальной школе. Решение суда было основано на том, что полномочия и финансовые ресурсы в виде субвенции для организации образовательной услуги для детей с инвалидностью с 2008 года передаются правительством Архангельской области на муниципальный уровень.

Учитывая, что аналогичные ситуации могут возникнуть и в других муниципальных образованиях региона, члены Союза объединений инвалидов обратились в министерство образования и науки Архангельской области с просьбой организовать постоянный мониторинг надомного обучения детей с инвалидностью с учетом проблемы обеспечения доступности обучения в школе(адаптивности образовательных учреждений к потребностям детей с ОВЗ и инвалидностью).

Согласно Конвенции ООН о правах инвалидов и Федеральному закону «Об образовании», обучение детей с инвалидностью должно быть инклюзивным, что предполагает доступность школьных учреждений для всех детей, независимо от их способностей и возможностей. Школьное обучение должно быть не только доступным, но и адаптированным в учебном и социальном отношении для любого ребенка.

В то же время на практике (по сообщениям родителей) детям с инвалидностью в Архангельской области нередко предлагается обучение на дому вместо организации инклюзивного или специального (отдельный класс) школьного образования. Особое беспокойство вызывают случаи, когда общеобразовательные школы не готовы принимать детей с проблемами опорно-двигательного аппарата, с задержкой психического развития, с тяжелыми и множественными нарушениями здоровья.

Представители организаций инвалидов и родительских сообществ считают, что администрациям муниципалитетов и школ необходимо стремиться к тому, чтобы все дети имели реальную (а не абстрактную) возможность посещать образовательные учреждения. Однако, в связи с обращениями родителей в общественные организации инвалидов, возникают сомнения в том, что руководители школ предпримут конкретные шаги по обеспечению физической доступности, учебной и социальной адаптации учебных заведений к потребностям всех детей, в том числе детей с ОВЗ и инвалидностью. Замещение школьного обучения надомным не будет способствовать инклюзивному образованию, а приведет лишь к дискриминации детей инвалидов.

Один из аргументов руководителей школ заключается в том, что родители добровольно дают согласие на перевод ребенка на надомное обучение. Однако добровольность в таких случаях вызывает сомнения. Согласие родителя на обучение на дому в большинстве случаев является вынужденной мерой. Как правило, родители подписывают согласие после того, как руководители школ объяснят им, каковы будут последствия принятия особенного ребенка в обычную школу. Эти последствия почти во всех случаях крайне негативны. При таком положении дел нельзя рассчитывать на то, что система образования станет более инклюзивной. Поэтому школы обязаны принимать меры к тому, чтобы улучшить внутришкольную атмосферу, организацию обучения с учетом способностей учащихся и отношения к «особенным» детям. Меры по созданию инклюзивной атмосферы необходимо создавать в школе, а не в рамках надомного обучения. Обучение на дому в ряде случаев необходимая мера, однако, она не должна превратиться в систему обучения детей с инвалидностью. Кроме того, мнение родителя (и его согласие на обучение ребенка на дому) не должно вести к ограничению и ущемлению права ребенка на доступность образования и общения со сверстниками.

Члены Союза общественных объединений инвалидов в своем обращении просят Министра образования и науки Архангельской области Игоря Скубенко провести анализ ситуации с надомным обучением в Архангельской области и организовать проведение мониторинга выполнения требования о доступности школьного образования для детей с ОВЗ и инвалидностью. В частности, предложено принять во внимание следующие сведения:

— о динамике численности учащихся, обучающихся на дому, в соотношении с динамикой численности детского населения школьного возраста в муниципальном образовании за несколько лет;

— о динамике зачисления учащихся с инвалидностью и с ОВЗ в соотношении с динамикой численности этих учащихся, обучающихся на дому;

— о численности обучающихся на дому учащихся с ОВЗ и инвалидностью в образовательных учреждениях, в которых требования о доступности зданий выполнены с указанием периода надомного обучения;

— о мерах, которые предпринимаются образовательными учреждениями для включения детей в школьную среду в тот период, когда они находятся на надомном обучении;

— о наличии планов развития инклюзивного образования в тех учреждениях, где дети обучаются на дому, планах по повышению квалификации сотрудников в области инклюзивного образования, расширению программ адаптированного обучения.

Предполагается, что результаты мониторинга будут рассмотрены на круглом столе в марте 2015 года, который традиционно проводится в рамках Недели инклюзивного образования совместно с Общественной палатой Архангельской области.



Контакт: Николай Мякшин, председатель Союза, тел/факс (8182) 27-12-80,
сайт «Гражданские инициативы»