Исследование рекомендует знакомить глухих детей с языком жестов до и после кохлеарной имплантации

23.04.2024
Многие исследователи и врачи советуют родителям глухого ребенка, ожидающего кохлеарного имплантата, избегать языка жестов и сосредоточиться исключительно на разговорной речи.

Это связано с широко распространенным убеждением, что знакомство глухого ребенка с языком жестов фактически мешает обучению разговорной речи после того, как имплантат восстановил слух. Считается, что использование языка жестов приводит к «визуальному захвату» путей мозга, которые в противном случае были бы предназначены для слуха.

Но недавнее исследование показывает, что знакомство глухих детей с языком жестов до и после кохлеарной имплантации оказывает положительное влияние на разговорную речь и способность запоминать звуки, используемые в словах, также известную как фонологическая память.

Исследование провела Одри Дельсенсери, доктор философии. Студент под руководством Франсуа Шампу, профессора Школы патологии речи и языка и аудиологии Университета Монреаля. Работа опубликована в журнале Developmental Science .

Дельценсери сравнил языковые способности глухих детей, которые знакомились с языком жестов до и после кохлеарной имплантации, с навыками глухих детей, которые никогда не сталкивались с языком жестов, а также с детьми с нормальным слухом.

«Наши результаты показывают, что раннее знакомство с языком жестов улучшает не только разговорный словарный запас ребенка, но также его морфологическую и фонологическую осведомленность, фонологическую память и экспрессивную грамматику», — сказал Дельценсери.

Предотвращение языкового дефицита

Учитывая преимущества для развития речи и памяти, Delcenserie призывает родителей изучать язык жестов и знакомить своего глухого ребенка с языком жестов, даже если ребенку будет установлен кохлеарный имплант.

Это защищает глухого ребенка от полной языковой депривации до установки имплантата и нейтрализует негативные последствия задержки овладения языком.

«Без какой-либо зрительной коммуникации глухой от рождения ребенок лишается каких-либо средств общения», — пояснил Дельценсери.

«Мы также знаем, что раннее знакомство с языком активирует врожденные нейрокогнитивные системы, ответственные за овладение языком, и что оптимальное время для этой активации — первые 12 месяцев жизни».

Более того, знакомство с языком жестов приносит когнитивные и социальные преимущества даже после кохлеарной имплантации.

«Эти дети демонстрируют то, что мы называем бимодальным билингвизмом, который связан с улучшенными исполнительными функциями из-за необходимости переключения языка», — сказал Дельценсери.