ПЕРВЫЕ УРОКИ ДОБРОТЫ В НОВОМ УЧЕБНОМ ГОДУ

16.09.2014

15 сентября в 518-й школе прошли первые в этом учебном году Уроки доброты из цикла специальных занятий по пониманию инвалидности, которые РООИ «Перспектива» проводит с 1997 года. Уроки прошли во втором и в двух четвертых классах.

Обязательное условие: ведут занятия только люди с инвалидностью, прошедшие специальную подготовку. В 518-ю школу пришли Юлия Симонова, которая передвигается на коляске, и Дмитрий Данилин, который из-за травмы позвоночника использует при ходьбе специальные костыли. Ведущие рассказали детям о своей собственной инвалидности, объясняя, что проблема не в их нарушениях, а в отношении окружающих и в окружающей среде, которая все еще очень плохо приспособлена для свободной жизнедеятельности людей с инвалидностью. «Я передвигаюсь на коляске с 10 лет, – рассказала Юлия. – Занималась гимнастикой, неудачно упала и сломала позвоночник. Но инвалидность не мешает мне работать, водить машину, путешествовать, заниматься плаванием. Если возникают препятствия, например, нет пандуса, тогда появляются сложности». «А что вы чувствуете, когда двигаетесь на коляске или идете с костылями?» – поинтересовался четвероклассник Алеша. «Как же вы плаваете, если вы вон как?» – недоумевала второклассница Варя. Юлия и Дмитрий подробно отвечали на самые откровенные вопросы.

Также в ходе урока ведущие спрашивали у ребят, сталкивались ли они когда-либо             с такими людьми, и чаще всего школьники вспоминали тех, кто просит деньги в метро или подземных переходах. В беседе выяснилось, что и второклассники, и четвероклассники определяют людей с инвалидностью прежде всего как тех, у кого нет ног или рук, и лишь потом вспоминают о незрячих или неслышащих.

Затем разговор зашел о сложностях, с которыми сталкиваются люди с инвалидностью в повседневной жизни. В четвертых классах ребята уверенно перечислили недоступность метро, подземных переходов, высокие бордюры. «Еще очень неприятно, когда на тебя все время смотрят», — полувопросительно сказала Настя… Начали вспоминать, что уже сделано для того, чтобы людям с инвалидностью, и не только им, было проще и легче в повседневной жизни: пандусы у магазинов, поликлиник и других зданий, бегущую строку с названием остановок в метро, светофоры со звуком, тактильную желтую плитку на тротуарах для незрячих. Ведущие дали детям посмотреть и, главное, потрогать книгу со шрифтом Брайля, с помощью которого могут читать те, кто не видит.

Поговорили и о том, как человек с инвалидностью может заниматься спортом. Дмитрий рассказал ребятам, что незрячие люди могут играть в футбол специальным мячом, внутри которого находится много маленьких мячиков, поэтому катящийся мяч издает характерный шелестящий звук, прекрасно улавливаемый незрячими футболистами. Школьники постарше сразу вспомнили и слэдж- хоккей, и Паралимпийские Игры в Сочи. Все хором решили, что людям с инвалидностью обязательно нужно помогать, но сначала хорошо бы узнать, нужна ли помощь, и какая именно. «Я видел, в метро сейчас есть специальная служба, которая помогает таким людям», – вспомнил Дамир.

Учительница одного из четвертых классов, Наталья Николаевна, прокомментировала занятие: «В классе есть один мальчик, довольно жесткий. И когда он увидел, что весь класс единодушно

готов помогать людям с инвалидностью, видно было, что он немного растерялся и задумался. Такие уроки помогают изменить отношение не только к людям с инвалидностью, но и к людям вообще».

В ходе урока детям также предложили поиграть: примерить на себя ситуацию, с которой могут столкнуться люди с инвалидностью – пройти по классу с завязанными глазами и в сопровождении одноклассника, надеть и застегнуть пиджак одной рукой и т.д.

Для каждой возрастной группы существуют свои методики проведения подобных занятий, разработанные РООИ«Перспектива» за 17 лет работы в этом направлении.

Только в минувшем учебном году «Перспектива» провела Уроки доброты для 2000 школьников с 1 по 8 классы в 24 московских школах. Сегодня Уроки доброты по разработкам РООИ«Перспектива» проводятся более чем в 20 городах России и пяти городах государств СНГ.

«Эти занятия способствуют продвижению в школах понятия инклюзии, готовят детей к приходу в класс сверстников с инвалидностью, облегчают понимание целей совместного обучения детей с инвалидностью и без, – говорит ведущая уроков сотрудник РООИ Юлия Симонова. – И это очень хорошо, что недавно проведение таких занятий поддержал президент страны Владимир Путин. Думаю, многие общественные организации, защищающие права людей с инвалидностью, могли бы перенять опыт «Перспективы».

Мы приглашаем вас на Уроки доброты и готовы ответить на любые вопросы по данной теме. Если вас заинтересовала эта информация, обращайтесь – мы сообщим вам точную дату, время и место каждого конкретного урока.

Тел. 8-926-911-05-34, (495) 725-39-82.